Развернутое перспективное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста вне занятий

Разделы: Работа с дошкольниками


В данном пособии отражены вопросы перспективного планирования воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста вне занятий. Перспективное планирование составлено на основе требований «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой с учётом особенностей детей имеющих отклонения в развитии речи, в работе с которыми реализуются программы коррекции нарушений речи следующих авторов: Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой.

В пособии отмечены особенности организации наблюдений, подобраны подвижные игры на свежем воздухе, а так же оздоровительные мероприятия. Материал удобен в использовании, так как состоит из перспективного плана на неделю (оздоровительная работа подобрана в соответствии с лексическими темами) и приложения, которое содержит дидактический материал (подвижные игры, упражнения пальчиковой гимнастики, упражнения по оздоровительной работе).

Пособие адресовано воспитателям логопедических групп детей дошкольного возраста.

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст – период интенсивного формирования всех органов и систем организма. Именно в дошкольном детстве формируются те двигательные качества, навыки и умения ребёнка, которые служат основой его нормального физического и психического развития.

Известно, что у многих детей с общим недоразвитием речи (ОНР) наблюдаются нарушения общей и мелкой моторики. Это проявляется в основном, в нарушении точности, быстроты и координированности движений. Дети не могут быстро и плавно воспроизвести предложенные движения, при этом отмечаются добавочные движения, нарушение оптико-пространственной координации.

Для детей с речевыми нарушениями игры и физические упражнения становятся не только условием активного общего развития (у детей улучшается внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, формируется игровая и учебно-практическая деятельность), но также являются и одним из средств устранения отклонений в их двигательной сфере.

Основным направлением данной работы является физкультурно-оздоровительное развитие, укрепление физического и психического здоровья детей, приобщение дошкольников к ценностям здорового образа жизни, формирование творческой личности, способной понимать этот мир, природу, бережно к ним относиться, экологически грамотно и безопасно для себя и окружающего мира.

Предложенный практический материал рекомендован для работы с детьми 5-6 лет с ОНР. Он основан на использовании комплексов дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз, упражнений для развития мелкой моторики рук, чувства ритма, умении ориентироваться в пространстве чувства равновесия (статического и динамического), способности управлять силовыми и пространственно-временными параметрами движений, способствует значительному повышению у дошкольников-логопатов уровня развития дыхательной системы.

Работа с детьми осуществляется в четырёх направлениях: оздоровительном, образовательном, логопедическом и воспитательном. При разработке пособия были поставлены следующие задачи.

Оздоровительные задачи.

  • Повышать степень устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.
  • Учить детей сохранять правильную осанку, способствовать пропорциональному развитию всех групп мышц.
  • Приобщать детей к здоровому образу жизни.

Образовательные задачи.

  • Расширять и закреплять знания детей об окружающем мире, учить анализировать и делать выводы о закономерностях развития и взаимозависимости всех существ и явлений в природе.
  • Продолжить обучать осторожному, безопасному поведению в окружающей среде, знать об опасностях связанных с растениями, животными, транспортом, незнакомыми людьми.
  • Расширять запас двигательных навыков за счет разучивания спортивных упражнений и элементов подвижных игр.
  • Учить детей анализировать качество выполнения физических упражнений, замечать ошибки и исправлять их.
  • Закреплять и расширять знания детей об органах чувств, опорно-двигательной и мышечной системах, частях тела человека.
  • Развивать представление о полезности и целесообразности физической активности, желание заботиться о своем здоровье.

Воспитательные задачи.

  • Воспитывать ответственное отношение к правилам при выполнении упражнений и в играх.
  • Воспитывать желание и умение самостоятельно организовывать подвижные и спортивные игры, упражнения.
  • Воспитывать взаимопонимание, сочувствие к неудачам других.
  • Воспитывать в детях желание быть бодрыми, сильными, энергичными, заботиться о своем здоровье.
  • Воспитывать заботливое и ответственное отношение к природе родного края.

Логопедические задачи.

  • Закреплять навыки правильного произношения изученных звуков.
  • Закреплять навыки пользования самостоятельной связной речью, различной сложности.
  • Закреплять навыки умения внимательно выслушивать собеседника.
  • Учить правильно, строить предложение, согласовывая слова в роде, числе, падеже.
  • Учить овладевать интонационными средствами выразительной речи в различной деятельности.

Предложенный опыт работы представляет собой перспективное планирование физкультурно-образовательной, оздоровительной работы и организации наблюдений на прогулке в старшей группе детского сада.

Цель пособия – помочь воспитателям логопедических групп дошкольных учреждений планировать физкультурно-оздоровительную работу в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду Васильевой М.А., Гербовой В.В. Комаровой Т.С. учитывая особенности детей с ОНР. Использовать в работе интересный речевой материал, подобранный по лексическим темам.

Игровой материал включает специальные упражнения для развития физических качеств и способностей детей (быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, силы, равновесия, координационных способностей). Возросшая нагрузка на зрение диктует для профилактики снижения остроты зрения необходимость проведения гимнастики для глаз. Для развития мелкой мускулатуры предлагаются пальчиковая гимнастика и разные виды самомассажа, доступные детям старшего дошкольного возраста.

Работа осуществляется в течение дня вне занятий. Основная работа планируется на прогулке. Дыхательная, пальчиковая гимнастики в утренний и вечерний период времени. Гимнастика для глаз, физминутки могут быть использованы на занятиях

Большое внимание уделяется работе с родителями, т. как привлечение родителей к формированию потребности в здоровом образе жизни у детей и родителей очень высокий компонент деятельности педагогов Д.О.У. Подготовка родителей к воспитанию детей является важнейшим направлением деятельности по оздоровлению семьи и полноценному развитию детей, способных в будущем обеспечить согласованный прогресс личности и общества.

Сентябрь. Первая неделя «Овощи – огород». 

Наблюдения:

  1. Отметить состояние погоды (холодно или тепло; ветрено или тихо; пасмурно или солнечно). Развивать наблюдательность, помогать устанавливать причинно-следственные связи между погодой и одеждой людей.
  2. Осмотр участка - отметить освещённость в течение дня, продолжительность дня и ночи, указать причины. Систематизировать представления детей о сезонных изменениях в природе.
  3. Рассмотреть деревья в лесу - назвать знакомые деревья, отметить изменения, происходящие в окраске листьев осенью. Рассказать детям, что деревьям нужен чистый воздух: от грязного воздуха они погибают. В то же время сами деревья очищают воздух, делают его пригодным для человека и других живых существ. Знакомить с деревьями, растущими на территории детского сада.
  4. Берёза – уточнить, какая берёза в первый месяц осени, нацелить на постоянное наблюдение за берёзой (для календаря природы). Учить узнавать дерево по характерным признакам.
  5. Птицы – учить узнавать птиц прилетающих на участок, отмечать изменения в их поведении.
  6. Кошка – не проявлять жестокость к бездомным животным, вызвать чувство сострадания.
  7. Познакомить детей с понятиями: улица, дорога, тротуар, проезжая часть, пешеходный переход, автомобили. Наблюдение за движением автомобилей.
  8. Наблюдение за регулировщиком – познакомить с работой сотрудника ГИБДД.
  9. Наблюдение за проходящими мимо машинами – выделить грузовую (рассмотреть детали машины, выяснить для чего люди её используют).
  10. Наблюдение за школьниками, идущими мимо садика. Учить выделять школьников по внешнему виду из окружающих (ранцы, портфели, форма).
  11. Целевая прогулка в цветочный магазин (покупка луковиц многолетних цветов). Познакомить детей с ассортиментом цветочного магазина, вызвать интерес и уважение к профессии – продавец цветочного магазина.

Подвижные игры.

«Карусель», «Третий лишний», «Удочка», «Совушка – сова», «Медведь и пчёлы», «Охотники и утки». (приложение 1)

Трудовая деятельность.

Сбор ранних семян цветов, сбор урожая в огороде, очистка грядок от стеблей растений, вскапывание грядок, сбор семян дико растущих трав.

Индивидуальная работа по развитию движений.

  • Метание мешочков в кольцо (развитие глазомера).
  • Хождение по гимнастической скамейке (чувство равновесия).
  • Лазание по гимнастической лестнице (учить переступать со ступеньки на ступеньку двумя ногами).
  • Накидывание колец на кольцеброс (развитие глазомера).
  • Прыгание на двух ногах с продвижением вперёд.

Оздоровительные мероприятия:

  1. Гимнастика для глаз – «морковь».
  2. Упражнение для бровей.
  3. Гимнастика на дыхание № 1.
  4. Массаж носа – «морковь».
  5. Релаксация.
  6. Работа над освоением культурно-гигиенических навыков. (приложение 2).

Физминутки.

«Урожай», «Овощи» – (приложение 3).

Пальчиковая гимнастика.

«У Лариски две редиски», «Хозяйка однажды с базара пришла», «Капуста»- (приложение 4).

Вторая неделя «Фрукты – сад».

Наблюдения:

  1. Солнце – определить состояние солнца и зависимость от этого температуры воздуха.
  2. Наблюдение за цветом неба: ясное, редкие облака, всё небо затянуто облаками. Продолжать учить детей описывать состояние неба, связывая с сезонными изменениями.
  3. Исследование территории детского сада – оценить, достаточно ли деревьев и в каком они состоянии, познакомить детей с тем, как деревья заботятся о нашем здоровье – очищают воздух от пыли, снижают уровень шума, защищают от ветра и солнца.
  4. Листья – дать представление о том, что в природе всё взаимосвязано (листья растут на дереве, которое « добывает еду» из почвы, опадая на землю, листья преют, перегнивают и уже сами кормят дерево, на котором появляются молодые листья).
  5. Насекомые – отметить, каких насекомых стало меньше, выяснить причину их исчезновения и зависимость от температуры воздуха.
  6. Наблюдение за птицами на участке – отметить, что их стало меньше, объяснить, что птицы улетают на юг (перелётные).
  7. Улица – рассмотреть светофор, рассказать детям о его назначение, объяснить детям, что если нет светофора – есть знак « пешеходный переход». Продолжить учить детей переходить дорогу соблюдая правила.
  8. Учить определять эмоциональное состояние проходящих мимо участка людей по мимике (развивать наблюдательность).
  9. Рассмотреть проходящий мимо садика транспорт. Закреплять умение детей узнавать грузовую машину, объяснить по каким признакам можно её определить. Вспомнить, что можно перевозить на грузовых машинах.
  10. Провести наблюдение за тем как повар рубит мясо (определить место, инструмент, выяснить для чего рубят мясо перед приготовлением, какие блюда из него готовят). Воспитывать уважение к труду повара.
  11. Целевая прогулка в овощной магазин (какие овощи завозят, как их реализуют, какие овощи фасуют, а какие нет и почему). Познакомить с ассортиментом овощного магазина.

Подвижные игры.

«Воробьи-попрыгунчики», «Третий лишний», «Охотники и утки», «Мышеловка», «Путаница» (приложение 1).

Трудовая деятельность.

Уборка листьев с участка, рыхление земли возле кустарников, обрезка кустарников и уборка веточек, уборка природного мусора с участка, сметание песка с лавочек.

Индивидуальная работа по развитию движений.

  • Прокатывание мяча между кеглями (ориентировка в пространстве, развитие глазомера).
  • Хождение по колёсам и спрыгивание на двух ногах (чувство равновесия).
  • Подлезания под дугу (обучение технике подлезания).
  • Метание колец на кольцеброс (обучение технике замаха).
  • Прыгание на одной ноге с поочерёдной сменой (сохранность равновесия).

Оздоровительные мероприятия:

  1. Гимнастика для глаз № 1.
  2. Мимические упражнения – «Какой у вас арбуз?».
  3. Речевое дыхание – «Понюхай цветок».
  4. Массаж для пальцев – «малина».
  5. Профилактика близорукости № 1.
  6. Работа над освоением культурно-гигиенических навыков.(приложение 2).

Физминутки.

«Яблоня», «Ёжик и барабан» (приложение 3).

Пальчиковая гимнастика.

«Компот» (приложение 4).

Третья неделя «Осень». 

Наблюдения:

  1. Дождь –учить установить связь между осадками и температурой воздуха: идёт дождь понижается температура воздуха, холодная, мокрая земля.
  2. Ветер – учить определять силу ветра и направление, устанавливать связь ветра и растений (при сильном ветре траву пригибает к земле, деревья прогибаются).
  3. Лес – учить детей не вредить окружающей природе (не ломать, не рвать, не топтать). Формировать умение наслаждаться природой.
  4. Береза – показать связь деревьев с окружающей средой (происходят изменения – в первую очередь листья желтеют наверху, где воздух холоднее). Продолжить знакомить детей с изменениями в жизни деревьев в осенний период.
  5. Воробьи – Закреплять умение узнавать воробья по внешнему виду и особенностям поведения. Обратить внимание на изменения в поведении осенью (ведут себя тише, подбираются поближе к людям).
  6. Собака – закрепить знания детей о собаке (её повадках, образе жизни). Вспомнить известные породы.
  7. Улица – продолжить знакомство (разметкой, дорожными знаками) с улицей. Учить детей правильному поведению на дороге, соблюдению правил дорожного движения.
  8. Познакомить детей с опасными местами на участке детского сада, предостеречь от травм и неприятностей на прогулке.
  9. Понаблюдать за работой дворника на территории детского сада (какие инструменты ему необходимы для уборки листьев). Уточнить знания детей о работе дворника в осенний период.
  10. Наблюдение за проходящими мимо школьниками. Продолжать учить выделять школьников из окружающих людей, определяя первоклассников.
  11. Целевая прогулка на участок подготовительной группы (наблюдение за играми детей и их трудом на огороде). Воспитывать дружеское отношение между детьми разного возраста.

Подвижные игры.

«Третий лишний», «Путаница», «Карусель», «Совушка-сова», «Водяной». (приложение 1).

Трудовая деятельность.

Заготовка и сушка листьев для гербария, посадка чеснока под зиму, взрыхлить землю на клумбах, очистить клумбы от сухой травы, уборка листьев на участке

Индивидуальная деятельность по развитию движений.

  • Отбивание большого мяча от земли обеими руками (развивать глазомер, корректировать силу удара).
  • Прокатывание обруча между кубиками (ориентировка).
  • Прохождение по гимнастической скамейке и спрыгивание на двух ногах (сохранность равновесия).
  • Метание мешочков на дальность (закреплять правильность замаха из-за головы).
  • Спрыгивание с гимнастической скамейки (учить приземляться на обе ноги одновременно).

Оздоровительные мероприятия:

  1. Массаж спины – «дождь».
  2. Мимические упражнения.
  3. Упражнения для глаз № 1.
  4. Упражнения дыхательной гимнастики – «буль- буль».
  5. Релаксация № 1.
  6. Работа над освоением культурно-гигиенических навыков. (приложение 2).

Физминутки.

«Листочки», «Дует, дует ветер», «Осень», (приложение 3).

Пальчиковая гимнастика.

«Погода», «Осенние листья», «Вышел дождик погулять», (приложение 4).

Список использованной и рекомендованной литературы:

  1. Аверин И.Е. Физминутки и динамические паузы в детском саду. – М., 2005.
  2. Аветисов Э.С. Упражнения для глаз. – М., 1998.
  3. Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам. – М., 2006-2007.
  4. Ананьева В.А. Основы безопасности дошкольника. – Томск, 2000.
  5. Бойко Е.А. Энциклопедия дыхательной гимнастики. – Ростов-на-Дону, 1996.
  6. Бондарева Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе. – Воронеж, 2005.
  7. Васичкина Л.Н. Руководство по самомассажу. – Воронеж, 2005.
  8. Волина В. Занимательная математика для детей. – СПб., 1994.
  9. Гольдин Э.А., Мойсюк Л.М., Закидышева Ю.Э. Здоровье и хорошее самочувствие своими руками, – М. 2005.
  10. Исаева С.А. Гимнастика для глаз. Наглядное пособие. – Айрис-Пресс, 2004.
  11. Золотова Е.И., Виноградова Н.Ф. Знакомим дошкольников с миром животных. – М., 1982.
  12. Йохум И. Лечебная гимнастика Цугун для глаз. – Попурри, 2009.
  13. Каменев Ю.Я. Дыхательная гимнастика. – М., 2004.
  14. Капранова Е.Г. Практическое пособие. Массаж. – Астрель, 2008.
  15. Кильпио Н.Н. 80 игр для детского сада. – М., 1973.
  16. Мерк Л.О. индивидуальный тренажёр. Гимнастика для глаз. – М., 2007.
  17. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. – М., 1980.
  18. Маркевич В.В. Игры на свежем воздухе. – Минск, 2004.
  19. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – Санкт-Петербург. 2003.
  20. Онучин Н.А. Дыхательная гимнастика для детей. Растём и не болеем. Аст Сова. 2005.
  21. Онучин Н.А. Физическое и психомоторное развитие ребёнка (закаливание, массаж, гимнастика). Харвест. 2005.
  22. Останко Л.В. Оздоровительная гимнастика для дошкольников. – М., 2006.
  23. Поваляева М.А. Развитие речи при ознакомлении с природой. – Ростов-на-Дону, 2002.
  24. Полтавцева Н.В., Гордова Н.А. Физическая культура в дошкольном детстве. – М., 2005.
  25. Потапчук А.А., Матвеев С.В. Массаж в детском возрасте. – Сфера, Речь, 2007.
  26. Преображенский В. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой. – Бара-Пресс, 2004.
  27. Синельникова И.А. Гимнастика для глаз. Практическое пособие для логопедов, студентов и родителей. – Детство-Пресс, 2007.
  28. Ситникова И.К. Организация творческой группы педагогов в дошкольном учреждении. Справочник старшего воспитателя ДОУ № 5. – М., 2008.
  29. Соколова А.Н. Гимнастика для глаз. – Санкт-Петербург, 2007.
  30. Сорокина А.И., Батурина Е. Г. Игры с правилами в детском саду. – М.. 1970.
  31. Степанова О.В. Современный взгляд на лечение и профилактику близорукости. – Весь, 2005.
  32. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду. – М. 2004.
  33. Швайко Г. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М. 1988.
  34. Шолохов В.А. Гимнастика здоровья доктора Шолохова (на основе упражнений Куцудзо Ниши). – М., 2009.