1. Фактуальная информация: солнце путешествовало по небу и разбрасывало свои лучи. Солнце дарило свои лучи и виноградникам, и насекомым, и зверям, и всем растениям. Туча злилась и ворчала на солнце. В конце дня лучей у солнца не убавилось, а туча от злости рассыпалась градом.
Подтекстовая информация: солнце – символ щедрости. Туча, из-за своего грозового настроения, упрекала солнце в щедрости.
Концептуальная информация: быть щедрым по отношению к окружающим. Сам человек от этого не обеднеет, а станет духовно богаче.
2. Жанр: сказка-ноктюрн.
3. Тема: “Что, значит, быть щедрым?” (По сказке Джанни Родари “Солнце и туча”)
4. Цели урока:
- познакомить с произведением Джанни Родари “Солнце и туча”, с новым литературным жанром сказкой-ноктюрном, литературным приёмом аллегории;
- проанализировать черты характера солнца и тучи, помочь учащимся сделать самостоятельный вывод, что, значит, быть щедрым;
- понаблюдать за отношением автора к героям сказки.
5. Тип урока – урок знакомства с новым текстом.
Этап антиципации
Прочитайте предложение, записанное на доске “Оно путешествовало по небу на своей огненной колеснице, разбрасывало лучи – во все стороны”
О чём идёт речь?
Что помогло определить?
Колесница (большой колесный экипаж).
Как солнце могло путешествовать в колеснице?
Подберите слова к слову “солнце”: лучи, солнце, ворчала, щедро, туча, рассыпалась градом, весело, злилась.
- А остальные слова к чему можно отнести? (Туча)
- А что туча может ворчать, злиться? (Переносное значение)
- На мой взгляд, ворчать, злиться – это слова-синонимы, а вы как думаете?
- Это и есть заглавие нового произведения. Откройте учебники.
- Кто же такие Туча, Солнце? (Герои произведения) Заголовок – главные герои.
- Прочитайте имя автора? Знаком?
- Вы уже познакомились с ключевыми словами текста. Можно сразу по ключевым словам определить жанр произведения? (Сказка)
- Это не просто сказка, а сказка-ноктюрн.
- Что непонятно в определении? (Ноктюрн). (Ноктюрн – небольшое лирическое произведение)
- Понятно ли теперь всё? (Лирическое произведение – произведение, выражающее чувства, переживания)
- Рассмотрите иллюстрацию
- Это сказка. А что сказочного на ней? (Нет ничего сказочного)
- Обратите внимание на природу, изображённую на иллюстрации. (Италия – Родина Джанни Родари)
- Какое солнце на иллюстрации? (Яркое, ласковое, праздничное)
- Что же может произойти между солнцем и тучей? Предположения.
1. Первичное чтение. “Диалог с автором”
Солнце путешествовало по небу на своей огненной колеснице весело и горделиво. (Чем могло гордиться солнце?) Оно щедро разбрасывало лучи – во все стороны.
И всем было весело. Только туча злилась и ворчала на солнце. (Чем туча была недовольна?) И неудивительно – у неё было грозовое настроение. (Вот почему она злилась!)
- Транжира ты! (“Транжира” – это…..) – хмурилась туча. – Дырявые руки! (Интересно, как у солнца могут быть дырявые руки) Швыряйся, швыряйся своими лучами! Посмотрим, с чем ты останешься!
А в виноградниках каждая ягодка ловила лучик солнца и радовалась ему. И не было такой травинки, паучка или цветка, не было даже такой капельки воды, которые бы не старались заполучить свою частичку солнца.
- Ну, транжирь ежё, - не унималась туча, - транжирь своё богатство! Увидишь, как они отблагодарят тебя, когда у тебя уже нечего будет взять! (Не доверяет окружающим – это плохо)
Солнце весело продолжало катиться по небу и миллионами, миллиардами раздаривало свои лучи. (Сколько же получили её тепло?!)
Когда же к заходу солнце сосчитало их, оказалось, что они все на месте, - смотри-ка, все до одного! (Как же они вернулись обратно?)
Узнав про это, туча так удивилась, что тут же рассыпалась градом. (Вот сколько злости в неё накопилось, что рассыпалась градом, а не дождём) А солнце бултыхнулось в море.
2. Обобщающая беседа.
- Чему удивилась туча?
- Каким было солнце в конце дня? (Весёлым, счастливым, добрым, щедрым)
- А разве “добрый, щедрый” – это не одно и тоже?
- Уточним значения слов. Рабочая тетрадь с.47 №3.
- Какое же определение для солнца самое точное? (Доброе, ласковое, счастливое, щедрое, милое, тёплое)
- Кто был счастливее – солнце или туча? Почему? (Щедро раздаривало…)
- Вы сказали, что Солнце было щедрым. Отметим опорные слова. (Работа с текстом). Путешествовало весело и горделиво, каждая ягодка радовалась ему, раздаривало свои лучи, весело бултыхнулось.
- С какой интонацией их надо читать? Почему?
- Что делала туча? (Хмурилась, не унималась, злилась, ворчала, удивилась, рассыпалась градом)
- Как их надо читать? Прочитайте слова тучи? (Надменно, насмешливо, с укоризной…)
3. Выразительное чтение
4. Работа с текстом после чтения
- На чьей стороне симпатии автора?
- Кого напоминают солнце и туча своими действиями, речью? (Людей, которые бывают щедрыми, как солнце, и жадными, недовольными, как туча)
Автор Джанни Родари использует приём аллегории. (Аллегория – выражение, содержащее скрытый смысл)
- Какой же скрытый смысл содержится в сказке? (Быть щедрым по отношению к окружающим.)
- На какой же вопрос мы с вами попытались ответить на уроке? (Что, значит, быть щедрым?)
- Так, что, значит, быть щедрым? Не быть жадным, недовольным. Если человек щедр по отношению к окружающим, то он не обеднеет, а станет богаче духовно.
5. Работа в группах.
- Что необычного увидел автор в обыкновенных явлениях природы?
Явление природы | “Необычное” в сказке Родари |