Методическая разработка урока "Битва за Москву"

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка

Всё дальше и дальше в историю уходят грозные годы Великой Отечественной войны. Но в памяти людей навеки сохранятся величие и подвиг советского народа, отстоявшего нашу Родину от фашистских захватчиков. Победа досталась нам дорогой ценой. Тяжело было тем, кто с оружием в руках сражался на фронте, нелегко приходилось и труженикам тыла. Наша задача помнить это и передавать новым поколениям чувство гордости за наших солдат, победивших в этой страшной войне. Они достойны восхищения за их стойкость, мужество, за их героизм.

Цель:

  • воспитание у учащихся благодарной памяти о простых советских людях, победивших фашизм, чувства гордости за свою родину;
  • преемственность героических традиций старших поколений для обеспечения счастливого будущего своей Родины.

Задачи:

  • познакомить учащихся с историческими событиями, связанными с разгромом немецко-фашистских войск под Москвой;
  • познакомить ребят с подвигами советских солдат во время битвы под Москвой.

Предоставленная методическая разработка может быть использована для проведения классных часов, бесед в рамках группы продлённого дня.

Планирую в будущем продолжать работу в этом направлении, разработать ряд бесед для 4 классов, т.к. тема исторической памяти является актуальной для подрастающего поколения.

Данная разработка основана на статье Азрапкиной Н. Москва в солдатской шинели//Газ. Начальная школа.- 2005. - №6. - С. 25-26.

Ход беседы

Тема нашей беседы, “Москва в солдатской шинели”, рассказывает о защите нашей Родины и о разгроме немецко-фашистских войск под Москвой (слайд №1).

Звучит фонограмма сообщения о начале войны Левитана.

Прошло уже более 60 лет с того грозного 1941 года, когда ранним утром 22 июня фашистские полчища вероломно вторглись на территорию нашей Родины (слайд №2).

Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.

Звучит куплет песни “Священная война”.

Четыре долгих года шла Великая Отечественная война. 1418 дней и ночей продолжалась ожесточённая битва с германским фашизмом. Шёл смертный бой, “не ради славы - ради жизни на земле”.

Уже спустя много лет после войны маршал Жуков сказал: “Когда меня спрашивали: “Что вы больше всего запомнили из минувшей войны?” - я всегда отвечал: “Битва за Москву” (слайд №3).

30 сентября 1941 года Гитлер отдал приказ о наступлении на Москву. “Тайфун” или “Барбаросса” - так называли фашисты план своего наступления. Тайфун – сильный ветер, стремительный ураган. Ураганом стремились ворваться немцы в Москву, обойти город с севера и юга, зажать нашу армию в огромные “клещи” (слайд №4).

Со стороны Германии в наступлении участвовали три группировки войск. С нашей стороны три фронта: Западный (генерал Конев И.С.), Резервный (маршал Будённый С.М.), Брянский (генерал Ерёменко).

2 октября 1941 года 80 фашистских дивизий перешли в наступление. Наши войска вступили в тяжёлые оборонительные бои. Началась великая Московская битва (слайд №5). Она проходила в 2 этапа: оборонительные бои (30 сентября – 5 декабря 1941г.), наступательные бои (5 декабря 1941г. – 20 апреля 1942 г.).

Несмотря на яростное сопротивление наших войск 3 октября немцы заняли Орёл, 7 октября – Вязьму, 9 октября – Брянск, 14 октября – Калинин. С 20 октября 1941 года Москва находилась на осадном положении.

Весь город встал на защиту столицы. Москвичи начали формирование районных дивизий народного ополчения (всего создано 16). Были созданы оборонительные сооружения: рвы, надолбы, ежи (слайд №6,7).

До 22 декабря 1941года авиация противника совершила 122 налёта на Москву, в которых участвовало 8 тыс. самолётов – к городу прорвалось 229. И это во многом благодаря противовоздушной обороне Москвы (слайд №8). На ближайших подступах к городу немецкие самолёты встречала сплошная завеса огня наших зенитчиков, а на дальних – колонны бомбардировщиков рассеивались нашими отважными лётчиками – истребителями.

На весь мир прозвучало тогда имя московского парня, в прошлом рабочего, а теперь лётчика Виктора Талалихина (слайд №10). В ночном воздушном бою он таранил фашистский бомбардировщик. Это был первый в мире ночной таран! Герой Советского Союза В.В. Талалихин погиб смертью храбрых в воздушном бою 27 октября 1941 года.

Он был зачислен в списки первой эскадрильи истребительного полка, в которой служил.

На Смоленщине у одной из дорог на постаменте возвышается танк с бортовым номером 12. На этой машине в первые месяцы войны воевал младший сержант Иван Колосов. Экипаж – командир Колосов, механик Павел Рудов и заряжающий Василий Орлов – как нельзя лучше походили на персонажей популярной песни “Три танкиста”.

Бои с гитлеровцами были жестокими. В начале октября 1941 г. на подступах к Вязьме замерли сразу 8 наших танков. Получил повреждение и танк Ивана Колосова. Погиб Рудов. С наступлением темноты удалось завести мотор и танк скрылся в лесу. Собрали с подбитых танков снаряды, подготовились к новому бою. Утром узнали, что немцы, обогнув этот участок фронта, продвинулись на восток.

Воевать в одиночку? Или бросить подбитую машину и пробираться к своим? Они выбрали первое.

Танк вырвался из засады, неожиданно на полной скорости налетел на вражескую колонну и разметал её. По дороге танкисты нападали на колонны и обозы.

Наступило 24 октября – день последнего боя. О нём рассказал своей невесте Варе Журавлёвой в письме:

“Здравствуй, моя Варя!
Нет, не встретимся мы с тобой.
Вчера в полдень громили еще одну гитлеровскую колонну. Фашистский снаряд пробил боковую броню и разорвался внутри. Пока уводили машину в лес, Василий умер. Рана моя жестока.
Похоронил я Василия Орлова в березовой роще. В ней было светло. Василий умер, не успев сказать мне ни единого слова, ничего не передал свей красивой Зое и беловолосой Машеньке, похожей на одуванчик в пуху. Вот так из трех танкистов остался я один. В сутемени въехал я в лес. Ночь прошла в муках, потеряно много крови. Сейчас почему-то боль, прожигающая всю грудь, улеглась, и на душе тихо.
Очень обидно, что мы не все сделали. Но мы сделали все, что смогли. Наши товарищи погонят врага, который не должен ходить по нашим полям и лесам. Сквозь пробоины танка я вижу улицу, зеленые деревья, цветы в саду яркие-яркие. У вас, оставшихся в живых, после войны жизнь будет такая же яркая, красочная, как эти цветы, и счастливая… За нее умереть не страшно… Ты не плачь. На могилу мою ты, наверное, не придешь, да и будет ли она — могила-то?
Никогда я не прожил бы жизнь так, если бы не ты, Варя. Ты помогала мне всегда: на Халхин-Голе и здесь. Наверное, все-таки, кто любит, добрее к людям. Спасибо тебе, родная! Человек стареет, а небо вечно молодое, как твои глаза, в которые только смотреть да любоваться. Они никогда не постареют, не поблекнут.
Пройдет время, люди залечат раны, люди построят новые города, вырастят новые сады. Наступит новая жизнь, другие песни будут петь. Но никогда не забывайте песню про нас, про трех танкистов. У тебя будут расти красивые дети, ты еще будешь любить. А я счастлив, что ухожу от вас с великой любовью к тебе.
Твой Иван КОЛОСОВ”.

В глухо и отдалённом от селений лесу однажды наткнулись на проржавевший танк. Люк плотно задраен. Когда танк открыли, увидели у рычагов останки человека – это был Иван Колосов, с револьвером при одном патроне и планшетом, в котором лежали карта, фотография любимой и несколько писем к ней. Варя прочитала их лишь через 20 лет.

Весь октябрь шли ожесточённые бои на всех направлениях, ведущих к Москве. Это были грозные дни. Уходя в бой, солдаты произносили слова клятвы:

“Мы клянёмся матери – Родине, клянёмся перед всем нашим народом, что будем биться с врагом день и ночь, не щадя сил своих и самой жизни. Клянёмся отстоять Москву!”

Первое наступление врага на Москву было остановлено. По планам Гитлера немецкие войска должны были войти в Москву до 7 ноября. Именно в этот день было назначено торжественное прохождение немецких войск по Красной площади. Уже были отпечатаны приглашения. Целый железнодорожный вагон с наградами “Героям взятия Москвы” дожидался своего часа. За событиями, развернувшимися под Москвой, следил весь мир.

И в эти грозные для столицы дни, на глазах у врага на Красной площади 7 ноября 1941 г. прошёл парад наших войск (слайд №11). Принимать парад было поручено маршалу С.М. Будённому. Бойцы прямо с парада уходили на фронт.

Была Москва пургой заметена,
У Мавзолея ели коченели,
И шла по Красной площади Война –
Усталая, в простреленной шинели.
То батальоны шли с передовой,
Шли на парад окопные солдаты.

С 15 ноября 1941 года гитлеровцы начали второе наступление на Москву. Угроза города нарастала с каждым днём, но наши войска дрались с небывалым героизмом.

Особенно прославилась в это время стрелковая дивизия генерала Панфилова у разъезда Дубосеково по Волоколамскому шоссе (слайд №12).

“Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!” - эти слова были сказаны героем – панфиловцем Василием Клочковым. Тяжело раненный, с гранатой в руках, он бросился под танк и взорвал его вместе с собой. Героев – панфиловцев было 28 человек. Ценой своей жизни они остановили вражеские танки под Москвой (слайд №13). И таких мужественных героев было много.

Наравне с мужчинами воевали и женщины. 27 января 1942 года в газете “Правда” был опубликован очерк Петра Лидова “Таня”:

“В первых числах декабря 1941 года в Петрищеве, близ города Вереи, немцы казнили восемнадцатилетнюю девушку-партизанку.  

То было в дни наибольшей опасности для Москвы.

Москва отбирала добровольцев-смельчаков и посылала их через фронт для помощи партизанским отрядам. Вот тогда-то в Верейском районе и появилась Таня.  

Небольшая, окруженная лесом деревня Петрищево была битком набита немецкими войсками. Здесь, пожирая сено, добытое трудами колхозников, стояла кавалерийская часть. В каждой избе было размещено по десять — двадцать солдат. Хозяева домов ютились на печке или по углам.  

Немцы отобрали у колхозников все запасы продуктов. Особенно лют был состоявший при части переводчик. Он издевался над жителями больше других и бил подряд всех — и старого и малого.  

Однажды ночью кто-то перерезал все провода германского полевого телефона, а вскоре была уничтожена конюшня немецкой воинской части и в ней семнадцать лошадей.  

На следующий вечер партизан был пойман…

Партизана ввели в дом, и тут разглядели, что это девушка, совсем юная, высокая, смуглая, чернобровая, с живыми темными глазами и темными стрижеными, зачесанными наверх волосами.  

Солдаты в возбуждении забегали взад и вперед и, как передает хозяйка дома Мария Седова, все повторяли: “Фрау партизан, фрау партизан”, — что значит по-русски — женщина-партизан. Девушку раздели и били кулаками, а минут через двадцать избитую, босую, в одной сорочке и трусиках повели через все селение в дом Ворониных, где помещался штаб.  

Татьяну спрашивали, кто послал ее и кто был с нею. Требовали, чтобы она выдала своих друзей. Через дверь доносились ответы: “Нет”, “Не знаю”, “Не скажу”, “Нет”. Потом в воздухе засвистели ремни и слышно было, как стегали они по телу. Через несколько минут молоденький офицерик выскочил из комнаты в кухню, уткнул голову в ладони и просидел так до конца допроса, зажмурив глаза и заткнув уши. Даже нервы фашиста не выдержали...  

Два часа продержали Татьяну в избе Ворониных. После допроса ее повели в дом Василия Александровича Кулика. Она шла под конвоем, по-прежнему раздетая, ступая по снегу босыми ногами.  

Когда ее ввели в избу, хозяева при свете лампы увидели на лбу у нее большое иссиня-черное пятно и ссадины на ногах и руках. Она тяжело дышала, волосы ее были растрепаны и черные пряди слиплись на высоком, покрытом каплями пота лбу. Руки девушки были связаны сзади веревкой. Губы ее были искусаны в кровь и вздулись. Наверно, она кусала их, когда побоями хотели от нее добиться признания.  

Она села на лавку. Немецкий часовой стоял у двери. Василий и Прасковья Кулик, лежа на печи, наблюдали за арестованной. Она сидела спокойно и неподвижно, потом попросила пить. Улучив минуту, Прасковья Кулик заговорила с Татьяной.  

— Ты чья будешь? — спросила она.  

— А вам зачем это?  

— Сама-то откуда?  

— Я из Москвы.  

— Родители есть?  

Девушка не ответила.  

Она пролежала до утра без движения, ничего не сказав более и даже не застонав, хотя ноги ее были отморожены и не могли не причинять боли.  

Никто не знает, спала она в эту ночь или нет и о чем думала она, окруженная злыми врагами.  

Поутру солдаты начали строить посреди деревни виселицу.  

Принесли Татьянины вещи: кофточку, брюки, чулки. Тут же был ее вещевой мешок, и в нем — сахар, спички и соль. Шапка, меховая куртка, пуховая вязаная фуфайка и валеные сапоги исчезли. Их успели поделить между собой унтер-офицеры, а варежки достались повару с офицерской кухни...  

Татьяна стала одеваться, хозяева помогли ей натянуть чулки на почерневшие ноги. На грудь девушки повесили отобранные у нее бутылки с бензином и доску с надписью: “Зажигатель домов”. Так ее вывели на площадь, где стояла виселица.  

Место казни окружили десятеро конных с саблями наголо. Вокруг стояло больше сотни немецких солдат и несколько офицеров. Местным жителям было приказано присутствовать при казни, но их пришло немного, а некоторые из пришедших потихоньку разошлись по домам, чтобы не быть свидетелями страшного зрелища.  

Под петлей, спущенной с перекладины, были поставлены один на другой два ящика. Отважную девушку палачи приподняли, поставили на ящик и накинули на шею петлю.

Тогда Татьяна повернулась в сторону коменданта и, обращаясь к нему и к немецким солдатам, продолжала:  

— Вы меня сейчас повесите, но я не одна. Нас двести миллионов, всех не перевешаете. Вам отомстят за меня. Солдаты! Пока не поздно, сдавайтесь в плен, все равно победа будет за нами!  

Русские люди, стоявшие на площади, плакали. Иные отвернулись и стояли спиной, чтобы не видеть того, что должно было сейчас произойти.  

Палач подтянул веревку, и петля сдавила Танино горло. Но она обеими руками раздвинула петлю, приподнялась на носках и крикнула, напрягая все силы:  

— Прощайте, товарищи! Боритесь, не бойтесь!  

Она умерла во вражьем плену на фашистской дыбе, ни единым звуком не высказав своих страданий, не выдав своих товарищей. Она приняла мученическую смерть как героиня, как дочь великого народа, которого никому и никогда не сломить. Память о ней да живет вечно!”

На самом деле эту молодую партизанку звали Зоя Космодемьянская. Она провисела на виду у всей деревни полтора месяца и была похоронена лишь при отступлении немцев.

В ночь с 5 на 6 декабря наши войска начали мощное контрнаступление по всему фронту. 12 декабря советские граждане услышали по московскому радио первую победную сводку. Впервые они увидели, что “непобедимая германская армия” терпит крупные поражения. Увидел это и весь мир.

Наши люди с честью выстояли в этой жестокой битве – битве за Москву.

Последним показывается слайд №14, на котором изображена Могила Неизвестного Солдата.

Куда б ни шёл, ни ехал ты,
Но здесь остановись.
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!

Звучит песня “Поклонимся великим тем годам” в исполнение Иосифа Кобзона.

В конце беседы проводится небольшой тест:

  1. Когда началась Великая Отечественная война?
  2. А. 5 августа 1941 г.
    Б. 22 июня 1941 г.
    В. 19 июня 1941 г.

  3. Главнокомандующий русской армией во время битвы за Москву?
  4. А. Конев И.С.
    Б. Будённый С.М.
    В. Жуков Г.К.

  5. Как назывался план наступления на Москву?
  6. А Тайфун.
    Б. Ураган.
    В. Смерч.

  7. Когда состоялся парад на Красной площади во время битвы за Москву?
  8. А. 23 октября 1941 г.
    Б. 5 ноября 1941 г.
    В. 7 ноября 1941 г.

  9. Сколько героев-панфиловцев погибло, защищая Москву?
  10. А. 22.
    Б. 25.
    В. 28.

  11. Сколько лет длилась Великая Отечественная война?
  12. А. 6.
    Б. 4.
    В. 5.

  13. Какой подвиг совершил Виктор Талалихин?

А. Взорвал склад с немецкими боеприпасами.
Б.
Совершил ночной тараню.
В.
Взорвал колонну немецких танков.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4