Образование – необходимый, если не самый важный элемент социально – культурного и экономического развития страны. В этой связи на образование как целостную государственную систему, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится, помимо прочих, задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения.
Для ее решения Министерство образования Российской Федерации инициировало, как один из вариантов, разработку в образовательных учреждениях специальных образовательных программ, направленных на укрепление здоровья обучающихся, составленных с учетом их возрастных, психофизиологических особенностей и в соответствии с физиологическими нормативами.
Воспитание в целом и воспитательную деятельность в школе, мы понимаем как целенаправленную и педагогически управляемую деятельность по актуализации и мотивации потребностей ребёнка к саморазвитию, к здоровому образу жизни и гуманного социального опыта. Мы считаем, что решать сверхсложные задачи образования и воспитания детей в современном обществе можно только в условиях приоритетной воспитательной деятельности школы.
Цель воспитательной системы нашей школы – поэтапное создание в школе условий для развития ребёнка; это значит создание условий для решения каждой личностью четырех задач на каждом возрастном этапе своей жизни:
самопознание, самоопределение, самореализация, саморегуляция.
Таким образом, создание в школе условий для развития личности ребёнка – это процесс создания в школе системы отношений, помогающей ребёнку на каждом возрастном этапе успешно решать задачи в основных сферах своей жизнедеятельности.
Результатом воспитательной деятельности школы является:
Воспитание человека, готового к постоянному изменению, развитию человеческой культуры, способного на основе усвоения современной культуры продолжить эстафету здорового поколения.
В соответствии с целью воспитательной системы нашей школы заместителем директора по воспитательной работе и классными руководителями начальных классов была разработана программа “Мир вокруг нас”.
Цель программы: научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Приоритетными задачами данной программы стали:
- формирование осознанного отношения школьников к своему физическому и психическому здоровью;
- формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также профилактика вредных привычек.
Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. А ведь именно это составляет основу осознанного отношения, прежде всего к себе и к своему здоровью. По мнению специалистов – медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Почему так происходит? Может потому, что мы – взрослые, считаем: для ребёнка самое важное – это хорошо учиться. А может ли хорошо учиться ребёнок, если он испытывает головокружение, физическое недомогание, боль, а отсюда – утомление, леность, слабость? Конечно – нет.
Младший школьный возраст является периодом особенно интенсивного обучения, имеющего большое значение для дальнейшего развития личности, поскольку все последующие фазы развития основаны на этой стадии, и именно идеи педагогики оздоровления в младшем школьном возрасте несомненно должны занимать ведущее место в учебном процессе начальной школы.
Реализация данной программы обеспечивает классному руководителю на основе изучения личности воспитанников, их интересов, стремлений и желаний создать максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей. Что позволяет воспитать образованных, творческих и, самое главное, здоровых детей, готовых к созидательной трудовой деятельности и культурной жизни.
Данная программа включает в себя пять направлений:
- проведение классных часов;
- проведение бесед с воспитанниками;
- работа с родителями;
- социальное партнерство с другими учреждениями;
- организация и проведение спортивных праздников, дней здоровья.
Тематика классных часов и бесед с воспитанниками подобрана в соответствии с психофизиологическим развитием детей на каждом этапе обучения младших школьников (1, 2, 3, 4 классы). Особое внимание в программе уделяется периоду адаптации первоклассников. Тематика классных часов, бесед и родительских собраний подобрана таким образом, чтобы помочь ребёнку успешно адаптироваться. Классные часы и беседы построены в форме различных игр, КВНов, праздников, викторин и т.п. методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, большое внимание уделяется самостоятельности и поисковой активности воспитанников.
Работа с родителями строится параллельно тематике классных часов и бесед в классе и делится на следующие направления:
1 - изучение семей обучающихся, их воспитательного потенциала;
2 - привлечение родителей как равноправных участников к учебно-воспитательному процессу;
3 - помощь родителям в их психолого-педагогическом самообразовании;
4 - коррекция воспитательной деятельности семей с разным типом семейного неблагополучия.
Родительские собрания в период адаптации первоклассников проводятся совместно с психологом школы и школьным врачом. На таких собраниях родители могут получить не только какую-либо информацию, но и консультацию, совет. Родительские собрания проводятся в различных формах: круглый стол, встреча-беседа, лекция, “семейное кафе”, праздник и др., могут проходить совместно с детьми.
Также, классные руководители начальных классов нашей школы сотрудничают с такими учреждениями дополнительно образования как:
Дом творчества №2, ДК им. Дзержинского, спортивная школа им. Смолянинова. На базе этих учреждений проводятся праздники и занятия на различную тематику. Педагоги вышеуказанных учреждений также приходят в классы для проведения бесед и занятий по таким темам как: “Как правильно питаться”, “Зачем нужна зарядка”, “Поговорим о режиме дня”, “Основы безопасной жизнедеятельности”. Занятия проводятся в форме игр, театрализованных представлений, праздников. Такое сотрудничество позволяет реализовать не только одну из задач программы “Мир вокруг нас” - формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации и профилактика вредных привычек, но и вовлечь большинство воспитанников во внеклассную деятельность.
Организации спортивных праздников в нашей школе уделяется большое внимание. В школе имеется большой спортивный зал и спортивная площадка на улице. На базе нашей школы традиционно проводятся “Веселые старты” не только для учащихся школы, но и для воспитанников ближайших детских садов. Дополнительно два раза в неделю дети в группе продленного дня посещают занятия в спортивной школе им. Смолянинова.
Учителя начальных классов нашей школы, реализуя программу “Мир вокруг нас”, ориентируются не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных знаний и представлений в поведении. Педагоги учитывают, что ребёнок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.
Программа “Мир вокруг нас”
(1-4 классы)
1 класс
Период адаптации
Классные часы, беседы:
Знакомьтесь, школа №….
Учимся быть школьниками.
Поговорим о правилах школьной жизни.
Страна Чувств.
Давай знакомиться.
Знай и соблюдай эти правила (дорожная азбука).
Посвящение в ученики.
Словарь добрых дел и слов.
В гостях у Мойдодыра.
О ленивице и радивице.
Как приобрести друга.
Гигиена тела (полости рта).
Что такое правильное питание.
Работа с родителями:
Период адаптации
Первые дни ребёнка в школе (советы психолога, школьного врача, учителя).
Встреча взрослого и ребёнка (круглый стол, посвященный трудностям адаптационного периода).
О времени, детях и себе (результаты адаптационного периода).
Посеешь привычку – пожнёшь характер.
Как помочь ребёнку полюбить чтение.
Гиперактивный ребёнок в школе.
2 класс
Классные часы, беседы:
Ежели вы вежливы.
Рассказ моего портфеля.
Человек и природа.
Пусть всегда будет мир.
Это я умею.
Если я - мальчик, если я - девочка.
Культура режима и распорядка дня.
Чувства, настроение, эмоции.
“Хорошие” и “плохие” микробы.
Режим питания.
Безопасное поведение на дорогах.
Профилактика инфекционных заболеваний.
Правила семейного общения.
Работа с родителями:
Как помочь младшим школьникам в обучении (для родителей, дети которых имеют трудности в обучении).
Воспитание сознательной дисциплины (советы психолога).
Как помочь ребёнку справиться с эмоциями (советы психолога, учителя).
Наши ошибки в воспитании детей.
3 класс
Классные часы, беседы:
Город вежливых ребят.
Кто объяснит, что значит красота?
Удивительный мир книги.
Большая страна и маленькая родина.
Помять народа – памятные даты.
Дорога к доброму здоровью.
Какой я? Путь к успеху.
Помощь родителям.
Рост и развитие человека.
Уход за зубами.
Сон – наиболее эффективный отдых.
Традиции приема пищи в разных станах.
Семья и твои обязанности.
Работа с родителями:
Семья: здоровый образ жизни.
Здесь мало услышать, здесь вслушаться надо (беседа психолога, школьного врача).
О “грязных” словах и жаргонизмах.
Выполняем домашнее задание (советы психолога).
4 класс
Классные часы, беседы:
“Волшебный стул”. Присмотрись к другу.
Я рисую этот мир.
У нас в гостях театр.
Что такое экология?
Этот день Победы.
Мои обязанности в классе.
Семья и твои обязанности.
Что такое деньги?
Гигиена труда и отдыха.
Что значит “инфекционное” заболевание.
Как происходит пищеварение.
Любовь и дружба в семье.
Что такое этикет, его основные нормы.
Работа с родителями:
Влияние семейных отношений на воспитание нравственности.
Конструктивное поведение родителей в конфликтной ситуации.
Родители – лучшие друзья и помощники.
Формирование здорового образа жизни в процессе взаимодействия учебного учреждения и семьи.
Литература
1. Алоева М.А., Бейсова В.Е. Родительское собрание в 3–4 классах: учеб. Пособ. / М.А. Алоева М.А., В.Е. Бейсова. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 34 с.
2. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. / И. А. Баркан. – М. АСТ – ПРЕСС, 1999.
3. Артюхова С.П. Семья и школа: поиски, находки / С. П. Артюхова // Классный ру ководитель. - 1999. - № 5. – С. 15-19.