Цель урока: формирование представления о странах мира и их группировке по различным признакам.
Основные понятия: страна, политическая карта, граница, столица, суверенитет, колония, республика, монархия; аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны.
Задачи:
Образовательные: Рассмотреть географическое положение различных стран Определить численность государств Сравнить государства по площади территории Закрепить полученные знания посредством прохождения электронного теста, работы с тетрадью-тренажером
Развивающие задачи:
- Расширить общий кругозор знаний учащихся
- Продолжить формирование навыка работы с контурной картой, атласом, электронным приложением
Воспитательные:
- Продолжить развитие чувства патриотизма у учащихся, понимания роли нашего государства в мире.
- Развивать толерантность по отношению к представителям других государств.
Оборудование: политическая карта мира, физическая карта мира, карта плотности населения мира, рисунки и фотографии стран мира, электронное приложение к учебнику (DVD-ROM), компьютер, мультимедийный проектор, экран, электронная презентация Power Point.
Ход урока
I. Актуализация знаний учащихся (Фронтальный опрос).II. Изучение нового материала
Учитель:
На прошлом занятии мы изучали типы поселений, а сегодня на уроке, ребята, мы познакомимся со странами мира и рассмотрим политическую карту (слайд 1).
А для начала давайте дадим определение, что же такое страна.
(Каждый учащийся дает свое определение(понимание) этого термина)
Учитель:
Итак, страна - это территория с определенными государственными границами и законами.
Перед вами политическая карта мира. Скажите, на какие 2 вида подразделяются карты по содержанию?
Учащиеся: Карты по содержанию делятся на общегеографические и тематические.
Учитель: А к какому виду мы с Вами отнесем политическую карту мира?
Учащиеся: политическая карта мира относится к тематическим картам
Учитель:
Эта карта пестрая, многоцветная. Предположите, почему используется так много цветов?
Учащиеся: Для наглядности, быстрого нахождения определенного государства и его границ.
Учащиеся: Для наглядности, быстрого нахождения определенного государства и его границ.
Учитель:
В настоящее время насчитывается порядка 230 стран. Из них около 200 являются независимыми. Слайд 2
Все страны отличаются между собой по разным признакам:
Признаки отличия стран:
- Размеру.
- Географическому положению.
- Численности населения.
- Форме государственного правления.
- Типу хозяйства.
Рассмотрим каждый из признаков подробнее:
- Размер территории (слайд 3)
- Географическое положение (слайд 4)
- Численность населения (слайд 5)
- Форма правления (слайд 6,7)
- Хозяйство стран (слайд 8)
Страны в первую очередь подразделяются по
занимаемой площади территории. Самое большое
государство мира – Россия. Ее площадь около 17,1
млн. км2., есть страны, занимающие целый
континент (например, Австралийский Союз), есть
занимающие половину континента (Канада), а есть
микрогосударства, так называемые страны-карлики
(Ватикан)
Рассматриваем страны, работаем с настенной
политической картой мира и политической картой
Европы.
Учащиеся находят государства и их столицы и
наносят их на контурную карту с. 8-9
По географическому положению выделяют страны,
занимающие несколько островов
(страны-архипелаги), есть островные государства
(Куба), полуостровные (располагающиеся на
полуостровах), приморские государства и не
имеющие выхода к морю.
В чем преимущество стран, имеющих выход к морю?
Учащиеся: Преимущество приморских стран
выражается в улучшении транспортного сообщения
с другими государствами, что сказывается на
экономике страны.
Учитель: Приведите примеры стран каждого
типа
По численности населения первое место в мире принадлежит Китаю, а второе Индии. Есть государства со средней численностью, а есть страны-карлики.
По форме государственного правления
государства бывают республиками и монархиями.
Монархии в свою очередь бывают абсолютными и
конституционными.
Учащиеся зачитывают информацию из
географического блокнота (учебник с. 51).
Учитель: какие 3 звена хозяйства вы знаете?
Учащиеся: сельское хозяйство, промышленность и сфера услуг
Учитель: В зависимости от преобладания того или иного звена хозяйства страны подразделяются на аграрные, индустриальные и постиндустриальные. Приведем примеры.
III. Закрепление знаний
IV. Подведение итогов урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы рассмотрели страны мира, познакомились со странами, их группировкой по различным признакам, поработали с политической картой.
V. Домашнее задание.
Используемый УМК:
- Кузнецов А.П., Савельева Л.Е., Дронов В.П. География: Земля и люди:7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений
- Мишняева Е.Ю., Котляр О.Г., Банников С.В. География: Земля и люди: тетрадь-тренажер:7 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений
- География: Земля и люди:7 класс: Атлас
- География: Земля и люди: 7 класс: контурные карты
- География: Земля и люди: 7 класс: Электронное приложение к учебнику: DVD/ Под редакцией В.П. Дронова
- Тарасова Н.В. География: Земля и люди: 7 класс: Поурочное тематическое планирование: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений
Дополнительная литература:
- География 7-й класс: поурочные планы. Автор-составитель: И.И. Нагорная.- Волгоград: Учитель, 2007.