Реализация проекта как эффективное средство развития речевой деятельности детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Речь – одно из наиболее совершенных проявлений деятельности человеческого мозга. Дошкольный возраст очень мобилен в исправлении дефектов, в воспитании правильной и четкой дикции, развитии фонематического слуха, что так необходимо для дальнейшего обучения в школе, для грамотного письма, быстрого обучения чтению.

Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является формирование у детей правильной речи, членораздельной, без искажений звуков, так как уровень речевого развития является важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе.

В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы по предупреждению речевых нарушений у дошкольников.

Логопедическая работа в дошкольном учреждении имеет несколько направлений. Это и преодоление имеющихся нарушений речи у детей, и предупреждение возможных вторичных нарушений речи, и профилактика (пропедевтика) речевых нарушений до их возникновения, и совершенствование разных сторон и качеств речи при отсутствии нарушений, и параллельная коррекция и доразвитие других психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление. Зачастую, вся логопедическая работа воспринимается только как некие действия, прямо направленные на ликвидацию неправильного произношения у детей. Это понятно, так как нарушения звукопроизношения воспринимаются окружающими в первую очередь и вызывают наибольшие беспокойства родственников ребенка. Но при таком подходе к логопедии зачастую не рассматриваются другие направления работы логопеда. Одним из важнейших направлений является профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Каковы же причины возникновения речевых нарушений?

Среди последних можно выделить:

  • ухудшение экологической обстановки;
  • увеличение числа патологий беременности;
  • увеличение количества родовых травм;
  • ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;
  • различные социальные причины.

Очевидна важность ранней пропедевтической (подготовительной) работы с детьми, так как нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря ребенка, нарушение грамматического строя родной речи. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности. Однако исправить недостатки звукопроизношения в более старшем возрасте, когда уже достаточно сформирован характер, значительно труднее, чем предупредить их на ранних стадиях развития ребенка.

Опираясь на опыт зарубежных (Д. Дьюи) и исследования отечественных (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина и др.) ученых в собственной педагогической деятельности применяю проектный метод в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Тема моего проекта: “Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста”.

Цель данного проекта: Развивать звуковую культуру речи с учетом всех ее компонентов: речевое дыхание, слуховое и зрительное восприятие, артикуляционную моторику, звукопроизношение. Формировать навыки фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений. Пользоваться средствами интонационной выразительности.

Цель проекта реализуется через систему задач:

1. Вызвать у детей интерес к речевой деятельности.

2. Формировать правильное звукопроизношение и словопроизношение,

  1. Воспитывать орфоэпически правильную речь, т.е. умения говорить согласно нормам литературного произношения.
  2. Формировать навыки умелого использования интонационных средств выразительности речи, т.е. умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом, ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями.
  3. Воспитывать культуру речевого общения как части речевого этикета.
  4. Контролировать собственные речевые высказывания.

В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.

Гипотеза: Работа по развитию звуковой культуры речи очень важна и нужна. Если ребенок научится правильно произносить все звуки родного языка и у него будет развит фонематический слух, это станет залогом успешного обучения в школе и грамотного письма, а также предохранит от таких распространенных ошибок, как пропуск, перестановка и замена букв в словах.

Предмет: Совокупность разнообразных методов и приемов для развития и совершенствования звуковой стороны речи, сформированности кинестетического и фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.

Объект: Речевая деятельность детей дошкольного возраста.

Проект рассчитан на три года и включает в себя следующие этапы:

1 этап – Организационный – раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.

2 этап – Диагностический – выявление у детей речевых нарушений различных сторон речи.

3 этап – Практический – реализация содержания проекта и внедрение в практическую деятельность детей правильного произношения звуков, слогов и слов, развитие и совершенствование фонематического слуха, средств интонационной выразительности.

Повышение и оптимизации уровня родительских знаний в области звуковой культуры речи.

4 этап – Обобщающий – распространение и внедрение опыта в практику других дошкольных образовательных учреждений.

Участниками проекта являются:

  • Дети.
  • Учитель-логопед.
  • Педагоги.
  • Музыкальный руководитель.
  • Заведующий ДОУ.
  • Заместитель заведующего по учебно-воспитательной и методической работе.
  • Родители.

Модель реализации проекта включает следующие направления работы:

  1. Самообразование.
  2. Работа с детьми.
  3. Работа с родителями.
  4. Работа с педагогами.
  5. Методический инструментарий.

Большую роль в эффективной реализации проекта играет ресурсное обеспечение, которое включает в себя:

  1. Речевой уголок в группе “Пчелки”.
  2. Логопедический кабинет “Мастерская слова”.
  3. Методический инструментарий (конспекты игр-занятий, картотека игр по звуковой культуре речи, консультативный материал для педагогов и родителей).
  4. Библиотечка “Звукарика”.

Реализуя проект формирования звуковой культуры речи у детей, я в конечном итоге предполагаю увидеть следующие результаты:

Для детей:

  1. Желание и умение детей правильно разговаривать в соответствии с языковыми литературными нормами.
  2. Развитие у детей речевой моторики.
  3. Умение детей пользоваться разнообразными средствами выразительности, изменять в зависимости от содержания высказывания высоту, силу голоса, темп и ритм речи, контролировать собственные речевые высказывания.

Для родителей:

  1. Овладение детьми правильным звукопроизношением, использование средств интонационной выразительности.
  2. Приобретение навыков речевой деятельности.
  3. Выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации.
  4. Развитие культуры речевого общения, как части речевого этикета.

Для педагогов:

  1. Создание системы работы с детьми по речевому развитию с использованием разнообразного речевого материала.
  2. Повышение профессионального мастерства педагогов по звуковой культуре речи, через разнообразные формы и методы работы.
  3. Поиск, развитие педагогического сотрудничества с воспитателями и учителями-логопедами других детских садов в вопросах речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Проект – это “игра всерьез”, результаты ее значимы для детей и взрослых. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, я не ставлю перед ними слишком отдаленные задачи, не требую охватить одновременно несколько направлений деятельности, а планирую с ними работу в определенном направлении и решая конкретные задачи: формирование звукопроизношения на основе создания акустического, артикуляционного и сказочного образа звуков; развитие слухового, зрительного, кинестического восприятия.

В играх и упражнениях, которые демонстрируют ребенку линейность речи, помогают осознать звуковую окраску слова и точно употреблять термины звук, слово, предложение, активизируется словарь ребенка, совершенствуется его грамматический строй и связная речь. Постепенно дети переходят от простого называния предметов к образному описанию, учатся сравнивать явления и составлять рассказы и сказки.

Работа со звучащим словом наталкивает ребенка на экспериментирование, самостоятельную ориентировку в явлениях языка и речи, а это заставляет его думать над словом. Все эти умения необходимы ребенку в словесном творчестве. Играя, дошкольник моделирует отношения между людьми, предметами, явлениями. Только творческие игровые задания и занятия помогают ему создавать свой образ мира и ориентироваться в нем.

В работе с детьми я использую разнообразные формы и методы совместной и самостоятельной деятельности, которые направлены на развитие всех сторон звучащей речи. Очень важно обеспечивать на занятиях положительный настрой и поддержать интерес к изученным ранее артикуляционным упражнениям.

Овладевая звуковыми средствами языка, ребенок опирается на речевой слух (способность слышать, распознавать фонологические средства языка). Прежде всего, он усваивает линейные звуковые единицы, которые обладают самостоятельной протяженностью, следуют один за другим. Одновременно с ними выступают просодические средства: словесное ударение, интонация.

Таким образом, я считаю, что проектная деятельность позволяет вводить новое содержание в образование, развивать мыслительную и познавательную деятельность, усиливать и менять мотивацию, добывать знания в ходе самостоятельного поиска планировать и проводить последовательную систематическую работу. Ребенок учится аргументировать свою позицию, ставить проблему или задачу, находить пути решения, планировать, прогнозировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, занимать творческую позицию, это создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста.

Используемая литература

  1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2004.
  2. Александрова Т.В. Живые звуки, или фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. – СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2005.
  3. Белякова Л.Н., Гончарова Н.Н., Шинкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи. – М.; 2004.
  4. Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно: Учеб.-метод. пособие по развитию речи детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  5. Лебедева Н.В. Нетрадиционный подход к формированию речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи. – М.; 2000.
  6. Новикова Е.Л. Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников. – М.; 1999.
  7. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М., 2004.
  8. Сайты:
    www.detisite.ru
    www.logos.pp.ru
    www.e1.ru
    www.urok.1sept.ru