Цели урока:
- создать условия для повторения и обобщения пройденного материала по разделу, дать возможность детям ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;
- развивать внимание, творческое мышление, навыки беглого, осознанного чтения, умение работать в группе;
- воспитывать взаимоуважение, чувство товарищества, интерес к урокам чтения через игровую форму урока.
Оборудование:
- карточки с заданиями каждой команде в разных геймах;
- рисунки детей;
- музыкальное сопровождение для физминутки;
- жетоны;
- карточки для рефлексии.
Форма урока: урок-игра «Счастливый случай».
Тип урока: обобщение изученных знаний.
Ход урока
Организационный момент.
– Добрый день! Мы приветствуем всех в нашем классе, где состоится игра «Счастливый случай». А урок у нас литературного чтения. Сегодня мы обобщаем знания по изученному разделу, вспомним все, о чем говорили на уроках, с какими сказками познакомились, кто их написал, о чем они.
Представляю команды: «СОЛНЫШКО», «ЛУЧИКИ».
Вы будете выполнять задания в каждом гейме, их будет несколько. А что такое гейм?
Гейм – это английское слово и означает период, промежуток чего-либо.
Гейм 1.
– Для того чтобы угадать название гейма, вы должны разгадать слово. Вам поможет знание алфавита.
18 | 1 | 9 | 14 | 10 | 15 | 12 | 1 |
р | а | з | м | и | н | к | а |
– Правильно! Первый гейм – разминка.
1) Найдите ошибки в названии сказок.
(каждой команде карточки с названиями сказок из раздела)
Мудрый дедушка Справедливый мальчик
Когда появились разные народы Красивая девушка
2) Подпиши название сказки.
- Русская сказка …
- Киргизская сказка …
- Японская сказка …
- Корейская сказка …
- Долганская сказка …
- Татарская сказка …
– Проверим ответы.
Гейм 2. «Заморочки из бочки».
1) «УГАДАЙ ПРОИЗВЕДЕНИЕ»
Каждая команда по очереди достает из бочонка карточки с отрывками из произведений, изученных в этом разделе.
а) И вот стал Болотбек ханом. Был он умным и справедливым, много помогал бедным – раздавал им скот и выдавал одежду из ханской кладовой. (киргизская сказка «Мудрая девушка»)
б) – Ступай батюшка, и скажи царю: сильней и быстрей всего ветер; жирнее всего земля: что ни растет, что ни живет – земля питает; мягче всего рука: на что человек ни ляжет, а все под голову кладет; а милее сна нет ничего на свете. (русская сказка «Мудрая дева»)
в) Думал, думал и придумал. Он взял любимую чашку настоятеля, разбил ее и положил черепки посреди комнаты, а сам лег, укрылся одеялом и стал ждать. (японская сказка «Настоятель и служка»)
г) Шел он, шел и пришел к горному озеру. А у того озера росло большое дерево. «Срублю я это дерево, из него много дров получится» – подумал мальчик. (корейская сказка «Честный мальчик»)
д) – Видно, и старики бывают полезны. Без них тоже не обойдешься! – сказал падишах и отменил свой жестокий приказ. (татарская сказка «Мудрый старик»)
е) А люди, которые пошли в теплую страну, шли все вместе, держались друг за друга и кормились тем, что подстреливали по пути дичь.(долганская сказка «Как появились разные народы»)
1) СООТНЕСИ ПОСЛОВИЦУ И ПРОИЗВЕДЕНИЕ.
Ум хорошо, а два лучше того.
Других не суди, на себя погляди.
Красив тот, кто красиво поступает.
Добрый человек добру и учит.
Дружба как стекло: разобьешь не сложишь.
В умной беседе – ума набраться, а в глупой – свой потерять.
– Какие пословицы и поговорки вы бы хотели запомнить, чтобы следовать им в жизни?
Гейм 3. «Ты – мне, я – тебе».
- Команды показывают рисунки друг другу к произведениям. Команда «соперница» должна угадать название и приготовить краткий пересказ отрывка из произведения.
- Каждая команда задает несколько вопросов по изученным произведениям.
– Почему служке всегда удавалось обманывать настоятеля?
– Сколько задач задал падишах юноше?
– Какие топоры дал старик мальчику? Почему?
– Как звали жену Болотбека?
– Почему мудрая девушка поссорилась с ханом?
– Почему мальчик получил 3 топора вместо одного?
– Какие качества больше всего ценятся в людях?
– Какие виды сказок вы знаете?
– Назовите сказочные приметы, которые есть у бытовых сказок?
Гейм 4. «Музыкальный».
(физминутка)
Гейм 5. «Темная лошадка».
1) Детям предлагается происценировать отрывок из сказки. (Приложение)
а) с. 32 отрывок из сказки «Настоятель и служка».
б) с. 20 отрывок из сказки «Мудрая дева».
Гейм 6. «Гонка за лидером».
– Объясните значение слов.
Визирь – министр, приближенный падишаха.
Аксакал – старейшина.
Бай – богатый человек.
Арба – телега.
Кросны – ткацкий станок.
Настоятель – священник в храме (церкви).
Служка – мальчик, прислуживающий в храме.
Каряя кобыла – коричневого цвета.
Именитый – знатный.
Подведение итогов игры.
Самооценка.
– Какими бы были знатоками. Оцените себя.
(В качестве обратной связи используются красные, зеленые и синие карточки – сигналы.)
Критерии самооценки: очень хорошо; хорошо; старался, но не все получилось.
– Молодцы, ребята! Вы работали очень хорошо, и были по-настоящему внимательными и думающими игроками.
Домашнее задание: составить кроссворд по изученным сказкам; найти пословицы и поговорки к сказкам.