Развитие творческих способностей учащихся на уроках декоративно-прикладного искусства по теме "Флористика"

Разделы: МХК и ИЗО

Классы: 3, 4, 5, 6, 7, 8

Ключевые слова: флористика, дети, пейзаж, листья


Творческий учитель находится в постоянном поиске путей и средств решения задач эстетического и трудового воспитания. Склонность к эстетическому воспитанию у детей проявляется довольно рано. И важно вовремя приобщить ребенка к творчеству. Одним из действенных средств является искусство флористики. Растения и цветы и созданные из них художественные композиции вызывают у детей восхищение и радостные эмоции, желание самим из природного материала создавать красоту.

Трудно переоценить значение приобщения к творчеству детей и подростков для их эстетического и экологического воспитания. Занятия флористикой воспитывают художественный вкус, чувство любви и подлинного уважения к окружающей природе, рождают желание оберегать и сохранять её.

Внеклассная и внешкольная работа по декоративно-прикладному искусству позволяет успешно решать дидактические задачи по развитию самостоятельности и творческой инициативы школьников. Одним из эффективных средств воспитания, в котором тесно переплетаются формирование трудовых навыков и художественного развития учащихся, может быть внеклассная работа по украшению изделий аппликаций, преобразуя повсеместно встречающиеся материалы в декоративные формы и образы. Занимаясь в кружке, посещая музеи, картинные галереи, дети будут учиться понимать и ценить произведения искусства, познакомятся с изделиями народных промыслов, узнают много интересного об истории и культуре своего родного края и страны. Рассмотрим один из видов природного материала, который можно использовать для различных поделок на кружковом занятии - это сухие листья (флористика). Флористика - это такой вид искусства, который мало известен и редко кто занимался ей в школах, в центрах творчества.

Для занятий по флористике огромные возможности имеет школа. Работа с природным материалом вполне доступна учащимся, т. к. его не надо искать где-то.

Природа дает нам неповторимое многообразие красок и совершенство готовых форм.

В школе на уроках труда, изобразительного искусства, природоведения можно широко применять возможности флоризма.

Флористикой можно заниматься, организовывая кружки для всех возрастов учащихся. Занятие в кружках позволяют учащимся приобщаться к труду, которое внутренне обогатит их, уведет в мир прекрасного, а в дальнейшем восполнит интересным творческим трудом свободное время. Одной из самых первых тем на уроках рисования в 1 классе было «рисование по наблюдению осенних листьев». На прогулке или во время специальной экскурсии дети рассматривают, как опавшие листья лежат на дорожках, на площадках около школы или во дворе дома, на траве, прислушиваются, как они шуршат под ногами. Учащиеся сравнивают цвет и форму разных листьев. Учитель предлагает запомнить им то, что они увидели и не забыть собрать им листья, чтобы ещё раз рассмотреть их в классе. Далее учитель показывает и рассказывает о последовательности рисования листьев.

Сейчас нередко встречаются воскресные школы, где занимаются маленькие детки и в возрасте от 3 до 6 лет и где они посещают первые в их жизни уроки протяженностью в 20 минут.

Одной из тем такого урока является работа с природным материалом, а конкретнее с сухими листьями. Здесь ребята приносят с собой собранные осенние листочки и пытаются составить, например, какого-либо зверька, выбирая детали по формам листьев (березовый листок похож на голову цыпленка). Задачей такого урока является целенаправленное наблюдение детьми природы, помочь им увидеть и оценить своеобразие и красоту осени, её необычность: осыпающиеся деревья, устланную листьями землю и т.д.

Сравнивая листья ивы или ясеня с листьями березы или сирени, дети могут заметить разницу между ними: одни листья узкие, вытянутые, а другие -широкие и с заостренными концами. У одних листьев края ровные, у других - с зубчиками. Цвет их также различается. Работая с дарами природы, ребенок не только узнает признаки осени в природе, красоту форм и окраску растений, но и тем самым как бы подготавливает себя к восприятию окружающего мира. И этот этап является подготовительным в процессе дальнейшего обучения.

В дальнейшем проводятся более сложные упражнения. Знакомятся со способом набрызга, где ребята кладут на белый альбомный лист листик какого-либо дерева, а затем с помощью губки или щетки делают набрызг. Полученный результат очень нравится детям, и от этой работы они получают удовольствие.

Также можно работать на выявление форм с помощью трафарета. Когда гуашью или акварелью покрывают одну из сторон листа и отпечатывают на бумаге.

Все эти упражнения позволяют наиболее эффективно развивать как творческие способности детей, так и вырабатывать наблюдательность, умение анализировать формы.

Нередки случаи, когда детские увлечения становятся профессией. Но даже если в дальнейшем учащиеся не станут профессиональными мастерами и художниками, навыки, полученные на занятиях, помогут им по любому направлению. Недаром многие взрослые возвращаются к увлечениям детства. Педагогическая ценность познания народного и декоративно-прикладного искусства объясняется следующими важными причинами: произведения этих видов искусства позволяют воспитывать в школьниках определенную культуру восприятия материала, способствуют формированию эстетического отношения к действительности, помогают глубже познать художественно - выразительные средства других видов изобразительного искусства.

Творческая работа в заключительной степени способствует развитию индивидуальных способностей учащихся, вызывает у них стремление овладевать знаниями сверх обязательных программ.

На каждом занятии руководитель встречается со своими учащимися и порой дети бывают неусидчивыми, рассеянными, невнимательными. Как заинтересовать и увлечь детей? Как подготовить занятия, чтобы при своей методической и воспитательной направленности, они были интересными?

Планируя занятие, руководитель учитывает общий уровень подготовки и способностей детей, наличие материалов и инструментов. Занятия кружка по выполнению флористики я рекомендую проводить по следующему плану:

1. Выбрать тему кружкового занятия и провести беседу с детьми.

2. Провести небольшую экскурсию по паркам, скверам, лесу в целях ознакомления с природными материалами.

3. Сбор разнообразных листьев.

4. Сушка природного материала вместе с детьми (с помощью утюга, или закладыванием листьев в книгу.

5. Анализ формы объекта труда, выбранного для украшения.

6. Показ и обсуждение сюжетов, мотивов для аппликаций.

7. Составление плана работы.

8. Самостоятельная работа учащихся:

А) составление эскиза композиции;

Б) подбор колорита;

В) разрезание необходимых фигур;

Г) склеивание;

Д) обсуждение готовых работ. Подведение итогов. Структура занятия.

I этап - сообщение и постановка цели: чему дети должны научиться на данном занятии, что нового узнать, что закрепить.

II этап - подготовка к выполнению занятия. Она включает в себя анализ образца, сравнение, сопоставление, показ приемов работы, постановку простейшего опыта, составление плана предстоящей работы.

III этап - исполнение трудовых действий (самостоятельная работа учащихся).

IV этап - проверка правильности выполненных работ.

V этап - подведение итогов занятия: чему научились, что нового узнали.

Примерный план-конспект занятия по флористике

Тема: «Пейзаж»

Техника исполнения: мозаичная аппликация из сухих листьев (флористика).

Возраст детей: от 9 до 14 лет.

Цели и задачи.

Познавательные: познакомить детей с природным материалом.

Обучающие: научить учащихся работе с сухими листьями, грамотной компоновке, чувству ритма, гармонии, целостности.

Развивающие: чувство композиции, цвета, формы, художественного и пространственного мышления, воображения и творческих способностей.

Воспитывающие: воспитание художественного и эстетического вкуса, любовь и бережное отношение к природе, трудолюбие, аккуратность, усидчивость.

Оборудование:

для учителя: книги с цветными иллюстрациями, собственные образцы флористики, ножницы, резак, заготовленные сухие листья.

для учащихся: сухие листья, картон или плотная бумага, клей ПВА, ножницы, резак, щетинистая кисть, карандаш, хлопчатобумажная тряпочка.

Музыкальный ряд: Антонио Вивальди «Осень».

План урока

1. Приветствие. Организация детей

2. Сообщение новой темы.

3. Применение флористики. Сбор и засушивание.

4. Составление рисунка и технология изготовления флористики

5. Практическая работа учащихся.

6. Обобщение урока. Выставление оценок.

Ход урока

1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Успокоились и внимательно слушаем.

2. Сообщение новой темы.

Сегодня мы с вами изучим новую тему «Пейзаж». Познакомимся с природными материалами и научимся работать с ними. Кто знает эту технику исполнения, как она называется? (Показ образцов и иллюстраций)

Ответы учащихся.

Почти правильно. А точнее, эта техника называется «флористика». Флористика выполняется из сухих листьев, цветов. Мы сегодня будем составлять пейзаж из сухих листьев.

3. Применение флористика. Сбор и засушивание.

Есть разные способы составления композиций из сухих листьев. Их можно просто поставить в вазу, сделать из них картину (наклеивая листья на картон), украсить старые рамки для фотографий, сделать открытки или, закладки и многое другое. Представьте, как будет приятно вашей маме получить от вас открытку, сделанную своими руками, и она будет хранится значительно дольше купленной в магазине. Но какой бы ни был способ работы с засушенными листьями, необходимо заготовить большое количество растительного сырья.

Любую прогулку вы можете превратить в увлекательное занятие, если будете собирать листья. Растения лучше собирать в теплую, сухую погоду с конца лета и до поздней осени. Затем их сортируют и раскладывают между страницами книг или газет. Есть более быстрый способ засушки с помощью утюга. Только растения незначительно меняют цвет.

4. Составление рисунка и технология изготовления флористики.

В процессе изготовления панно нам понадобятся засушенные листья. Затем на подготовленный картон рисуем пейзаж на любое время года (на ваш выбор). Соблюдайте композицию и не перегружайте свой картон лишними деталями. На горизонте предметы будут гораздо меньше, чем на переднем.

Вы можете наклеивать целые растения, а при необходимости (если детали вашего пейзажа слишком мелкие) можете разрезать, предварительно начертив контур на листе. Клеем очень аккуратно, нажимал сверху тряпочкой.

Соблюдайте тональные контрасты: темные предметы хорошо смотрятся цветном и наоборот. На переднем плане используйте более теплые и контрастные оттенки, на заднем светлые и холодные тона. Листья можно использовать и с обратной стороны.

5. Практическая работа учащихся.

Вы все меня внимательно слушали. Теперь приступаем к работе.

6. Обобщение урока. Выставление оценок.

Совместный просмотр работ учащихся. Ответ на вопрос: какая работа больше всего понравилась и почему? Выявление ошибок в технике исполнения флористики. Выставление оценок.

Панно из сухих листьев «Пасха»

Панно из сухих листьев «Троица»