Цель игры: Научить детей слушать и слышать мир, который нас окружает. Уметь действовать слаженно.
Участники игры: Ведущий. Чебурашка. Две команды по 6 человек в каждой.
Место проведения игры: Актовый зал( если участвуют несколько классов) или класс.
Оборудование: Магнитофон. Музыкальные фонограммы, которые можно менять по своему усмотрению.
Ход игры
(Под музыку В.Шаинского «Голубой вагон» на сцену выходят Ушаня – придуманный герой с длинными ушами – и Чебурашка)
Ушаня. Здравствуйте, меня зовут Ушаня, а это (показывает на Чебурашку) – мой друг Чебурашка. Вы его узнали?
Чебурашка. Здравствуйте!
Ушаня. Он в гости ко мне приехал. А правда мы с ним похожи? Оба ушастенькие (поднимает и показывает свои уши), умненькие, красивенькие… Только вот Чебурашка в городе живет, а я – в деревне. Тебе у нас нравится, Чебурашка?
Чебурашка. Нравится, очень нравится! Только тихо у вас как-то, я прямо оглох от этой тишины.
Ушаня. А я в городе чуть от шума не оглох.
Чебурашка. Что ты? В городе все так понятно: то магнитола заорет, то тормоза машин завизжат, то лифт заскрипит. Лязг, шум, грохот – красота!
Ушаня. Что ты, Чебурашечка!? Разве это красота? Ты только прислушайся: птички поют, ручеек звенит, пчелки жужжат… Вот это – красота!
Чебурашка. И что тут красивого? (показывает в сторону летящей пчелки) Пчелка закрякала, корова заквакала… Ну и что?
Ушаня. Ой, Чебурашка, да у тебя все в голове перемешалось! Ты просто не научился вслушиваться и распознавать звуки, которые тебя окружают. А ведь мир звуков необычайно богат, но мы порой на них не обращаем никакого внимания.
Чебурашка. А разве этому можно научиться?
Ушаня. Конечно!
Чебурашка. Да мне одному с этим никогда не справиться.
Ушаня. Не беда, я и мои друзья (показывает в зал): мальчишки и девчонки большие любители природы. Мы тебе обязательно поможем. Ребята часто в гости ко мне приезжают. А вот и они (на сцену выходят 13 участников игры). Здравствуйте, ребята, идите к нам!
(Дети выстраиваются в одну шеренгу.)
Дети. Здравствуйте, Ушаня и Чебурашка!
Ушаня. Ребята, как же вы вовремя! Давайте поможем Чебурашке со звуками разобраться. А чтобы интересней было учиться, предлагаю провести игру. Чебурашка, ты мой гость, тебе и выбирать команду.
(детей делят на две команды: «Чебурашка» и «Ушаня» – по 6 человек в каждой).
Остается один человек в растерянности:
– А как же я?
Чебурашка и Ушаня. А ты у нас будешь главным судьей!
Ушаня. Итак, мы начинаем игру: «Ушки – (все) на макушке!
Дети.
Много игр есть на свете и про все не рассказать.
Любят взрослые и дети в игры разные играть.
И у нас, сказать по правде, в школе тоже есть игра,
Слушать мир, друзей, природу пусть научит всех она!
Ведущий-судья. Мир звуков чрезвычайно богат, но много звуков, которые окружают нас мы, порой, не замечаем. Сегодня нас ждет интересная игра, которая состоит из нескольких конкурсных заданий и оценивается по бальной системе.
1 тур. «Разгадай-ка»
(6 баллов). Звук услышь и разгадай, ничего не прозевай.
Каждой команде предлагается прослушать звуковые зарисовки (бытовые звуки) – вы должны угадать, что же это.
Внимание!
звучат бытовые звуки с интервалом:
1 команда – звук движущегося поезда, плач ребенка, лошадь, куры, пчела, гроза (участники по очереди отвечают);
2 команда – звук летящего самолета, детский смех, свинья, утки, сверчок, вьюга.
Ведущий-судья. Команда «Чебурашка» получила … баллов. Команда «Ушаня» получила … балов.
Ведущий-судья.
2 тур. Эстафета «Послушай тишину»
(6 баллов)
Выигрывает та команда, которая быстро и беззвучно перенесет предметы (4 тарелки, чашка, чайная ложка) с одного стола и составит их аккуратной стопкой на другом столе, стараясь выполнить это как можно тише. (задействованы все участники команд).
Внимание! Тишина! Начали!
Ведущий-судья. Команда «Чебурашка» получила … баллов. Команда «Ушаня» получила … баллов.
Ведущий-судья.
3 тур. «Куда привели нас звуки»
(2 балла)
По услышанным звукам необходимо определить, где вы «находитесь» в данный момент. Ответ каждая команда дает сразу.
Внимание!
(включается аудиозапись)
Команде «Чебурашка»: стадион, школа или класс
Команде «Ушаня»: концертный зал, парад или демонстрация.
Ведущий-судья. Команда «Чебурашка» получила … баллов. Команда «Ушаня» получила … баллов.
Ведущий-судья.
4 тур. «В каких словах живут ноты»
(сколько человек останется, столько баллов и получаете). Ребята, вы знаете, что в музыке есть только 7 нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Ваша задача, не повторяясь, произнести слова в которых прячутся эти ноты, например: фасоль, домик…
Внимание! Начинает команда «Ушаня»!
(два круга участники игры по очереди называют слова, выбывая из игры по мере неправильно данного ответа.)
Ведущий-судья. Команда «Чебурашка» получила … баллов. Команда «Ушаня» получила … баллов.
Ведущий-судья.
5 тур. «Припевочки»
(3 балла)
Только в нашей игре вы услышите песню в уникальном исполнении. Каждой команде предлагается разделиться на 3 пары.
Вам предстоит исполнить песню на необычном языке – языке животных.
1 команда:
1 пара – вы представляете коров
2 пара – вы представляете гусей
3 пара – вы представляете собак
2 команда.
1 пара – вы представляете лягушек
2 пара – вы представляете ворон
3 пара – вы представляете кур
Вы, надеюсь все знаете, как «разговаривают» эти звери, птицы и т.д.? Хорошо.
Наши дирижеры Чебурашка и Ушаня показывает, когда и какая пара начинает петь. Ваша задача не сбиться и допеть песню до конца. Желаю удачи в проявлении вокальных способностей.
Внимание на дирижера! (Чебурашка и Ушаня под звучащую мелодию – любую знакомую детскую песню – поочередно показывая кому и когда вступать в свою вокальную партию).
Ведущий-судья. Спасибо нашим певцам.
Ведущий-судья. Команда «Чебурашка» получила … баллов. Команда «Ушаня» получила … баллов.
Ведущий-судья. Вот и подошла к концу наша игровая программа (ведущий) «Ушки – (зал) на макушке». В сегодняшней игре победила команда «…..» с количеством баллов (?). Команде победителей вручается переходящий приз «Большое ухо».
ИЛИ В нашей игре нет побежденных и победителей потому, что она научила нас быть внимательным, любить и понимать окружающий мир.
Ушаня. Ну, что, Чебурашка, ты лучше стал разбираться в звуках?
Чебурашка. Да, спасибо вашей игре, она мне очень помогла.
Финальная песня. «Волшебный мир»
Слова Шленского, Е.Л. Никольской, И.Н. Панкратовой, Музыка Е.Л. Никольской
Знаем мы, что 2х2,
Как всегда – 4.
Только вот без волшебства
Скучно в этом мире.
Слышите, ручей поет
И кузнечик тоже.
Стрекоза на вертолет
Очень уж похожа.
Вслушайся, весь мир звучит –
Шорох, свист и щебет.
Звуков мир во всем живет,
Мир его волшебен!
Не грусти и не скучай,
Скажем мы друг дружке.
Приглашаем на игру:
«Ушки на макушке»!