Цель урока: через исторический и математический материал урока прививать интерес к историческому прошлому страны.
Задачи:
Образовательная – формирование знаний, умений и навыков, обеспечивающих готовность младших школьников к дальнейшему усвоению знаний математического и исторического содержания.
Развивающая – ориентировать учащихся на формирование в процессе закрепления изученного материала и решения логических задач важнейших компонентов учебной деятельности: принятие учебной задачи, выбор целесообразности её решения.
Воспитывающая – воспитывать любовь к Родине, гордость за великий и несгибаемый русский народ.
Оборудование:
- «лента времени» – числовой луч, на
котором отмечены даты Великой Отечественной войны:
- 22 июня 1941г.;
- 8 сентября1941г. – 27 января 1944г.;
- 7 ноября 1941г.;
- 17 июля 1942г. – 2 февраля 1943г.;
- 12 июля 1943г.;
- 9 мая 1945г.;
- репродукции картин из серии «Священная война»;
- приложение 1, 2, 3 для работы в паре;
- приложение 4 – парные карты важнейших сражений Великой Отечественной войны;
- рисунки ученика 3 класса Власенко Ярослава «Герои первых военных дней»;
- рисунок ученицы 3 класса Колосовой Анастасии «Землянка».
Ход урока
I. Актуализация знаний.
Читает учитель:
Опять в огне земля – горюха,
Опять душа опалена,
Опять разор, опять война.
Нет, не Мамай, бичом играя,
Не шляхта, спесью налитая,
И даже не Наполеон,
То, Гитлер лезет на рожон.
1. Соотнесите сражения, проходившие на территории страны в разные исторические эпохи с датами, и назовите их в порядке следования. Работайте в паре.
- 1380 – Куликовская битва.
- 1612 – Конец польской интервенции, Народное ополчение под руководством Д.Пожарского.
- 1812 – Бородинское сражение.
- 1941-1945 – Великая Отечественная война.
- Что объединяет данные события? (Народ поднялся на защиту своего Отечества.)
В истории Великой Отечественной войны много славных страниц, о некоторых из них мы будем говорить сегодня языком математики.
2. Нахождение объёма вынутого грунта.
Хотя наше сражение математическое, одиночный окопчик для наблюдения и защиты от средств поражения, вы, как и каждый солдат на позиции, отроете. Длина окопа – 17 дм, ширина – 6 дм, высота одиночного окопа для стрельбы лёжа – 3 дм. По команде вы отроете окоп для стрельбы лёжа малой пехотной лопатой – «ручкой», то есть найдёте объём вынутого грунта, записав в тетрадь решение и ответ задачи.
Звучит команда: «Окопайтесь!»
(Ученики записывают в тетрадь решение и ответ задачи.)
17 х 6 х 3 = 306 (куб.дм.)
Ответ: 306 куб. дм – объём вынутого грунта.
II. Числовая разминка.
Война. Сколько рассказов о ней перечитано. Сколько песен перепето, но каждый раз мы узнаём что-то новое о суровых тех годах.
Из моего рассказа выпишите в тетрадь все числа
Война – это1725 разрушенных и сожжённых городов и посёлков, свыше70000 сёл и деревень нашей страны. Война – это 32000 взорванных заводов и фабрик, 65000 километров железнодорожных путей.
Война – это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это 100000 тонн бомб, падающих на мирных людей. Это 642000 погибших от голода.
Война – это 20 часов у заводских станков в день. Это кровавые мозоли на ладонях похожих на вас девчонок и мальчишек.
Война. От Москвы до Берлина 2600 километров – это если считать по прямой. Кажется, что это мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски – 4 года, 1418 дней.
1725, 70000, 32000, 65000, 900, 125, 100000, 642000, 20 , 2600, 4 , 1418.
- Что означает самое маленькое число?
- Что означает двузначное число?
- Что означает наибольшее из трёхзначных чисел?
- Что означает наибольшее из данных чисел?
III. Герои первых дней войны.
А какая дата является началом отсчёта долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны? (22 июня 1941года.)
Найдите её на «ленте времени».
- Кого вы вспоминаете, когда слышите эту дату?
Защитников Брестской крепости, давших клятву умереть, но не покориться врагу. 29 дней длилось сопротивление врагу, об этом говорит надпись на уцелевших стенах крепости: «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина! 20 июля 1941».
П.А.Кривоногов. «Защитники Брестской крепости»
На сегодняшний день в братской могиле захоронено 850 защитников Брестской крепости. Известны имена только 213 героев. Сколько безвестных героев захоронено в братской могиле? (850 – 213 = 637героев.)
Имена других героев первых военных дней вы узнаете, выполнив задание на карточках (работа в паре).
Карточка 1.
Вычисли, заполни таблицу, и ты узнаешь фамилию лётчика, совершившего подвиг в пятый день войны.
С 96 / 6 =
О 48 / 12 =
Т 14 х 5 =
Г 18 х 6 =
Е 90 / 15 =
А 56 / 28 =
Л 3 х 19 =
108 | 2 | 16 | 70 | 6 | 57 | 57 | 4 |
Карточка 2.
Вычисли, заполни таблицу, и ты узнаешь фамилию лётчика, совершившего ночной «таран» 7 августа 1941 года.
Л 19 х 5 =
Х 77 / 11 =
И 60 / 5 =
А 98 / 7 =
Т 12 х 6 =
Н 17 х 7 =
72 | 14 | 95 | 14 | 95 | 12 | 7 | 12 | 119 |
Карточка 3.
Вычисли, заполни таблицу, и ты узнаешь фамилию рядового, взорвавшего последней гранатой и себя, и врагов. Это произошло 3июля 1941года.
Н 14 х 5 / 2 =
К 48 / 3 х 6 =
О 13 х 4 / 26 =
И 90 / 6 х 4 =
Р 68 / 4 х 3 =
96 | 2 | 96 | 2 | 51 | 60 | 35 |
Среди иллюстраций юного художника Ярослава Власенко найди ту, которая рассказывает о подвиге каждого из названных героев.
«Подвиг Н.Гастелло»
«Ночной таран»
«Подвиг А.Кокорина»
IV. Логический лабиринт.
Не смотря на отчаянное сопротивление летом и осенью 1941 года, остановить фашистский натиск, Советская армия не смогла. Три мощных группы германских армий двигались на Восток. На севере удар фашистов был направлен через Прибалтику на Ленинград. Южная германская группировка нацеливала свои войска на Киев – столицу Украины. Но самая сильная группировка войск противника развёртывала свои операции в середине огромного фронта – через столицу Белоруссии Минск, через древний русский город Смоленск, через Вязьму и Можайск к сердцу нашей Родины – Москве. Фашисты мечтали к осени завершить успешно план «Барбаросса» и пройти парадом по Красной площади, Но мечты врага не сбылись Парадом по Красной площади прошли советские войска. С парада они направлялись прямо на фронт.
К.Ф.Юон. «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года»
Нельзя не вспомнить героев-Панфиловцев. 16 ноября 1941 года 28 солдат во главе с политруком В.Г.Клочковым у разъезда Дубосеково вступили в неравный бой с танками.
- Какие слова политрука стали «крылатыми»? («Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва!»)
В четырёхчасовом бою почти все герои погибли, но врага не пропустили.
Сколько танков подбили герои, вы узнаете, если правильно пройдёте логический лабиринт.
Х – 7 = 5 | Х + 1 = 32 | Х / 7 = 9 | ||
26 – Х = 5 | Х – 10 = 3 | Х / 2 = ? |
- Ваши предложения? (Найти корни уравнений.)
Х – 7 = 5 | 26 – Х = 5 | |
Х = 12 | Х = 21 |
- На что обратили внимание, найдя корни уравнений 1 столбика? (Корни записаны в зеркальном отражении.)
Проверьте, подтвердится ли эта закономерность при решении уравнений 2 столбика.
Х + 1 = 32 | Х – 10 = 3 | |
Х = 31 | Х = 13 |
Закономерность подтвердилась. Смело ищите корни уравнений 3 столбика и проходите лабиринт.
Х / 7 = 9 | Х / 2 = ? | |
Х = 63 | 36 / 2 = 18 |
Ответ: 18 танков подбили Панфиловцы.
Мы с вами живём в ста километрах от Москвы.
- Были ли в нашей местности бои на подступах к Москве, что нам об этом напоминает? (Обстрелянная мельница на противоположном берегу Протвы, советский танк на Дракинском разъезде, мемориал Славы в городе Кремёнки.)
«Места боевой Славы»
В декабре 1941 года началось контрнаступление под Москвой, враг был отброшен от столицы на 100-250 километров. В этом вы можете убедиться, найдя на листке с картами парные карты сражения за Москву.
12 декабря по радио прозвучали первые победные сводки, что «непобедимая германская армия» терпит крупные поражения.
V. «Пилим брёвна – готовимся к зиме».
Суровой выдалась зима 1941 года. В перерывах между боями, оставшимся в живых, солдатам надо было согреться, набраться сил для нового боя. Для этого строили землянки. Вот как изобразила солдатскую землянку Настя Колосова.
«Землянка»
Чтобы в землянке было тепло, «негасимой любви» любимой, как поётся в песне, маловато, надо протопить печь. Для этого надо заготовить дров. Помогите солдатам согреться, напилите дров, решив задачу.
Под двумя навесами хранятся брёвна: под первым длиной – 4 метра, под вторым – длиной 5 метров. Все брёвна одинаковой толщины. На один распил затрачивается одна минута. Надо напилить 200 поленьев длиной 1 метр. Можно брать брёвна только из-под одного навеса. Из-под какого навеса надо пилить брёвна, чтобы затратить меньшее время?
- Ваши предложения по ходу решения. (Надо узнать, сколько получаем поленьев из одного бревна каждого навеса и сколько на это тратится времени.)
1 навес | 2 навес |
4 полена из одного бревна | 5 поленьев |
3 распила – 3 минуты | 4 распила – 4 минуты |
1) 3 х (200 / 4) = 150 (мин.) – на брёвна из-под 1 навеса.
2) 4 х (200 / 5) = 160 (мин.) – на брёвна из-под 2 навеса.
Ответ: надо пилить брёвна из-под 1 навеса.
VI. Кодировка.
Если вы внимательно рассмотрите приложение с картами, то найдёте парные карты сражения, которое началось летом 1942 года, а закончилось 2 февраля 1943 года (приложение 4).
- Что это за сражение? (Сталинградская битва.)
- Сколько раз фашисты пытались прорваться к Волге? (Трижды: в сентябре, октябре, ноябре.)
- О чём гласит приказ Сталина от 5 октября 1942 года? («Сталинград не должен быть сдан противнику.»)
- Какие слова снайпера Василия Зайцева стали крылатыми? («За Волгой для нас Земли нет.»)
- Где проходили самые кровопролитные бои из всех, какие были в истории человечества? (На Мамаевом кургане.)
- Чем закончилось наступление советской армии? (Фашистская группировка вместе с фельдмаршалом Паулюсом и ещё 24 генералами попала в плен.)
- Что за здание-памятник находится в центре Волгограда? («Дом Павлова».)
- Что вы о нём можете рассказать? (После войны в архивах Сталинградской битвы был найден список защитников легендарного дома. Рядом с каждой фамилией стоит код. Только у трёх последних фамилий он стёрся.)
Восстановите его, для этого внимательно изучите сохранившийся у фамилий код, работайте в паре (приложения 1, 2, 3).
- Александров А.П. – 1113.
- Афанасьев И.Ф. – 913.
- Бондаренко М.С. – 10216.
- Воронов И.В. – 733.
- Глушенко В.С. – 8416.
- Гридин Т.И. – 6415.
- Довженко П.И. – 8516.
- Иващенко А.И. – 81016.
- Киселёв В.М. – 7123.
- Мосиашвили Н.Г. – 101410.
- Мурзаев Т. – 7143.
- Павлов Я.Ф. – 6173.
- Рамазанов Ф.З. – 9183.
- Сараев В.К. – 6193.
- Свирин И.Г. – 61915.
- Собгайда А.А. – 8191.
- Торгунов К. – 8203.
- Турдыев М. – 7203.
- Хайт И.Я. – 42320.
- Черноголов Н.Я. – 10253.
- Чернышенко А.Н.
- Шаповалов А. Е.
- Якименко Г.И.
Ответ: 21 – 102516, 22 – 9263, 23 – 83316.
Подсказка.
Код составлен из 3 записей: 1 запись – количество букв в фамилии, 2 запись – номер в алфавите 1 буквы фамилии, 3 запись – номер в алфавите последней буквы фамилии.
VII. Найди значение выражения.
Победа в Сталинградской битве имела огромное политическое, стратегическое и международное значение. Сталинградская битва явилась началом коренного перелома в Великой Отечественной войне. Потеряв стратегическую инициативу, группа германских армий «Центр» и «Юг» предприняла попытку окружить и уничтожить советские войска на так называемой Курской дуге. Найдите парные карты этого сражения (приложение 4). Рассмотрите их и ответьте на вопрос: «Была попытка фашистов удачной?»
В июле – августе 1943 года советские войска Центрального, Воронежского и Степного фронтов перешли в контрнаступление.
12 июля у деревни Прохоровка лоб в лоб столкнулись бронированные машины. Сколько машин участвовало в «битве техники» вы узнаете, если верно найдёте значение выражения.
(1000 – 998) х 400 – 0 / 24 + 260 / (18 х 5 + 280 / 7) х 200 =
Ответ:1200.
Сражение длилось весь день: ревели моторы, грохотали выстрелы, взрывались танки. От облаков пыли, копоти и дыма горящих машин день превратился в ночь. К вечеру место боя было покрыто сгоревшими и изуродованными танками. Эта битва истощила силы немцев, и они откатились назад. В наступление перешла Красная армия, разгромила 30 дивизий противника и освободила Орёл, Белгород, Харьков. По этому поводу 5 августа в Москве был дан первый торжественный артиллерийский салют. Курская битва стала решающей в обеспечении коренного перелома в ходе войны.
VIII. Решение задачи.
Начало 1944 года было ознаменовано радостным событием. Каким? Ответить на этот вопрос вам поможет «лента времени».
Снятие блокады Ленинграда.
Ещё в сентябре 1941 года Гитлер решил стереть этот город с лица земли. Вот что говорил главный фашист: «Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвода, чтобы туда мышь не смогла проскочить. Нещадно бомбить с воздуха и тогда город рухнет, как переспелый плод» Но Ленинград выстоял 900 трудных, мучительных дней.
Б.С.Угаров. «Ленинградка (1941 год)»
К окончательному снятию блокады в городе оставалось жителей в 5 раз меньше, чем в начале блокады. Сколько ленинградцев встретило освобождение, если в осаждённом городе оставались 2400000 взрослых и 400000 детей?
(2400000 + 400000) / 5 = 560000 (чел.)
Ответ: 560000 ленинградцев встретили освобождение.
IX. Итог урока.
- Когда мы отмечаем День Победы?
Нельзя не вспомнить маршала Победы – Г.К.Жукова.
С.Н.Присекин. «Маршал Г.К.Жуков»
- Вспомните ещё раз сражения Великой Отечественной войны?
- Какие чувства у вас?
Прошу всех встать и почтить память советских воинов минутой молчания. Спасибо.