Урок "Страны мира". 7-й класс

Разделы: География

Класс: 7


Цель урока: формирование представления о странах мира и их группировке по различным признакам.

Основные понятия: страна, политическая карта, граница, столица, суверенитет, колония, республика, монархия; аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны.

Задачи:

Образовательные: Рассмотреть географическое положение различных стран Определить численность государств Сравнить государства по площади территории Закрепить полученные знания посредством прохождения электронного теста, работы с тетрадью-тренажером

Развивающие задачи:

  1. Расширить общий кругозор знаний учащихся
  2. Продолжить формирование навыка работы с контурной картой, атласом, электронным приложением

Воспитательные:

  1. Продолжить развитие чувства патриотизма у учащихся, понимания роли нашего государства в мире.
  2. Развивать толерантность по отношению к представителям других государств.

Оборудование: политическая карта мира, физическая карта мира, карта плотности населения мира, рисунки и фотографии стран мира, электронное приложение к учебнику (DVD-ROM), компьютер, мультимедийный проектор, экран, электронная презентация Power Point.

Ход урока

I. Актуализация знаний учащихся (Фронтальный опрос).

  1. Что называется населенными пунктами или поселениями?
  2. Назовите виды поселений.
  3. Чем разные типы сельских поселений различаются между собой?
  4. Что такое город?
  5. Когда и где возникли первые города?
  6. Что называется городской агломерацией?
  7. Назовите функции городов и приведите примеры.
  8. Между какими параллелями сосредоточены населенные пункты?
  9. Что такое урбанизация?
  10. На какие группы подразделяются города по численности?

II. Изучение нового материала

Учитель:

На прошлом занятии мы изучали типы поселений, а сегодня на уроке, ребята, мы познакомимся со странами мира и рассмотрим политическую карту (слайд 1).

А для начала давайте дадим определение, что же такое страна.

(Каждый учащийся дает свое определение(понимание) этого термина)

Учитель:

Итак, страна - это территория с определенными государственными границами и законами.

Перед вами политическая карта мира. Скажите, на какие 2 вида подразделяются карты по содержанию?

Учащиеся: Карты по содержанию делятся на общегеографические и тематические.

Учитель: А к какому виду мы с Вами отнесем политическую карту мира?

Учащиеся: политическая карта мира относится к тематическим картам

Учитель:

Эта карта пестрая, многоцветная. Предположите, почему используется так много цветов?

Учащиеся: Для наглядности, быстрого нахождения определенного государства и его границ.

Учащиеся: Для наглядности, быстрого нахождения определенного государства и его границ.

Учитель:

В настоящее время насчитывается порядка 230 стран. Из них около 200 являются независимыми. Слайд 2

Все страны отличаются между собой по разным признакам:

Признаки отличия стран:

  • Размеру.
  • Географическому положению.
  • Численности населения.
  • Форме государственного правления.
  • Типу хозяйства.

Рассмотрим каждый из признаков подробнее:

  1. Размер территории (слайд 3)
  2. Страны в первую очередь подразделяются по занимаемой площади территории. Самое большое государство мира – Россия. Ее площадь около 17,1 млн. км2., есть страны, занимающие целый континент (например, Австралийский Союз), есть занимающие половину континента (Канада), а есть микрогосударства, так называемые страны-карлики (Ватикан)
    Рассматриваем страны, работаем с настенной политической картой мира и политической картой Европы.
    Учащиеся находят государства и их столицы и наносят их на контурную карту с. 8-9

  3. Географическое положение (слайд 4)
  4. По географическому положению выделяют страны, занимающие несколько островов (страны-архипелаги), есть островные государства (Куба), полуостровные (располагающиеся на полуостровах), приморские государства и не имеющие выхода к морю.
    В чем преимущество стран, имеющих выход к морю?
    Учащиеся: Преимущество приморских стран выражается в улучшении транспортного сообщения с другими государствами, что сказывается на экономике страны.
    Учитель: Приведите примеры стран каждого типа

  5. Численность населения (слайд 5)
  6. По численности населения первое место в мире принадлежит Китаю, а второе Индии. Есть государства со средней численностью, а есть страны-карлики.

  7. Форма правления (слайд 6,7)
  8. По форме государственного правления государства бывают республиками и монархиями. Монархии в свою очередь бывают абсолютными и конституционными.
    Учащиеся зачитывают информацию из географического блокнота (учебник с. 51).

  9. Хозяйство стран (слайд 8)

Учитель: какие 3 звена хозяйства вы знаете?

Учащиеся: сельское хозяйство, промышленность и сфера услуг

Учитель: В зависимости от преобладания того или иного звена хозяйства страны подразделяются на аграрные, индустриальные и постиндустриальные. Приведем примеры.

III. Закрепление знаний

  • Выполнение электронного теста
  • Работа с тетрадью-тренажером с. 18 (№17-19), с. 20 (№4,5), с. 22 (№6).

IV. Подведение итогов урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы рассмотрели страны мира, познакомились со странами, их группировкой по различным признакам, поработали с политической картой.

V. Домашнее задание.

  1. Учебник 16 пересказ
  2. Работа с атласом с.16-17
  3. Опережающее задание: подготовить доклады об историко-культурных центрах мира.

Используемый УМК:

  1. Кузнецов А.П., Савельева Л.Е., Дронов В.П. География: Земля и люди:7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений
  2. Мишняева Е.Ю., Котляр О.Г., Банников С.В. География: Земля и люди: тетрадь-тренажер:7 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений
  3. География: Земля и люди:7 класс: Атлас
  4. География: Земля и люди: 7 класс: контурные карты
  5. География: Земля и люди: 7 класс: Электронное приложение к учебнику: DVD/ Под редакцией В.П. Дронова
  6. Тарасова Н.В. География: Земля и люди: 7 класс: Поурочное тематическое планирование: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений

Дополнительная литература:

  1. География 7-й класс: поурочные планы. Автор-составитель: И.И. Нагорная.- Волгоград: Учитель, 2007.

Презентация