Конспект урока русского языка "Определение". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Тип урока: объяснение нового материала.

Цели урока:

  • Образовательные:
    • повторить орфограммы «ь после шипящих на конце имен существительных и глаголов» и «Разделительные ъ и ь»;
    • повторить знания о словосочетании, закрепить умения работать со схемами словосочетаний;
    • закрепить умения правильно расставлять знаки препинания в предложении;
    • формировать знания учащихся об определении,
  • Развивающие:
    • развивать умение находить определения в тексте и предложении, обозначать их графически;
    • развивать умение учеников логически мыслить;
    • грамотно отвечать на вопросы;
    • развивать умение учащихся работать с иллюстрациями и музыкальными произведениями.
  • Воспитательные:
    • воспитывать у учеников любовь к природе; интерес к национальным достояниям, русской культуре;
    • с помощью живописи и музыки обогатить эмоциональную сферу учащихся.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, слайды, раздаточный материал, иллюстрация картины И.И. Шишкина «Зима», пьеса П.И. Чайковского «Святки».

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка присутствующих. Готовность к уроку.

2. Повторение ранее изученного. Орфографическая разминка

(Работа по карточкам 3 чел. Отдельное задание)

Цель: воспроизвести и систематизировать ранее изученный материал: орфограммы «Ь после шипящих на конце имен существительных и глаголов», «Разделительные Ъ и Ь».

Задание: вспомнить правило «Ь после шипящих на конце имен существительных и глаголов». Записать только ь, если он имеется в словах.

1) «Ь после шипящих на конце имен существительных и глаголов»(вписывать только ь).

1
1. испечь
2. стеречь
3. дочь
4. ложь
5. грач
6. этаж
7. меч
8. трудишься
2
улыбаешься
возле дач
товарищ
брошь
место встреч
пляж
нож
печь
3
тишь
карандаш
врач
вещь
помощь
спешишь
картеч (ЛЗ)
метешь

– Ребята, если мы соединим мягкие знаки , то у нас получится цифра 5. Желаю вам на сегодняшнем уроке получить только такие оценки.

2) «Разделительные Ъ и Ь».

Задание: Найти разность х – у.

При Ъ = 5, Ь = 4, если х – трехзначное число, в котором:

число сотен – под..езд
число десятков – полоз..я (Гладкая, скользящ. загнутая спереди пластина, брус, скольз-я полоса, планка )
число единиц – кумов..я.
У – трехзначное число, в котором:
число сотен – в..ет
число десятков – л..ется
число единиц – медал..он.
Решение: подъзд(5), полозья(4), кумовья(4). Х = 544.
Решение: вьет(4), льется(4), медальон(4). У = 444. 544 – 444 = 100.

3. Психологическая подготовка к восприятию нового материала

– Мы с вами продолжаем знакомиться с второстепенными членами предложения. Запишите и разберите предложение.

Работа на интерактивной доске (Приложение, слайд 1)

Ночью ударил сильный мороз. (Грамматическая основа – ударил мороз. Мороз (какой?) – сильный. Ударил (когда?) – ночью.)

– На какой вопрос отвечает определение?
– Чем выражено определение?
– Что же такое определение?

4. Объяснение нового материала

Метод: беседа.

Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? который? чей?, называется ОПРЕДЕЛЕНИЕМ (Приложение, слайд 3).

Найдите определение в данном примере (Приложение, слайд 3):

По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит. (А. С. Пушкин).

– Чем выражено определение чаще всего? (Именем прилагательным)
– Найдите слова, которые поясняет определение?
– Обратите внимание, что прилагательное ставится в той же форме, что и существительное, которое оно поясняет. (Рработа с учебником)

(Приложение, слайды 4-7)

Чаще всего определение выражается именем прилагательным.
Прилагательное согласуется (ставится в том же роде, числе, падеже) с существительным, которое оно поясняет.
Определения могут не только обозначать цвет, звук, форму предмета, но и выражать чувства человека, его впечатления от предмета.

– Что нового вы узнали, прочитав учебник? (Определения могут быть выражены не только именем прилагательным, но и местоимением и числительным)
– Теперь закрепим полученные знания на практике.

5. Первичное закрепление

1) Объяснительная работа. Работа на интерактивной доске (Приложение, слайд 8)

Цель: формировать у учащихся умение правильно и грамотно объяснять, какое слово является определением и почему; графически выделять второстепенные члены предложения. Закрепить умение графически выделять грамматическую основу предложения.

Задание: разобрать предложения синтаксически, выделить второстепенные члены предложения и написать, чем они выражены.

Пришла долгожданная зима.
Белым ковром покрылась земля.
В кустах мелькнул лисий хвост.

Вывод: в данных примерах мы видим, что определения несут смысловую нагрузку в предложении, а именно: обозначают какой-либо признак предмета, и выражены они именами прилагательными.

2) Предупредительный диктант. Работа на интерактивной доске, (Приложение, слайд 9)

Цель: закрепить умение учеников в выборе и объяснении той или иной орфограммы; закрепить навык постановки знаков препинания и обозначения членов предложения.

Задание: записать предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Обозначить члены предложения.

  1. Певчий дрозд (не)б..льшая серая птичка.
  2. Сн..гирь русская наша птичка.
  3. Оляпка ост..рожная и чу..кая птичка.

– Назовите определения, отличающие птичек по цвету, повадкам, месту обитания.
– Какие еще отличительные признаки называют определения? (определения могут выражать чувства человека, его впечатления от предмета).
Определения могут конкретизировать предмет по качественному признаку (жаркое лето), по действию (зеленеющее поле, выполненное задание), по месту (лесной пожар), по времени (майская гроза), по отношению к другому предмету (деревянный дом), по принадлежности (отцовский дом).

Вывод: Определение в предложениях обозначает признак предмета. И определения могут не только характеризовать предмет по цвету, форме, среде обитания, но и выражать чувства человека и его впечатление от предмета.

3) Исследовательская работа. (Приложение, слайды 10, 11)

Цель:закрепить умение учащихся по конкретным признакам определять член предложения.

Задание: прочитать предложение.

Зубастый зверек грызет с визгом дубок.

Отгадать, о каких членах предложения идет речь, по данным признакам:

а) зависит от сказуемого, обозначает предмет, на который направлено действие, отвечает на вопрос что?, выражен именем существительным в винительном падеже (дубок)
б) зависит от существительного, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой?, выражен именем прилагательным (зубастый)

Вывод: данное упражнение учит учащихся по определенным признакам определять какой это член предложения.

6. Творческая работа (Приложение, слайд 12)

Цель: закрепить умения учеников работать по схемам словосочетаний; выработать навык замены словосочетаний «прил. + сущ.» на словосочетание «сущ. + сущ.»

Задание: замените словосочетание «прил. + сущ.» словосочетание «сущ. + сущ.»

Образец: кирпичный (какой?) дом – дом (какой?) из кирпича.

1 вариант – стальная труба, малиновое варенье;
2 вариант – стеклянная трубка, апельсиновый джем.

Устно составьте с данными словосочетаниями предложения.

Вывод:

– Чем, кроме имени прилагательного, может быть выражено определение? (именем существительным с предлогом).

5) Индивидуальная творческая работа

Цель: закрепить знания учащихся о тексте; закрепить умения определять последовательность предложений; закрепить умение восстанавливать текст на основе теоретического материала. (Предложения в тексте связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств).

Задание: восстановить художественный текст, в котором опущены определения. (Предложения записаны на бумаге разного цвета). Вписать в них пропущенные определения и собрать текст из «рассыпанных» предложений. (Сначала восстановить текст, а потом вписать определения).

– Ребята, вам даны карточки разных цветов с предложениями. Сложите их в таком порядке, как на доске. Это текст? (Нет)

Текст – группа предложений, объединенных в целое темой и основной мыслью, предложения связаны по смыслу и с помощью языковых средств. Тема – то, о чем говорится в тексте. Идея – основная мысль текста, то для чего он создан.

– Создайте с этими предложениями текст.
– А чего нам не хватает в предложениях? (определений)
– А яркие, красочные определения мы как называем? (Эпитетами. Эпитет – образное определение предмета, выраженное прилагательным)

Даже … березы, ольхи, ивы и рябины убирались инеем, точно …. пухом.
Наступила уже … зима.
А ели сделались еще важнее. Они стояли засыпанные снегом, как будто надели …… …… шубу.
Земля была покрыта … ковром.
Не оставалось ни одного … пятнышка.

– Запишите и прочитайте восстановленный текст.

Наступила уже настоящая зима. Земля была покрыта белоснежным ковром. Не оставалось ни одного темного пятнышка. Даже голые березы, ольхи, ивы и рябины убирались инеем, точно серебристым пухом. А ели сделались еще важнее. Они стояли засыпанные снегом, как будто надели дорогую теплую шубу.

Д. Мамин-Сибиряк. Серая Шейка.

– Почему некоторые предложения восстанавливались с большим трудом?
– Какую роль играют определения в тексте? (предложение теряет выразительность, яркость, точность)

Вывод: без определений рассыпается предложение, теряется смысл, точность, эмоциональность, яркость речи.

6) Творческий работа по картине И.И. Шишкина «Зима» – пьеса П.И. Чайковского «Декабрь» (Приложение, слайд 14)

Цель: формировать умения ученика строить предложения, отбирая слова из синонимического ряда, подыскивая точные выражения. (Живопись, а также музыка, захватывая эмоциональную сферу ребенка, воздействует на его мышление и речь).

Задание: 1) посмотрите репродукцию картины И.И. Шишкина «Зима» одновременно слушая пьесу П.И, Чайковского «Декабрь»; 2) вставьте в текст, где это необходимо с вашей точки зрения, определения – прилагательные.

– Знакома ли вам эта картина? Кто автор этой картины? (И.И. Шишкин «Зима»)
– Задания у вас будут разные. Одна группа ребят работает по карточкам, которые имеются на столах. Вы должны из предложенных определений выбрать подходящие. У второй группы будет более сложное задание. Вы напишите свое сочинение на основе впечатлений полученных от репродукции картины и от прослушанной пьесы П.И. Чайковского «Зима» (5 учащихся).

РУССКАЯ ЗИМА

по картине И. И. Шишкина «Зима». (зарисовка)

На картине Шишкина «Зима» изображен (морозный, солнечный, зимний) день в сосновом бору. Я вижу (голубой, белый-белый, свежий, пушистый) снег, (светло-розовое, ясное и удивительно нежное) небо.
На первом плане художник написал (могучие, огромные, вековые, столетние) сосны, заметенные снегом. Справа непроходимой стеной стоит (мрачный, темный, дремучий) лес. А слева лес уже совсем другой – (редкий, светлый).
Тихо в лесу. Ничто не нарушает спокойствия этого (удивительного, великолепного, чудесного) дня. На картине нет солнца, но я вижу (золотистый, солнечный) свет на деревьях.
Когда мы смотрим на это (замечательно) полотно великого художника, то чувствуем покой и (сказочную) красоту (русской, снежной, белоснежной) зимы.

Вывод: Подбирая, перебирая различные слова-синонимы, ученик осознает оттенки их лексического значения. Ищет нужное слово и старается создать наиболее удачный вариант текста. Соотносит выбранные им определения с увиденным на картине и прослушанным музыкальным произведением.

7. Итог урока

– Итак. Сегодня мы с вами познакомились еще с одним второстепенным членом предложения с определением. Вспомним, что же такое определение?
– Какой частью речи оно чаще всего выражается?
– Что могут выражать определения?
– Заканчивая урок, хочу вам прочитать четверостишие, которое говорит о нашем определении. Надеюсь, что вы его запомните:

Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей? И какой? Ответы просты.
Лишь не хватает волнистой черты.

8. Домашнее задание: параграф 58, стр. 149-151, упр. 449 строго по заданию.

Оценки за урок. Дневники учащихся.