Воспитательная цель: Расширение знаний об овощах и фруктах как обязательном компоненте рациона питания человека,
Коррекционные цели:
- Развитие объема восприятия на основе упражнений в узнавание.
- Учить обобщать, анализировать, воспроизводить, делать выводы.
- Коррекция двигательной сферы на основе элементов танца, инсценирование песни, театрализации сказки.
Задачи:
- расширять представление об осенних изменениях в природе, труде людей осенью;
- активизировать познавательную деятельность учащихся,
- развивать творческие способности учащихся,
- формировать умение работать в группах.
Оборудование: лопата, ведра, гармошка, кастрюля, поварешка, лягушка, веник, овощи. Костюмы по сюжету сценария – деда, волка, Антошки, ребят-дружинников.
Сервировка стола: скатерть, чашки с блюдцами, вилки, салфетки, хлеб.
Зал оформлен в виде осеннего пейзажа: деревья с разноцветными листьями, плакат с осенним пейзажем, на столе корзина с овощами.
Раздаточный материал: фасоль, картофель, садовая ягода, овощи, буквы наклеены на листья.
План
I. Организационный момент
Вступительное слово воспитателя.
II. Основная часть
- Приветствие команд.
- Разминка: выложить из фасоли первую букву названия своих команд.
- Конкурс загадок об осени.
- Домашнее задание: театрализация сказки «Легкий хлеб» и инсценирование песни «Антошка».
- Сложи и объясни пословицу.
- Конкурс капитанов: рассказать последнюю часть сказки «Репка» так, словно вы хвалитесь.
- Фотоглаз. Запомнить 8 слов.
- Конкурс хозяюшек «Очистить картофель».
- Вопросы наблюдательным болельщикам, конкурс вежливых, комплименты овощам.
- Угадай на запах или вкус, какие это ягоды?
- Конкурс «Кот в мешке». Угадай на ощупь, какие этоовощи?
- Конкурс «У кого вкуснее». Девочки готовят салаты из овощей: винегрет и картофельный с солеными огурцами.
- Конкурс стихов об осени.
III. Подведение итога.
Заключительное слово воспитателя.
Ход занятия
I. Организационный момент
Вступительное слово воспитателя
Сегодня мы с вами собрались, чтобы провести КВН «Дары осени». Ребята будут состязаться в находчивости, смекалки и остроумии. Встречаются две команды. Команда «Колосок» и команда «Репка». Ребята! Сегодня мы будем отгадывать загадки, объяснять пословицы, рассказывать стихи об осени, определять на ощупь овощи, а может даже и на запах. А самое главное, ребята, мы сегодня без жюри будем сами честно и справедливо определять победителя в любом конкурсе. Будем работать под девизом: “Потрудился – выбирай овощ, заполняй свою корзину!” Когда выполним все задания, пересчитаем овощи в своих корзинах. Победит та команда, которая больше наберет овощей. Вы согласны, да?
Под музыку команды проходят к своим столам.
II. Основная часть
1. Приветствие команд
Команда «Колосок»: «Хочешь есть калачи, не сиди на печи!»
Команда «Репка»: «В одиночку не одолеть и кочку!»
Капитаны обмениваются подарками: калачами и веником.
2. Задание командам: из фасолинок выложить первую букву названия своих команд. Командам дать одинаковое количество фасолинок. Выложить буквы «К» и «Р».
3. Разминка. Для разминки давайте вспомним, ребята, загадки об осени. Каждая команда друг другу загадывает загадки. Победит та команда, которая больше знает загадок об осени, овощах, фруктах.
-
Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка,
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка. (Капуста) -
Неказиста, шишковата
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
“Ну, рассыпчата, вкусна!” (картофель) -
Он никогда и никого
не обижал на свете
Чего же плачут от него
и взрослые, и дети (лук) -
За зеленый хохолок
«Лису» из норки поволок.
На ощупь – очень гладкая,
На вкус – как сахар сладкая (морковь) -
В земле сидит, хвост вверх глядит
Сахар из нее можно добыть,
Вкусный борщ сварить (свекла) -
Привязан кустик к колышку,
На кустиках – шары
Бока, подставив солнышку,
Краснеют от жары (томаты) -
Вырастает он в земле,
убирается к зиме.
Головой на лук похож.
Если только пожуешь,
Даже маленькую дольку,
Будешь пахнуть очень долго (чеснок) -
Любит он расти на воле,
не в саду, а в чистом поле –
целой зарослью дремучей!
Он усатый и ползучий,
Спрятал ядрышки в стручке –
Саблевидном кулачке.
Не раскусишь, коль засох,
Называется… (горох) -
Наш огород в образцовом порядке,
Как на параде построились грядки.
Словно живая ограда вокруг,
Пики зеленые выставил… (лук) -
Был ребенок –
не знал пеленок,
Стал стариком –
сто пеленок на нем. (Капуста) -
Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный (арбуз) -
Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
С хвостом, а не мышь (репа) -
Золотое решето
Черных домиков полно;
Сколько черных домов,
Столько беленьких жильцов -
На грядке привалился на бочок
Солидный, крутолобый… (кабачок)
4. Конкурс «Домашнее задание»
Каждая команда приготовила домашнее задание. Команда «Колосок» показывает театрализованную белорусскую сказку «Легкий хлеб».
Сказка «Легкий хлеб»
Косил мужик траву на лугу. Уморился и сел под кустом отдохнуть. Достал узелок, развязал и принялся за еду. Выходит из леса голодный волк. Видит – мужик под кустом сидит и что-то ест. Подошел к нему волк, спрашивает:
– Ты что ешь?
– Хлеб, – отвечает мужик
– А вкусный он?
– Страсть, какой вкусный!
– Дай мне попробовать
– Милости прошу.
Отломил мужик кусок хлеба и дал волку. Понравился волку хлеб. Он и говорит:
– Хотел бы я каждый день есть хлеб, только где его достать? Посоветуй.
– Ладно, – говорит мужик, научу тебя, где и как хлеб доставать. И начал он учить волка:
– Перво-наперво, надо землю вспахать…
– Тогда и хлеб будет?
– Нет, брат, погоди. Потом надо землю забороновать.
– И можно хлеб есть? – обрадовался волк и хвостом замахал.
– Ишь ты, какой скорый! Сначала надо рожь посеять.
– Тогда будет хлеб? – облизнулся волк.
– Нет еще! Дождись, покуда рожь взойдет, холодную зиму перезимует, весной вырастет, потом заколосится, потом начнет зерном наливаться, потом зреть…
– Ох, – вздохнул волк, – уж больно долго ждать надо! Ну, а когда созреет зерно, тогда-то я наемся хлеба вволю.
– Где там наешься! – говорит мужик. – Раненько еще! Сначала спелую рожь надо сжать, потом в снопы связать, а уж снопы в крестцы поставить. Ветер их провеет, солнышко просушит, вот тогда вези на ток.
– И есть хлеб буду?
– Какой нетерпеливый! Первым делом надо снопы обмолотить, зерно в мешки собрать, на мельницу отвезти да муки намолотить …
– И все?
– Нет, не все. Из муки надо тесто замесить и ждать, покуда тесто взойдет. Тогда в горячую печь сажать. И спечется. Вот тогда и наешься вволю, – закончил мужик. Задумался волк, почесал затылок и говорит:
– Нет! Эта работа не по мне – и долго, и хлопотно, и трудно. Ты лучше посоветуй, как легкий хлеб добывать.
– Ну что ж, – говорит мужик, – если не хочешь трудный хлеб есть, ешь легкий. Иди на выгон, там конь пасется.
Песня «Антошка».
Команда “Репка” показывает инсценированную песню “Антошка”. Слова Ю. Энтина. Музыка В.Шаинского.
Антошка, Антошка,
Пойдем копать картошку!
Антошка, Антошка,
Пойдем копать картошку!
Дили-дили!
Трали-вали!
Это мы не проходили!
Это нам не задавали!
Антошка, Антошка,
Сыграй нам на гармошке!
Дили-дили!
Трали-вали!
Это мы не проходили!
Это нам не задавали!
Антошка, Антошка, готовь к обеду ложку!
Антошка, Антошка,
Готовь к обеду ложку!
Дили-дили!
Трали-вали!
Это, братцы, мне по силе!
Откажусь теперь едва ли!
5. Конкурс пословиц об осени.
По одной пословице сложить и объяснить. Буквы наклеены на листьях.
- Без хозяина земля – круглая сирота.
- Год на год не приходится.
- Земля заботу любит.
- Земля-кормилица.
- Весенний дождь растит, а осенний гноит.
- Что посеешь, то и пожнешь.
- Весна красна, да голодна, осень дождлива да сытна.
- День прозевал – урожай потерял.
- Холоден сентябрь, да сыт.
- Октябрь землю покроет, где листком, где снежком.
6. Конкурс капитанов.
Прочитать последнюю часть сказки ‘”Репка“, но не так, обычно читаете с выражением, а так, словно вы хвастаетесь перед ребятами.
Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может…
Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянули репку!
7. Конкурс «Фотоглаз».
На доске написано восемь слов: осень, листопад, овощи, урожай, репа, горох, свекла, арбуз. Детям дается одна минута, чтобы запомнить их. Затем команды должны записать их на листочках.
Та команда, которая запомнила больше слов и сделала меньше ошибок, получает право сделать свой ход.
8. Конкурс Хозяюшек.
Очистить по одной картофелине так, чтобы сохранить всю нить кожуры.
У кого она длиннее - тот победитель.
9. Вопросы Болельщикам.
Хочу узнать, кто из вас самый наблюдательный.
-
Кто собирает яблоки спиной?
-
Кто сушит грибы на дереве?
-
Листья, каких деревьев осенью краснеют?
-
У какого зверя осенью в листопад появляются детеныши?
-
Как их называют?
-
Назовите самую большую ягоду. (Арбуз)
-
Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья. (Осень)
-
Сидит – зеленеет,
Падает – желтеет,
Лежит – чернеет. (Лист) -
Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Коровам без нее беда,
Она их главная еда. (Трава) -
Какие лекарства спасали Карлсона от самых страшных болезней? (Варенье, торт, плюшка)
-
Что подарил Винни Пух ослику на день рождения? (Горшок без меда)
10. Конкурс: «Угадай, какие это ягоды, или из каких ягод сварено варенье?»
Дети должны определить с закрытыми глазами вначале на запах, какие это ягоды или из каких ягод сварено варенье, а если не могут на запах, то на вкус.
11. Конкурс: «Кот в мешке».
Дети с закрытыми глазами достают из мешка овощи и на ощупь определяют, что это?
12. Конкурс: «У кого вкуснее».
Все девочки каждой команды готовят салаты из приготовленных овощей и фруктов.
Команда «Репка» готовит овощной винегрет. Вареный картофель, свеклу, морковь, свежее яблоко, соленые огурцы, репчатый лук нарезать ломтиками или соломкой, добавить нашинкованную квашеную капусту, перемешать. Горчицу, соль, перец, сахар растереть с растительным маслом и развести уксусом. Перед подачей овощи смешать с приготовленным соусом, посыпать рубленным зеленым луком.
Команда «Колосок» готовит салат картофельный с солеными огурцами. Отварной картофель и соленые огурцы нарезать ломтиками, репчатый лук и вареные яйца нашинковать. Все смешать посолить, поперчить, заправить майонезом или сметаной и посыпать рубленным зеленым луком.
13. Пока девочки готовят салаты, мальчики читают стихотворения о золотой осени.
Листопад. И. Бунин
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют.
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…
Осень А. Майков
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щеки горят:
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!
Нет мне здесь прежних утех!
Лес с себя тайну совлек:
Сорван последний орех,
Связан последний цветок;
Мох не приподнят, не взрыт
Грудой кудрявых груздей;
Около пня не висит
Пурпур брусничных кистей;
Долго на листьях лежит
Ночи мороз, и сквозь лес
Холодно как- то глядит
Ясность прозрачных небес …
Осень
В платье из желтого ситца,
Бусы – рябинки на грудь,
В уши – сережки-заколки
Дорого-любо взглянуть.
Девушка-осень гуляет,
Ножкой, сбивая росу,
В сумку дары собирает,
Листья вплетает в косу.
Может порадовать солнцем,
Может дождем угостить,
Может снежком припорошить
И серебром принакрыть.
Всем хороша я, пригожа
Золота, яшмы не счесть.
Яблоки, шишки, орехи –
Все в сундуке моем есть.
III. Подведение итога
Капитаны команд считают овощи в своих корзинах. Побеждает та команда, которая больше набрала овощей.
Команда «Колосок» набрала 15 овощей, команда «Репка» набрала 13 овощей.
Победила команда «Колосок», молодцы! Девочки угощают овощным салатом и вареньем из ягод.
Литература:
- Елкина Н.В. , О.В. Мариничева Учим детей наблюдать и рассказывать / Елкина Н.В. , О.В. Мариничева Ярославль, Изд. Академия развития, 1996.- 219 с.
- Ивановская А.Г. День работой весел: пословицы и поговорки народов СССР о труде./ А.Г. Ивановская М., «Детская литература»,1986.- 69 с
- Мерзлов А.В. ПедСовет: журнал для педагогов начальной школы./ Мерзлов А.В. Мытищи, 1999, №7- 10-11 с.
- Новикова М.Е. Приятного аппетита: кулинарные рецепты различных стран Европы./ М. Е. Новикова М., «Экономика», 1994.
- Л.И. Тикунова, Ю.В, Новикова Родной мир: экспериментальная хрестоматия по интегрированному курсу родного языка. М.,1995.
- Русская народная сказка в обработке О.Капицы «Репка». М., издательство «Малыш», 1985
- Е.Д. Худенко, Е.В. Астанина Практическое пособие по развитию речи (Часть I) / Е.Д. Худенко, Е.В. Астанина М.: РУССИКО, 1994. – 192 с., ил.