Цель:
- Систематизация знаний педагогов по театрально-игровой деятельности детей дошкольного возраста.
- Развитие творческого подхода к воспитательно-образовательному процессу в театрально-игровой деятельности с учетом тендерного подхода к воспитанию социально-личностного развития детей.
План проведения педсовета
- Вступительное слово “Актуальность поло-ролевого воспитания детей в современное время” (заведующая ДОУ).
- Сообщение по тематической проверке (старший воспитатель) (Приложение 1).
- Викторина (воспитатели ДОУ) (Приложение 2).
- Результаты выставки кукол “Музей одного образа” (Рисунок 1, 2,3,4,5).
- Педагогическое справочное бюро (заведующая ДОУ) (Приложение 3).
- Творческие конкурсы (Приложение 4):
- перефразирование (веселый конкурс) – старший воспитатель;
- конкурс на релаксацию “Исполни песню как
собачка (кошечка)”
(заведующая ДОУ). - Обмен опытом работы по данной проблеме (игры в
театрально-игровой
деятельности) (Приложение 5): - Решение.
– воспитатель группы №6 – Сапронова
Т.А.;
– музыкальный руководитель — Койнова О. А.;
– физкультурный руководитель — Горбачева ТА.
Предварительная работа:
- Проведение консультации по видам театрально-игровой деятельности и по тендерному воспитанию детей.
- Пополнение театральных уголков в группах атрибутами для мальчиков и девочек.
- Открытые просмотры по совместной театрально-игровой деятельности взрослых и детей в группах.
- Подготовка к викторине для педагогов.
- Организация выставки “Музей одного образа” – кукла.
- Выставка литературы.
- Атрибуты для проведения игр (головные уборы для мальчиков и девочек, светящаяся палочка).
Задания к педсовету:
- Смотр театральных уголков в группах (атрибуты для мальчиков и девочек, расширение репертуара сказок любого вида театра)
- Подготовить рассказ из опыта работы с мальчиками и девочками в театрально-игровой деятельности.
- Подготовиться к КВНу по теме педсовета (вопросы в методическом кабинете)
- Показ открытых занятий по теме педсовета с 16 по 27 ноября (смотреть график тематического контроля).
Подготовить конспект занятия для сдачи в методический кабинет.
5. Подготовить 2-3 куклы, для выставки на
педсовете “Музей одного образа” – из разных
материалов.
Ход педсовета
Актуальность поло-ролевого воспитания детей в театрально-игровой деятельности
Миллиарды людей живут на планете Земля. Мы относимся к разным расам из-за различного цвета кожи, обусловленного разными условиями проживания, мы принадлежим к разным народам, потому что говорим на разных языках. Несмотря на то, что мы все такие разные, у нас есть сходство. В чем оно проявляется?
(Варианты ответов педагогов)
Это сходство делит всех людей на две большие группы: мужчины и женщины. Мы, мужчины и женщины, такие похожие, несмотря на то, что принадлежим к разным расам и народам. Но мы такие разные, женщины и мужчины, хотя можем принадлежать даже к одному роду.
Чем же мы отличаемся друг от друга, мужчины и женщины?
(Варианты ответов педагогов)
Сегодня биологи ставят под сомнение разделение людей на два противоположных пола только по этим физиологическим признакам.
Всегда рождались люди с неопределенными морфологическими признаками и возникали сомнения, к какому полу их отнести. Часто можно услышать в речи такие выражения: “Не баба, а мужик в юбке” или “ Штаны носит, а ведет себя как женщина”. Это говорит о том, что существуют социокультурные аспекты в различии мужского и женского. Так, например, заметны различия в социокультуре африканской и европейской: в Европе множество украшений на себе носят женщины, а в Африке – это привилегия мужчин, или юбки в Шотландии – это национальная одежда мужчин, а юбки в Европейском обществе всегда считались предметом женского туалета.
В современное время наблюдаются изменения в морфологии пола в связи с изменением статуса женщины в обществе. Во многих странах женщины получили равноправие, многие женщины занимают лидирующее положение среди мужчин. Истинно мужские профессии становятся теперь доступны и для женщин. В современном обществе женщины занимаются тяжелым физическим трудом.
Ученые провели исследования изменений женщин с XIX по XX века и сделали выводы:
– на смену женской фигуре, называемой “песочные часы” (узкие плечи, тонкая талия и широкие бедра) пришла фигура наших современниц – прямоугольник (плечи и бедра одинаковой ширины). Уже не редкость, когда фигура женщины напоминает треугольник -чисто мужской вариант;
– у некоторых женщин в организме начинают преобладать мужские гормоны, наблюдается огрубение голоса и полысение головы.
Поэтому в современной науке принято четко разграничивать конституционные и социокультурные аспекты в различии мужского и женского, связывая их понятием пола и тендера.
Пол в переводе с латинского означает “порождать”. Это биологические различия между людьми, определяемые генетическим строением клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.
“Гендер” – это социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью, но возникают во взаимодействии людей. Общество всегда определяет средства и границы проявления активности мужчин и женщин. В любом обществе существуют свои критерии: что можно и что нельзя. Общество через культуру диктует правила поведения для мужчин и женщин – своеобразные правила этикета. Культура является признаком поведения, которое называет мужским и женским.
Гендер – социальный пол, взаимодействие человека с другими людьми в социуме и поведение в разных ситуациях может быть разным. Биологическая женщина может стать “мужчиной”, т.е. ее поведение будет напоминать мужское – курит, сквернословит, ведет себя агрессивно. В данный момент ее социальный пол – мужской.
Доктор Джон Мани заявлял о гибкости тендерной идентичности. А вот биофизик Мильтон Даймонд опроверг теорию Мани и доказал, что тендерная идентичность жестко связана с мозгом с момента зачатия.
Начиная с 1970 года, ведутся споры о том, что определяет поведение и образ жизни человека – биология или среда. Может ли воспитание взять верх над биологией и определить собственно сам биологический пол?
Записи биотоков мозга у девочек и мальчиков уже разные. По биотокам можно определить, кто из них есть кто. Ребенок только после трех лет начинает осознавать свой пол. С момента рождения начинается его воспитание и гендерная социализация – процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.
Когда биологический и социальный пол идентичны, то наступает гармония внутри личности и гармония во взаимодействии с окружающими людьми.
Как воспитывать мальчиков, чтобы из них выросли мужчины?
Какие условия для развития создавать девочкам, чтобы из них выросли настоящие женщины?
Эти вопросы всегда возникали в обществе.
В педагогике известны разные теории воспитания и обучения мальчиков и девочек.
Социальное осознанное воспитание начинается с дошкольного учреждения. Чтобы воспитывать будущих мужчину и женщину, надо знать о мальчиках и девочках как можно больше. Ведь именно эти знания помогут создать образовательную модель, способствующую совпадению биологического и социального пола.
Хочется сказать, что совместное обучение мальчиков и девочек стало популярным в XX веке в Европе, а в 1908 году этому примеру последовал и Санкт-Петербург. После революции эта практика продолжилась. Педагоги психологи подчеркивали, что совместное обучение способствует армированию дружбы между противоположными полами. Другой недостаток совместного обучения мальчиков и девочек в том. что в образовательных учреждениях одни женщины. Это отрицательно сказывается на поведении мальчиков. Они перенимают женский тип поведения.
Политика нашего государства в советское послереволюционное время была поставлена так, что образ матери был господствующим семейном воспитании, и он же был основным в женском образовании. Отцу в семье отводилась второстепенная роль. Его явным предназначением было – служить Отечеству. Кроме этого, те и другие должны были трудиться на благо своей социалистической Родине. Результаты этой политики мы пожинаем, посей день. Главенствующую роль в семье часто занимают женщины, мужчины часто уходят от воспитания детей, самоотстраняются, или уходят на второй план. Редко встретишь семью, где папа – глава семьи во всех смыслах этого слова.
В современное время много неполных семей. Часто встречаются семьи, в которых мама совместно с бабушкой воспитывает сына (внука). В таких семьях мальчики больше времени проводят с матерью или бабушкой и образ отца становится менее привлекательным. В школе и в детском саду мальчиков тоже окружают женщины. Часто взрослые осуждают “немужское поведение” мальчиков, забывая, что перед ними еще ребенок, личность которого еще формируется. И это способствует формированию неврозов.
В программно-методическом обеспечении ДОУ России тендерные особенности не учитываются.
Стратегия обучения, формы и методы работы с детьми чаще всего рассчитаны на девочек.
В результате совсем не мужественные мальчики подвергаются со стороны педагогов травмирующему воздействию. У мальчиков формируется низкая самооценка, они теряют уверенность в себе и своих возможностях.
Наблюдения за работой педагогов показывают, что их обращение к воспитанникам часто ограничивается словами “дети”, что не способствует идентификации ребенком образа “я” с определенной социальной ролью.
В предметно-развивающей среде часто наблюдается дисбаланс предметной среды в сторону преобладания “девчоночьих” материалов и пособий.
Из всего сказанного, понятно, что проблема тендерного воспитания в современное время существует, и решить ее за короткий срок не реально, но уделять ей внимание все же следует. Эту проблему мы попробовали решать через театрально-игровую деятельность.
Проект решения педсовета
- Обобщить опыт работы по театрально-игровой деятельности детей в ДОУ (сделать папку раскладушку с фотографиями детей, распечатать игры и конспекты занятий) Ответственные – воспитатели групп, старший воспитатель.
- Приобрести куклы-марионетки и тростевые куклы в старшие группы. Ответственные – воспитатели старших и подготовительной групп.
- Разработать консультации для родителей по театрально-игровой деятельности в родительские уголки. Ответственные – воспитатели групп.
- Продолжать пополнять предметно-развивающую среду в группы по театрально-игровой деятельности. Ответственные – воспитатели групп.
- Продолжать работу с детьми по гендерному воспитанию детей. Ответственные – воспитатели групп.
Список используемой литературы:
- Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1991.
- Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам: театр картинок. Театр игрушек. Театр петрушек: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов. 3-е изд., перераб. – М: Просвещение, 1982.
- Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Пособие для практ.работников дошкольн.образоват.учреждений. – М. АРКТИ, 2000.