Привлекательный имидж чтения, или Маленькие секреты школьной библиотеки по его продвижению

Разделы: Организация школьной библиотеки


В небольшом уральском городке энергетиков, что раскинулся в живописной долине реки Тагил, в центре города более 50-ти лет стоит средняя общеобразовательная школа № 4. (Рисунок 1). Школьная библиотека располагается в старом здании, где проходят обучение учащиеся 5-11 классов. Начальная школа находится в здании бывшего детского сада, где для библиотеки выделено только книгохранилище для учебников, отсюда вытекают все проблемы в работе по привлечению к чтению младших школьников.

Нас выручает тесное сотрудничество с Центральной городской библиотекой (ЦГДБ). Ежегодно разрабатывается координационный план работы с учащимися 1-4 классов школы, составляется график посещений библиотеки. Каждый класс один раз в неделю приходит в младший отдел обслуживания, где дети меняют книги, активно участвуют в различных мероприятиях, связанных с творчеством детских писателей, для них проводят обзоры новинок и многое другое. Такие «походы» в библиотеку очень удобны для детей – многие из учащихся после уроков спешат на занятия в кружки и секции, в музыкальную или художественную школу, а для педагогов эти посещения становятся маленьким ликбезом о новых отечественных и зарубежных именах в детской литературе.

При такой организации работы с младшими школьниками уделяется больше внимания организации семейного чтения. На родительских собраниях проводится тестирование «Знаете ли Вы своего ребенка как читателя?» (по И.И. Тихомировой), родителям   дается возможность задуматься над тем, как чтение влияет на успешность ребенка в учебе и жизни; раздаются рекомендательные списки книг «Читалочка» для совместного чтения с детьми, рассказывается о детских периодических изданиях и сайтах в Интернете. Родителям первоклассников вручаются буклеты «10 практических советов как вырастить книгочея» (Приложение 1).

Кроме посещения детской библиотеки в классах проводятся громкие чтения и обсуждения книг, литературные викторины, библиотечные уроки по программе «БИБЛИОЛИЦЕЙ: школа информационного комфорта» по основам информационной культуры для младших школьников. На библиотечных уроках активно использую библиографические сказки, придуманные студентами Пермского института культуры.

Словарный запас у детей еще невелик, поэтому после прочтения и обсуждения рассказов или сказок, предлагаю ребятам стать художниками – иллюстраторами, а затем вместе оформляем галерею рисунков в классе. Младшие школьники любят играть, поэтому при проведении мероприятий в классе использую моменты театрализации, когда каждый может побывать в роли актера или кукловода, что очень раскрепощает детей и развивает фантазию.

Для участия в общегородских литературных мероприятиях, помогаю детям в подготовке – подбираю стихи и произведения писателей, организую участие в городских конкурсах чтецов и знатоков литературы. Ученики школы ежегодно побеждают в городских конкурсах, организованных ЦГДБ в номинации «Читатель года».

Работа с младшими школьниками по продвижению чтения активно ведется и летом. В течение двух смен оздоровительного лагеря при школе, дети принимают участие в летней программе чтения при ЦГДБ. Каждый отряд в течение смены четыре или пять раз участвует в мероприятиях библиотеки, дети зарабатывают «лукоморчики» и в конце смены получают призы.

В летнем оздоровительном лагере мы с детьми читаем книги, рисуем, делаем поделки, разыгрываем сценки по произведениям писателей-юбиляров. Знакомство с книгами, игры со словами, сказки и рассказы помогают ребятам скоротать дождливую непогоду в помещении. К тому же это замечательный повод поговорить о прочитанном, предложить детям творческие конкурсы – «нарисуй любимого героя сказки…», «напиши письмо автору полюбившегося рассказа…»  и др.

Книжный фонд нашей библиотеки старый, новых поступлений очень мало, подписка на периодические издания очень скудная.  Самый лучший выход из сложившейся ситуации –
использование богатых фондов детской и городской библиотек города. Оформляется это как передвижка. Более 30 наименований журналов в распоряжении наших читателей – учащихся и педагогов. Ребята привыкли, что каждый день на библиотечной кафедре выкладывается разлинованный листочек, где учащиеся записывают свою фамилию, имя, класс, какие журналы читают или просматривают – это очень помогает мне в оформлении отчета  по передвижке.

Периодические издания и книги передвижки выдаются только в читальном зале, но дети знают, где их можно взять почитать домой, а для городских библиотек – это лучшая реклама. Перейдя в старшую школу, дети, как правило, неохотно посещают городскую детскую библиотеку, а передвижка – это хороший повод заглянуть в старший отдел обслуживания, полистать новые журналы, взять почитать периодику и книги  домой.

Для библиотекарей не секрет, что подростки – самая трудная категория читателей. Они жаждут свободы, самостоятельности, общения на равных со сверстниками и взрослыми. Задача библиотекаря заключается в том, чтобы создать такие условия, чтобы подросток использовал право выбирать книги самостоятельно.

В нашей библиотеке есть несколько категорий читателей: одних я называю «кладоискатели» – они  любят путешествовать среди стеллажей, перебирать книги на полках, перелистывать, знакомиться со списками литературы; «торопыгам» книга необходима «здесь и сейчас», а главное – «побыстрее и поинтереснее»; категория «нехочух» самая трудная – не хотят выбирать, не нужны рекомендательные списки, ссылаются на свое право «не читать», но  любят проводить время в библиотеке и изредка поддаются на советы своих друзей почитать «интересненькое».

Для привлечения к чтению «торопыг» и «нехочух» в открытом доступе библиотеки специально выделен тематический стеллаж «По книжным меридианам», где каждый может прочитать следующее обращение:

« – Свистать всех наверх!
– Отдать швартовы!
– Поднять паруса!
Любознательный  читатель!
Тебя ждет невероятно фантастическое, сказочное путешествие по меридианам прочитанных и непрочитанных книг!
Итак!  Необходимо прихватить с собой немного фантазии и … готовность к потрясающим открытиям!
Как говорят моряки: «Семь футов под килем!»
И пусть ветер удачи сопутствует тебе, мой пытливый читатель!»

ВЕТЕР СТРАНСТВИЙ унесет тебя в увлекательный мир книг о путешествиях, дальних странах и географических открытиях.

На ОСТРОВЕ РОБИНЗОНА перед тобой откроется удивительный мир природы.

У ВУЛКАНА ИСТОРИИ тебя подстерегает огнедышащая книжная лава художественных образов, занимательных исторических фактов и таинственных событий, а также неординарных личностей и детективных сюжетов.

В БУХТЕ РАЗДУМИЙ тебя встретят герои книг – твои ровесники. Вместе с ними ты будешь смеяться, плакать, дружить, ссориться или влюбляться. Тебе предстоит прожить множество интереснейших жизней в разных временах и странах.

МЫС ПРИКЛЮЧЕНИЙ подарит тебе увлекательные, смешные, а порой и опасные приключения. Тебя ждут незабываемые часы захватывающего чтения.

Фантастический мир ЗАЗЕРКАЛЬЕ поможет тебе преодолеть космические пространства, перешагнуть через бездну времени, поучаствовать в звездных войнах и услышать зов иных миров.

БЕРЕГ СКАЗОК заманит чудесами и выдумкой, очарует волшебством. «Там чудеса…»

Волны РЕКИ ПОЭЗИИплавно перенесут тебя в поэтический мир книг, полный романтики, чувств, любви… (Рисунок 2)

В распоряжении детей восемь тематических полок, где книги расставлены не в алфавитном порядке, что очень нравится подросткам – не надо пользоваться закладкой. Для меня этот стеллаж – своеобразная палочка-выручалочка, в любой момент можно порекомендовать самые интересные книги, которые всегда под рукой.

Для «нехочух» и «торопыг» это как маленький трамплин в страну чтения, выбрал такой «торопыга» книгу о каком-либо путешественнике в разделе «Ветер странствий», прочитал, понравилась, вот тут-то я и предлагаю ему уже научно-популярную книгу об этом путешественнике, знакомлю с книгами из раздела «26.8. География». Предлагаю выбрать другие книги из рекомендательного списка о путешественниках или обратиться к периодическим изданиям «Юный путешественник», «Geoлёнок», «Geofоcus», «Вокруг света». Часто использую готовые рекомендательные списки со страниц Интернет-сайта bibliogid.ru и biblioguide.ru, например иллюстрированный список литературы по географии «История географических открытий».

Каждый подросток считает себя «продвинутым», поэтому я предлагаю посмотреть электронный вариант списка о путешественниках и географических открытий, рекомендованный РГДБ на сайтах www.bibliogid.ru  и www.biblioguide.ru. Часто такой ход, как использование информационных технологий для рекомендации литературы для чтения таких категорий подростков имеет свои результаты. Главное – найти уже выбранную книгу, если ее нет в фонде школьной библиотеки, подростку дается информация о библиотеках города, где он может ее найти. Подросткам это тоже нравится, привыкшие  к школьной библиотеке, они неохотно идут в другие библиотеки, другое дело, когда у тебя «на руках» информация о конкретной книге, которой нет в нашем фонде. Такой своеобразный мостик между виртуальным миром и реальной библиотекой способствует росту ее популярности, соединению старых и новых информационных средств, это тоже один из ходов продвижения подростка к чтению.

С библиотеками города у нас очень тесные связи и я, по возможности, пытаюсь отслеживать, пришел ли подросток в библиотеку с запросом, есть ли такая книга в фонде, заинтересовался ли еще какими-либо изданиями. Конечно, предварительно созваниваюсь с библиотекарями и сообщаю о своем «торопыге» или «нехочухе», прошу обратить особое внимание и помочь найти нужную книгу. Город у нас небольшой и читатели в библиотеках, в отличие от библиотек крупных городов, можно сказать, обласканы вниманием.

Для тех ребят, которые любят читать  и дружат с компьютером, подготовлен аннотированный указатель «Тем, кто не боится мышей или путеводитель по электронным библиотекам Интернет». Предлагаю поучаствовать в небольшом эксперименте – сравнить традиционную и «говорящую» (звучащую) книгу, используя сайт «Говорящая книга» (http://www.speakingbook.ru/), а потом поделиться впечатлениями. Очень помогает журнал «Мир фантастики», где наряду с описанием новых игр всегда можно познакомиться с новыми книгами, прочитать о писателях – фантастах, узнать адреса сайтов полюбившихся авторов.

Для привлечения к чтению часто использую мероприятия, где активное участие принимают сами учащиеся. По моей просьбе специалисты библиотек города готовят для нас обзоры новых книг «Пошелестим страницами», и презентации периодических изданий «Не проплывай мимо: девиз журнала «Остров сокровищ». После знакомства с новинками, ученики с помощью цветных закладок отмечают те книги или периодические издания, которые они бы хотели прочитать, выбирают пять-десять изданий, которые бы они порекомендовали  своим сверстникам, а затем, ребята из редакции школьной газеты «Ученый кот» оформляют их в виде книжных закладок. Эти закладки используют в работе библиотеки города, и мы делимся ими с другими школьными библиотеками. (Рисунок 3)

Замечательно, всегда «на ура!», проходят встречи старшеклассников с нашими земляками – уральскими поэтессами Охотниковой Верой Александровной и Смирновой Надеждой Васильевной, которые мы организуем совместно с педагогами литературы и сотрудниками городской библиотеки. Разговор идет о жизни уральской поэзии, о том, что она жива, развивается, о новых именах поэтов ныне живущих и уже ушедших. Тишина уютного читального зала наполняется звучащими строками и по восторженным глазам можно понять, что ребят «зацепило». Ведь во все века поэты для многих – небожители. Ребята и педагоги литературы обычно бывают захвачены процессом анализа стихотворений поэтами.  Оказывается, что у поэтов другой взгляд, например, на  произведения классиков, в отличие от традиционных методов анализа стихотворений, применяемых на уроках литературы. Разговор «на равных» со знаменитыми поэтами нравится ребятам, а те из старшеклассников, кто заглядывает «на огонек»,  остаются, несмотря на то, что приходится стоять – мест в читальном зале не так много, как бы хотелось. Обычно, после таких встреч педагоги и поэты еще долго сидят и обсуждают вопросы преподавания литературы в школе, узнают у поэтесс новости поэтической жизни Урала. (Рисунок 4)

Стало хорошей традицией ежегодно, совместно со школьным музеем, для пятиклассников проводить презентацию книги очерков «Не школьный урок – война» Т.И. Плотниковой об учителях-ветеранах ВОВ, ушедших на фронт из школ нашего города. На встречу с ребятами приглашаются учителя школы, которые работали с педагогами, воевавшими на фронте. В теплой, дружеской обстановке, за чашечкой чая звучат воспоминания, смех, ребята с интересом слушают педагогов о пионерском прошлом школы, о педагогах-участниках войны, которые вошли в историю школы. Любовь к Родине и школе нельзя навязывать, но создавать среду для пробуждения этого чувства – в наших силах. (Рисунок 5)

Для привлечения внимания учащихся к литературе о природе и истории края при библиотеке работает эколого-краеведческое агентство «Ёж и К°». На занятиях кружка я делаю ставку на интерактивные формы проведения мероприятий, предполагающие «обратную связь» с учащимися, приглашение их к действию, к активному участию в общем деле. Ребята организуют и проводят общешкольные эколого-краеведческие мероприятия: викторины, КВНы, конкурсы, театрализованные постановки для младших школьников, а также выпускают листовки, рекомендательные списки литературы по краеведению и экологии. Во все мероприятия, организованные агентством стараемся вовлекать как можно больше учащихся школы.

Ребята из агентства работают над проектами, которые поддерживают педагоги-предметники. Один из таких проектов – это своеобразное литературно-краеведческое путешествие по родникам города, за которыми ухаживают детские организации и кружки, в том числе и наши «Хранители родника». Ребята собирают сведения об истории родников, отмечают их на карте города и потом проводят для младших школьников экскурсии. В рамках этого проекта проводятся конкурсы: «Подари роднику стихотворение» или «Сказка в подарок роднику». (Рисунок 6)

В школе проводятся библиотечные уроки по программе «БИБЛИОЛИЦЕЙ: школа информационного комфорта», а для 9-х классов в учебную программу школы введено 17 часов элективного курса «Основы информационной культуры». Считаю, что информация, которую получают дети на этих занятиях, помогает им в учебе и работе над проектами.

В течение года отслеживаю все литературные и творческие конкурсы, которые проводятся на областном и всероссийском уровне, чтобы наши ученики обязательно принимали в них участие. Ежегодно дети участвуют в областном литературном конкурсе «Волшебная строка», проводимом Областной библиотекой для детей и юношества и Союзом писателей Урала. В 2008 году ученики и педагоги получили диплом РГДБ за участие во Всероссийском конкурсе «Мой Берестов», а 2010 год был ознаменован победой учеников 4 б класса в конкурсе журнала «Мурзилка» к юбилейной дате Великой Отечественной войны.

Работа школьного библиотекаря с документацией, учебниками, конечно, отнимает очень много времени, но никогда не заменит настоящего удовольствия общения с детьми. Если привлекать всех социальных партнеров, а в нашем городе это библиотеки, Центр детско-юношеский «Содружество», Дворец культуры, городской музей, Детская школа искусств, то никогда не будешь одинок в своем стремлении как можно больше детей приобщить к чтению.

Ярким примером такого сотрудничества для нашей школы стало ежегодное участие во всероссийском Открытом Уроке Чтения. Проведение Урока диктует необходимость взаимодействия школы с максимально широким кругом заинтересованных структур и частных лиц: детских и школьных библиотек, авторами книг, дворцами культуры и др.

Идея проведения первого Урока Чтения в нашей школе была сразу одобрена педагогами и администрацией. Создали инициативную группу, разработали этапы подготовки и проведения Урока, продумали все до мелочей: кого из партнеров и спонсоров будем приглашать к сотрудничеству, где проводить и каким гостям рассылать приглашения, какие технические средства использовать и как оформить школу и библиотеку к этому знаменательному дню. Совместно с организаторами Дворца культуры и специалистами городской и детской библиотек был создан координационный план действий, продумано расписание уроков, чтобы  не выбиться из ежедневного образовательного процесса, и началась активная подготовка к Уроку.

С первых же дней подготовки к этому Уроку стартовала акция «Приглашаю к чтению». Каждый педагог получил листок со следующим обращением:

Уважаема(ый) ________________________________________________

Приглашаем  принять участие в акции «ПРИГЛАШАЮ К ЧТЕНИЮ» в рамках всероссийского «Открытого урока чтения», который будет проводиться
9 октября 2007 года во всех образовательных учреждениях России.

Цель: развитие у ребят интереса к чтению на основе мотивирующего примера и укрепления живой связи поколений.

Задача лично для Вас: Рассказать ребятам о книге, которая стала для Вас «потрясением», открытием в детстве. Сделать «рекламу» этой книге так, чтобы появилось желание ее прочитать. Можно порекомендовать книгу  современного автора.

Итог: оформление выставки отзывов на стенде «Читай, и ты полетишь! Любимые книги любимых учителей» и выставки рекомендуемых книг в школьной библиотеке.

В коллективе началось активное обсуждение любимых детских книг, в учительской педагоги делились своими воспоминаниями, брали в библиотеке книги, чтобы дома еще раз перечитать. Для многих это задание показалось очень сложным, порекомендовать книгу, т.е. создать для нее «рекламу», где в нескольких строчках выразить свой детский восторг от ее прочтения, да еще так, чтобы у детей появилось желание тоже взять ее в руки – дело нелегкое. Для примера приведу обращение учителя истории Шурыгиной Ольги Юрьевны:

«Какое для тебя самое страшное наказание? Отругают, не отпустят погулять, запретят играть в компьютерные игры? Поверь, это все ерунда по сравнению с тем, что тебе могут запретить читать какую-нибудь очень интересную книгу, пока ты не сделаешь уроки, не вынесешь мусор и не помоешь посуду! Но когда сделаешь все дела, окажется, что уже поздно и пора спать, ведь контрольная по математике. Но как хочется узнать, что скрывается в колодце пещеры, и кого там чувствует пес, воя каждый вечер в черную бездну, и, вообще, так ли уж необитаем этот загадочный остров! Поверьте, безвыходных ситуаций не бывает, когда под подушкой лежит фонарик…
Наверное, у всех в детстве любимыми были книги о далеких странах, путешествиях и героях, которые смело, шагали навстречу опасностям. Одной из моих любимых книг была, и остается, книга Ж. Верна «Таинственный остров». Откройте ее, и вы сможете полетать на воздушном шаре, опуститься в подводной лодке на дно океана, сразиться с морским чудовищем и, главное, разгадать тайну загадочного острова. А еще поймете, почему в пятом  классе я получила двойку за контрольную по математике». 

В день проведения Открытого Урока на втором этаже ребят встречала белая птица на синем фоне с распростертыми крыльями-страницами и приглашала окунуться в мир детских литературных «открытий» – самых любимых книг из детства учителей на выставке. (Рисунок 7)

Фотография учителя, изображение любимой книги и короткий рассказ о том, чем захватила, поразила книга, как повлияла на жизнь в будущем. Можно было наблюдать, как ученики надолго задерживались перед выставкой, читали, обсуждали, обращались с вопросами к своим педагогам, а в школьной библиотеке на выставке ребят ждали  книги, которые советовали прочитать учителя. Ребята делились впечатлениями от акции – для многих учителя открылись с необычной стороны, а главное – появилось желание познакомиться с предложенными книгами. Можно бесконечно проводить такие акции, например «Читай и полетишь. Любимые книги любимых учителей о природе» «Читай и полетишь. Любимые книги любимых учителей по истории» и т. д.

«Эхом» этой акции стало желание учащихся поучаствовать в акции «Читай со мной» – написать о своей самой любимой книге. Отзывы были написаны при поддержке педагогов литературы, а для старшеклассников было предложено сделать это в виде пятистрочника – «синквейна». Синквейн – это одна из возможных форм читательской интерпретации произведения, поэтому именно в этой форме  можно выразить и свое отношение к литературному герою, и смысл произведения, и краткий пересказ. Дана была схема создания этого своеобразного «стихотворения», приведены примеры, но, не смотря на кажущуюся простоту и легкость, работа по созданию своего синквейна оказалась для многих очень сложной. Тем не менее, игровая природа синквейна очень понравилась старшеклассникам, а это замечательный повод проводить такие акции и в дальнейшем.

Ежегодно, с 2007 года в начале октября, взмахнув раскрытыми парусами и выбросив разноцветные флажки, школа № 4, как большой корабль, с дружной командой на борту отправляется в плавание по волнам «Открытого урока ЧТЕНИЯ». Для ребят и учителей этот день непривычный: непривычное расписание, форма проведения Урока чтения, большие перемены. (Рисунок 8)
День начинается с проведения общешкольной линейки «Да здравствует страна Читалия!», где учащимся – победителям литературных конкурсов торжественно вручаются грамоты и небольшие призы. Классы получают маршрутные листы – расписания, с обозначением места проведения Урока чтения – Дворец культуры, кабинет информатики или кабинет литературы, городская библиотека или Центральная городская детская библиотека (ЦГДБ). О масштабе проведения мероприятий, задействованных лиц и организаций можно судить по «Плану мероприятий МОУ СОШ № 4 по проведению «Открытого урока ЧТЕНИЯ» 9 октября 2007 года».  (Приложение 2).

День прошел, корабль под названием «Школа», совершив свое головокружительное путешествие по стране Чтения, возвращается из плавания. Праздник Чтения заканчивается, оставив в воспоминаниях треволнения при его подготовке, а особенно при его проведении.

«Эхом дня» остаются рекомендательные списки книг и журналов, книжные закладки с любимыми книгами из детства педагогов, желание учащихся поучаствовать в акции «Читай со мной» – написать о своей самой любимой книге, а главное – желание устраивать такие Уроки Чтения каждый год, кроме проводимого в конце марта праздника Недели Детской Книги.