Занятие 1.
Цель занятия:
- Вызвать радостное, эмоциональное настроение от общения. Создать атмосферу спокойствия и безопасности.
- Развивать индивидуальность ребенка, эмоциональную сферу, сенсорные ощущения (зрение, осязание, вкус, слух) двигательную активность. Развивать двигательные навыки при ходьбе по дорожкам.
- Продолжать учить понимать речь взрослого и выполнять его просьбы, Произносить несложные звукоподражания.
- Учить сопоставлять предметы по величине и цвету. Закрепить умение работать с двухсоставной матрешкой, захватывать предметы двумя пальчиками. Развивать понимание слов «большой-маленький».
- Воспитывать у ребенка живой интерес к потешкам, побуждать эмоционально их воспринимать.
Предварительная работа: чтение потешек, рассматривание иллюстраций, обыгрывание игрушек, игры с куклой, игры с пальчиковым театром.
Материал:
- кукла, кроватка, матрешка;
- вкладыши, кошка, дорожки;
- машина, ежик с фруктами для фланелеграфа;
- лейка, зеркало, посуда детская;
- грамзаписи с колыбельной.
Ход занятия
Предложить детям поехать на машине в гости к кукле Кате.
Машина, машина
Идет, гудит.
В машине, в машине
Шофер сидит
Би-би-би, би-би-би!
(Вызвать эмоции, звукоподражания.)
Воспитатель: Вот мы и приехали. Пойдем скорее к Катюшке.
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки.
Топ-топ, топ-топ,
Шагают наши ножки.
Шли, шли, шли и к домику пришли.
(Сидя на полу у мячика плачет кукла.)
Воспитатель: Что же это наша Катя плачет, надо скорее успокоить ее.
(Предложить детям пожалеть куклу, покачать ее.)
Не плач, не плач – куплю калач,
Не плач, дорогой, – куплю другой,
Не плач, не кричи – дам тебе три!
Воспитатель: Вот и заулыбалась Катенька, повеселела.
(Предложить детям показать глазки-синеглазки, головушку-соловушку, ручки-хватунюшки, ножки-ходунюшких.)
Воспитатель: Катя плачет, потому что, есть хочет, давайте ее покормим.
(Посадить детей и куклу за стол и предложить покормить ее.)
Умница, Катенька,
Ешь кашу сладенькую,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
Поела Катенька - ей пора спать.
(Предложить уложить куклу спать, Напевая песенку а-а-а-а.)
Звучит спокойная музыка.
Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Прилетели гуленьки
Сели возле люленьки.
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать.
Нашу деточку качать.
Воспитатель: Уснула наша деточка. Пусть поспит. А мы пока поиграем - вон сколько игрушек на полочке у Кати.
Игра «Найди колокольчик» (с фасолью) – на расслабление кисти рук.
Игра с двухсоставной матрешкой.
Мы веселые матрешки
Ладушки, ладушки!
На ногах у нас сапожки
Ладушки, ладушки!
Завязали мы платочки
Ладушки, ладушки!
Раскраснелись наши щечки
Ладушки, ладушки!
Игра «Угадайка» – работа с вкладышами.
Соотношение по величине и цвету.
Обратить внимание на солнышко, позвать его, спеть песенку.
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопали в ладоши
Очень рады солнышку.
Игра с солнечным зайчиком – вызвать желание двигаться.
Скачут, скачут по стене
Солнечные зайчики.
Ловят, ловят, ловят их
Девочки и мальчики.
Показать детям круг из желтого картона, предложить выложить лучики.
Похвалить детей за старание, обнять его.
Кто у нас хороший,
Кто у нас пригожий?
........ хороший!
........ пригожий!
После игр предложить походить по дорожкам.
Профилактическая дорожка «колючая» – приведет к ежику.
Идут по дорожке
Наши ножки.
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Игра «Угости ежика фруктами» – на развитие мелкой моторики.
Мягкая дорожка – тактильное ощущение (чья это дорожка).
Уходи с дороги, кот,
Наша деточка идет.
Топ-топ-топа-
Никогда не упадет.
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наши деточки пойдут –
Через киску упадут…
(Ходьба по дорожке без обуви.)
Побрызгать на детей водичкой, предложить подставить ладошки и половить капельки.
Дождик капнул на ладошки,
На цветы и на дорожку
Лейся, лейся, ой-ой-ой-
Побежали мы домой.
Воспитатель: Наша Катенька уже, наверное, проснулась, пойдем скорее к ней.
Наша деточка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Потягушечки, потягушечки,
Где наши игрушечки, погремушечки.
(Посадить детей и куклу на стульчики и поиграть.)
Музыкальная игра.
Ручки, ручки, просыпайтесь. Здравствуйте!
Ласковые, ручки наши, Здравствуйте!
Пальчики сердитые, Здравствуйте!
И ладошки, наши крошки, Здравствуйте!
........ ( имя ребенка) умница!
О нем знает вся улица:
Петух и курица, кот да кошка
И я немножко.
Воспитатель: Понравилось в гостях? А ежик вам груши передал – сладкие, ароматные.
(Предложить открыть коробочку и угоститься.)
Поблагодарить Катю за гостеприимство, попрощаться с ней.
Занятие 2.
Цель занятия:
- Познакомить с кругом, показать, что круги могут быть разных размеров.
- Учить обследовать фигуры путем обведения их контуров пальцем, учить соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающего мира.
- Закрепить умение устанавливать отношение между понятиями «один» и « много».
- Развивать активную речь, фантазию, творческие способности.
- Воспитывать интерес к предмету в процессе обучения.
Ход занятия
Звучит музыка, дети входят в группу.
«Направо, налево
Везде лежит она
Игралочка, игралочка,
Чудесная страна.
Вам здесь, ребята, рады
Скорее заходи.
И за руку друзей своих
Сюда же приводи.»
Воспитатель: Вот мы и пришли в страну, которая называется Игралочка. Интересно, что мы сегодня нового здесь узнаем.
Звучит музыка. На детей сверху падают желтые, красные, зеленые листочки.
Воспитатель (изображая удивление): Посмотрите, ребятки, что это на нас падает сверху?
Дети (ловят листочки, смеются): Листочки!
«Карусели, карусели
Всюду листья полетели
С крепких веток сорвались –
Закружились, понеслись...»
Воспитатель: Когда можно увидеть такие красивые листья?
Дети: Осенью.
Воспитатель: Какого цвета листочки?
Дети: Желтого, красного, зеленого.
Воспитатель: Сколько листочков упало?
Дети: Много.
Воспитатель: Листья засыпали все дорожки. Найдите себе самый красивый листик. Сколько у тебя листиков, Дима? Какого цвета у тебя листик?
Дима: Один листик. Красного цвета.
Воспитатель: Сколько у тебя, Вика, листиков?
Вика: Один.
Игра с листиками.
«Маленькие листики тихо сидят, крепко спят, глазки закрыли (сидят на корточках с закрытыми глазами). Вдруг ветер веселый прилетел. Как дунет фу-фу-фу (предложить детям подуть). Листочки проснулись, глазки открыли и полетели, и закружились. Ветерок улетел, листочки успокоились.»
Воспитатель: Соберем все листочки в корзинку. Сколько листочков в корзине?
Дети: Много.
Воспитатель: Ветер подул сильный и нагнал тучи на небо, посмотрите:
«Дождик капает из тучи
На дорожку и кусты!»
Воспитатель: Сколько капелек?
Дети: Много.
Воспитатель: Много круглых капель – маленьких, больших.
Дождик, дождик, кап-кап-кап... мокрые дорожки. Все равно пойдем гулять. И зонтик с собой возьмем. Давайте покажем, как капельки падают на зонтики.
Пальчиковая гимнастика.
«Капля раз, Капля два,
Капля медленно сперва,
А потом как из ведра.»
(Сидят на коленках, стучат одним пальчиком по полу слабо, а потом сильно кулачком.)
Воспитатель: Возьмем зонтик и пойдем гулять.
Танец с зонтиками.
Воспитатель: Дождик прошел, и посмотрите, сколько выросло грибов?
Дети: Много.
На фланелеграфе выставлены грибы.
Воспитатель: Давайте поможем ежику собрать грибы.
(Дети собирают грибы для ежика.)
А сейчас сядем на пенечки и послушаем истории (старшие дети выполняют роль зайца и медведя).
Жил-был заяц Касьян. Вырастил он большой урожай овощей на огороде. Много моркови, много свеклы, много капусты, много картофеля, а перевезти не на чем. Шел он по лесу, видит - колесо лежит (из картона). Вот здорово, – думает заяц, – сделаю тележку и перевезу овощи. Стал поднимать, сдвигать с места. Не может – тяжелое. Как быть? А тут медведь идет. Стали вдвоем думать. Ничего не придумали. А что бы вы им посоветовали? Дети предлагают свои варианты. Приходят к выводу, что колесо надо катить. Вот катят медведь и заяц колесо, видят еще одно лежит. Покатили они свои колеса домой, и стали строить тележку. Пока они строят тележку. Посмотрите. У вас лежат свои «колеса» – покатайте их. Почему они катятся? (Круглые – дети обводят пальцам по контуру.) Эта фигура называется круг.
А эта фигура (показываю квадрат), как называется? Его можно покатить? (Нет.) Почему? (У него углы.) Посмотрите на свои круги. Какого они цвета? Чем они отличаются? (Размер.) Покажите большой круг, а теперь маленький. Как проверить, что они разного размера? (Положить друг на друга, наложить один на другой.) А вот:
«Улитка, ползет по дорожке.
Свой домик несет на спине.»
Воспитатель: Улитка просит вас украсить ее домик разноцветными кругами. Найдите самый большой круг, положите, потом как вы думаете, какой?
Дети: Средний и последний маленький.
Воспитатель: Какой красивый домик подарили мы улитки. Ребята, а сейчас постараемся нарисовать круг самостоятельно. Приготовьте указательный палец и нарисуйте круг (в манке). Какие большие и маленькие круги у вас получились. Интересно, а что можно построить из колес.
Просмотр фрагмента мультфильма «Разные колеса».
Физкультурная минутка.
Воспитатель предлагает детям встать в круг, взявшись за руки. Ведут хоровод под музыку:
«Встаньте дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг.»
Воспитатель: Какой большой круг у вас получился! А как сделать маленький круг? А как сделать большой круг? А теперь хотите покататься на карусели?
Игра «Карусель».
На фланелеграфе выставлены картинки: мяч, тарелка, домик, часы.
Воспитатель: Посмотрите внимательно и назовите предметы похожие на круг. А какая картинка лишняя?
Дети: Домик.
Воспитатель: Посмотрите, какую тележку построили наши звери, а что в тележке?
Да, здесь угощения для вас и для гостей (медальки и солнышко). Спасибо, зверята, за угощение.
«Нет углов у меня
И похож на блюдце я
На тарелку, на колесо,
Кто же я такой друзья?»
Дети: Круг.
Воспитатель: С какой фигурой мы познакомились? Нарисуйте круг в воздухе рукой.
- Что вам на занятии понравилось больше всего?