Вид искусства – вышивка крестом

Разделы: Технология


Цели:

  • ознакомить учащихся с историей возникновения вышивки,
  • научить технике выполнения вышивки крестом,
  • воспитывать любовь к одному из самых древних видов искусства – вышивке.

Межпредметные связи: информатика, математика, изобразительное искусство.

Материально–техническое оснащение:

  • компьютер,
  • коллекция работ учащихся школы,
  • книги и журналы “Вышивка крестом”,
  • раздаточный материал (карточки 1 по 7 соответственно приложение с 1 по 7) выполнения стежков,
  • игла с увеличенным ушком, ножницы, пяльцы, нитки мулине, канва,
  • кроссворд (компьютерный вариант) – приложение 8
  • кроссворд (бумажный носитель) – приложение 9,
  • ответы к кроссворду – приложение 10.

Ход урока

1. Организационная часть: контроль присутствия учащихся перекличкой, проверка готовности рабочих мест и учащихся визуально.

2. Вопрос для проверки усвоения знаний предыдущих занятий. Какие простейшие ручные швы вам уже известны? Используем словесный метод.

3. Изложение нового материала.

3.1 Рассказ.

Возникновение вышивания, относится к эпохе первобытной культуры и связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных. Традиции вышивального искусства постоянно развивались. Вышивание было распространено среди женщин знатных семей и монахинь. С XVIII века оно входит в жизнь всех слоев населения. Вышивкой украшали предметы быта, праздничную и повседневную одежду, головные уборы, которые отличались высоким художественным мастерством.

Для вышивки характерны мотивы геометрического, растительного и животного орнаментов. Геометрическими фигурами обозначают источники света – солнце и луну, линей – воду, дождь, горы – треугольниками.

Русская вышивка имеет свои национальные особенности. В ней преобладают ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, мотивы дерева или цветущего куста. Расположение узора и приемы вышивки органически связаны с формой одежды. Белорусы используют на белом фоне красные, голубые, черные цвета. Украинцы любят вышивать птиц и животных. Вышивка цветным бисером характерна для народа Грузии и народа Татарии. В вышивании прекрасно соединяется традиционное и современное творческое начало.

3.2 Демонстрация.

Учитель показывает коллекцию работ учащихся школы.

3.3 Учитель – “Основные указания” – рассказ:

Каждый крестик состоит из двух стежков: нижнего, основного стежка и покрывающего его верхнего стежка. Стежки выполняются слева снизу направо вверх, а покрывающие – справа снизу налево вверх. В результате получится равномерная вышивка.

– Материал. При выборе ткани надо учитывать назначение работы, качество используемых ниток и технику вышивания. Самая удобная и часто используемая ткань – канва. Можно вышивать на льняной или хлопчатобумажной однотонной ткани (при этом канва пришивается на ткань, а после вышивки удаляется).

– Нитки. Нить не должна быть длиной. При работе с хлопчатобумажной нитью – мулине, пользуются нитью в 2–3–4 сложения, при работе с шерстяной нитью – пользуются нитью в 1–2 сложения. Перед началом работы ткань необходимо обметать.

– Игла. Отличается удлиненным ушком и тупым носиком.

– Ножницы. Ножницы должны быть хорошего качества, маленькие, с округлыми концами. Лезвия ножниц должны хорошо смыкаться и легко двигаться.

– Счетная схема служит для работ, выполняемых крестом. Каждый цвет обозначается определенным символом. Каждые 2 стежка, образующие крест, обозначаются определенным цветом. Отдельные клеточки или маленькие участки поверхности, которые не отмечены знаком цвета, остаются не вышитыми, образуя фон вышивки из ткани.

Размещение рисунка. Производим расчет количества клеток на канве и на рисунке. Вышивать начинаем с нижнего левого угла согласно расчету. Работу выполняем последовательно снизу – вверх меняя цвета ниток согласно схеме вышивки.

– Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами, иголками, утюгом.

3.4 Объяснение приемов работы.

Раздаточный материал: карточка 1 – приложение 1, карточка 2 – приложение 2, карточка 3 – приложение 3, карточка 4 – приложение 4, карточка 5 – приложение 5, карточка 6 – приложение 6, карточка 7 – приложение 7.

4. Практическая работа:

4.1 Учащиеся просматривают книги и журналы по вышивке крестом, выбирают рисунок будущей работы. Начинают вышивать, используя раздаточный материал – карточки и рекомендации учителя.

4.2 Текущий инструктаж – целевые обходы:

– Первый обход. Проверить организацию рабочего места, начало работы по вышивке крестом, соблюдение безопасных приемов труда.
– Второй обход. Проверить правильность выполнения трудовых приемов и технологической последовательности операций.
– Третий обход. Провести прием уже выполненных работ. Провести дополнительный инструктаж в случае затруднений при выполнении задания (индивидуально).

5. Подведение итогов:

5.1 Анализ характерных ошибок и их причин.

5.2 Анализ и оценка каждой работы (самооценка, оценка преподавателем):

– Аккуратность и ровность стежков.
– Чистота стежков с лицевой и изнаночной сторон.

5.3 Ответы на вопросы учащихся.

6. Решение кроссворда. Применяем парную форму обучения.

Кроссворд – приложение 8 (компьютерный вариант).

Кроссворд – приложение 9 (бумажный вариант).

Ответы к кроссворду – приложение 10.

7. Домашнее задание: продолжить работу – вышивка крестом.

8. Уборка рабочих мест.