Обобщение по разделу "Сказка мудростью богата". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

  • создать условия для повторения и обобщения пройденного материала по разделу, дать возможность детям ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;
  • развивать внимание, творческое мышление, навыки беглого, осознанного чтения, умение работать в группе;
  • воспитывать взаимоуважение, чувство товарищества, интерес к урокам чтения через игровую форму урока.

Оборудование:

  • карточки с заданиями каждой команде в разных геймах;
  • рисунки детей;
  • музыкальное сопровождение для физминутки;
  • жетоны;
  • карточки для рефлексии.

Форма урока: урок-игра «Счастливый случай».

Тип урока: обобщение изученных знаний.

Ход урока

Организационный момент.                                                                                   

– Добрый день! Мы приветствуем всех в нашем классе, где состоится игра «Счастливый случай». А урок у нас литературного чтения. Сегодня мы обобщаем знания по изученному разделу, вспомним все, о чем говорили на уроках, с какими сказками познакомились, кто их написал, о чем они.

Представляю команды: «СОЛНЫШКО», «ЛУЧИКИ».

Вы будете выполнять задания в каждом гейме, их будет несколько. А что такое гейм?

Гейм – это английское слово и означает период, промежуток чего-либо.

Гейм 1.

– Для того чтобы угадать название гейма, вы должны разгадать слово. Вам поможет знание алфавита.

18 1 9 14 10 15 12 1
   р     а     з     м     и     н   к а

– Правильно! Первый гейм – разминка. 

1) Найдите ошибки в названии сказок.

(каждой команде карточки с названиями сказок из раздела)

Мудрый дедушка Справедливый мальчик

Когда появились разные народы Красивая девушка

2) Подпиши название сказки.

  • Русская сказка …
  • Киргизская сказка …
  • Японская сказка …
  • Корейская сказка …
  • Долганская сказка …
  • Татарская сказка …

– Проверим ответы.

Гейм 2. «Заморочки из бочки».                                 

1) «УГАДАЙ ПРОИЗВЕДЕНИЕ»

Каждая команда по очереди достает из бочонка карточки с отрывками из произведений, изученных в этом разделе.

а) И вот стал Болотбек ханом. Был он умным и справедливым, много помогал бедным – раздавал им скот и выдавал одежду из ханской кладовой. (киргизская сказка «Мудрая девушка»)

б) – Ступай батюшка, и скажи царю: сильней и быстрей всего ветер; жирнее всего земля: что ни растет, что ни живет – земля питает; мягче всего рука: на что человек ни ляжет, а все под голову кладет; а милее сна нет ничего на свете. (русская сказка «Мудрая дева»)

в) Думал, думал и придумал. Он взял любимую чашку настоятеля, разбил ее и положил черепки посреди комнаты, а сам лег, укрылся одеялом и стал ждать. (японская сказка «Настоятель и служка»)

г) Шел он, шел и пришел к горному озеру. А у того озера росло большое дерево. «Срублю я это дерево, из него много дров получится» – подумал мальчик. (корейская сказка «Честный мальчик»)

д) – Видно, и старики бывают полезны. Без них тоже не обойдешься! – сказал падишах и отменил свой жестокий приказ. (татарская сказка «Мудрый старик»)

е) А люди, которые пошли в теплую страну, шли все вместе, держались друг за друга и кормились тем, что подстреливали по пути дичь.(долганская сказка «Как появились разные народы»)

1) СООТНЕСИ ПОСЛОВИЦУ И ПРОИЗВЕДЕНИЕ.

Ум хорошо, а два лучше того.
Других не суди, на себя погляди.
Красив тот, кто красиво поступает.
Добрый человек добру и учит.
Дружба как стекло: разобьешь не сложишь.
В умной беседе – ума набраться, а в глупой свой потерять.

– Какие пословицы и поговорки вы бы хотели запомнить, чтобы следовать им в жизни?

Гейм 3. «Ты – мне, я – тебе».

  1. Команды показывают рисунки друг другу к произведениям. Команда «соперница» должна угадать название и приготовить краткий пересказ отрывка из произведения.
  2. Каждая команда задает несколько вопросов по изученным произведениям.

– Почему служке всегда удавалось обманывать настоятеля?

– Сколько задач задал падишах юноше?

– Какие топоры дал старик мальчику? Почему?

– Как звали жену Болотбека?

– Почему мудрая девушка поссорилась с ханом?

– Почему мальчик получил 3 топора вместо одного?

– Какие качества больше всего ценятся в людях?

– Какие виды сказок вы знаете?

– Назовите сказочные приметы, которые есть у бытовых сказок?

Гейм 4. «Музыкальный».

(физминутка)

Гейм 5. «Темная лошадка».

1) Детям предлагается происценировать отрывок из сказки. (Приложение)

а) с. 32 отрывок из сказки «Настоятель и служка».

б) с. 20 отрывок из сказки «Мудрая дева».

Гейм 6. «Гонка за лидером».

– Объясните значение слов.

Визирь – министр, приближенный падишаха.
Аксакал – старейшина.
Бай – богатый человек.
Арба – телега.
Кросны – ткацкий станок.
Настоятель – священник в храме (церкви).
Служка – мальчик, прислуживающий в храме.
Каряя кобыла – коричневого цвета.
Именитый – знатный.

Подведение итогов игры.

Самооценка.

– Какими бы были знатоками. Оцените себя.

(В качестве обратной связи используются красные, зеленые и синие карточки – сигналы.)

Критерии самооценки: очень хорошо; хорошо; старался, но не все получилось.

– Молодцы, ребята! Вы работали очень хорошо, и были по-настоящему внимательными и думающими игроками.

Домашнее задание: составить кроссворд по изученным сказкам; найти пословицы и поговорки к сказкам.