Цели:
- ознакомить учащихся с историей возникновения вышивки,
- научить технике выполнения вышивки крестом,
- воспитывать любовь к одному из самых древних видов искусства – вышивке.
Межпредметные связи: информатика, математика, изобразительное искусство.
Материально–техническое оснащение:
- компьютер,
- коллекция работ учащихся школы,
- книги и журналы “Вышивка крестом”,
- раздаточный материал (карточки 1 по 7 соответственно приложение с 1 по 7) выполнения стежков,
- игла с увеличенным ушком, ножницы, пяльцы, нитки мулине, канва,
- кроссворд (компьютерный вариант) – приложение 8
- кроссворд (бумажный носитель) – приложение 9,
- ответы к кроссворду – приложение 10.
Ход урока
1. Организационная часть: контроль присутствия учащихся перекличкой, проверка готовности рабочих мест и учащихся визуально.
2. Вопрос для проверки усвоения знаний предыдущих занятий. Какие простейшие ручные швы вам уже известны? Используем словесный метод.
3. Изложение нового материала.
3.1 Рассказ.
Возникновение вышивания, относится к эпохе первобытной культуры и связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных. Традиции вышивального искусства постоянно развивались. Вышивание было распространено среди женщин знатных семей и монахинь. С XVIII века оно входит в жизнь всех слоев населения. Вышивкой украшали предметы быта, праздничную и повседневную одежду, головные уборы, которые отличались высоким художественным мастерством.
Для вышивки характерны мотивы геометрического, растительного и животного орнаментов. Геометрическими фигурами обозначают источники света – солнце и луну, линей – воду, дождь, горы – треугольниками.
Русская вышивка имеет свои национальные особенности. В ней преобладают ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, мотивы дерева или цветущего куста. Расположение узора и приемы вышивки органически связаны с формой одежды. Белорусы используют на белом фоне красные, голубые, черные цвета. Украинцы любят вышивать птиц и животных. Вышивка цветным бисером характерна для народа Грузии и народа Татарии. В вышивании прекрасно соединяется традиционное и современное творческое начало.
3.2 Демонстрация.
Учитель показывает коллекцию работ учащихся школы.
3.3 Учитель – “Основные указания” – рассказ:
Каждый крестик состоит из двух стежков: нижнего, основного стежка и покрывающего его верхнего стежка. Стежки выполняются слева снизу направо вверх, а покрывающие – справа снизу налево вверх. В результате получится равномерная вышивка.
– Материал. При выборе ткани надо учитывать назначение работы, качество используемых ниток и технику вышивания. Самая удобная и часто используемая ткань – канва. Можно вышивать на льняной или хлопчатобумажной однотонной ткани (при этом канва пришивается на ткань, а после вышивки удаляется).
– Нитки. Нить не должна быть длиной. При работе с хлопчатобумажной нитью – мулине, пользуются нитью в 2–3–4 сложения, при работе с шерстяной нитью – пользуются нитью в 1–2 сложения. Перед началом работы ткань необходимо обметать.
– Игла. Отличается удлиненным ушком и тупым носиком.
– Ножницы. Ножницы должны быть хорошего качества, маленькие, с округлыми концами. Лезвия ножниц должны хорошо смыкаться и легко двигаться.
– Счетная схема служит для работ, выполняемых крестом. Каждый цвет обозначается определенным символом. Каждые 2 стежка, образующие крест, обозначаются определенным цветом. Отдельные клеточки или маленькие участки поверхности, которые не отмечены знаком цвета, остаются не вышитыми, образуя фон вышивки из ткани.
– Размещение рисунка. Производим расчет количества клеток на канве и на рисунке. Вышивать начинаем с нижнего левого угла согласно расчету. Работу выполняем последовательно снизу – вверх меняя цвета ниток согласно схеме вышивки.
– Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами, иголками, утюгом.
3.4 Объяснение приемов работы.
Раздаточный материал: карточка 1 – приложение 1, карточка 2 – приложение 2, карточка 3 – приложение 3, карточка 4 – приложение 4, карточка 5 – приложение 5, карточка 6 – приложение 6, карточка 7 – приложение 7.
4. Практическая работа:
4.1 Учащиеся просматривают книги и журналы по вышивке крестом, выбирают рисунок будущей работы. Начинают вышивать, используя раздаточный материал – карточки и рекомендации учителя.
4.2 Текущий инструктаж – целевые обходы:
– Первый обход. Проверить организацию рабочего места, начало работы по
вышивке крестом, соблюдение безопасных приемов труда.
– Второй обход. Проверить правильность выполнения трудовых приемов и
технологической последовательности операций.
– Третий обход. Провести прием уже выполненных работ. Провести дополнительный
инструктаж в случае затруднений при выполнении задания (индивидуально).
5. Подведение итогов:
5.1 Анализ характерных ошибок и их причин.
5.2 Анализ и оценка каждой работы (самооценка, оценка преподавателем):
– Аккуратность и ровность стежков.
– Чистота стежков с лицевой и изнаночной сторон.
5.3 Ответы на вопросы учащихся.
6. Решение кроссворда. Применяем парную форму обучения.
Кроссворд – приложение 8 (компьютерный вариант).
Кроссворд – приложение 9 (бумажный вариант).
Ответы к кроссворду – приложение 10.
7. Домашнее задание: продолжить работу – вышивка крестом.
8. Уборка рабочих мест.