Лекарственные растения Севера

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  • Уточнить и закрепить знания детей о лекарственных растениях Севера и простейших способах их использования для лечения.
  • Познакомить с правилами сбора лекарственных растений.
  • Формировать умение соотносить образ растения на картинке с образцом растения из гербария.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Пособия: Игрушка Лунтик. Картинки лекарственных растений – мать-и-мачеха, крапива, брусника, черника, тысячелистник, ромашка, подорожник. Образцы гербария, мяч, модели правил сбора и засушивания лекарственных растений, брусничный морс, одноразовые стаканчики.

Ход занятия

В гости к детям приходит мультипликационный герой Лунтик и, рассказывает, как однажды они с кузнечиком Кузей решили закаляться по примеру Корней Корнеича, простудились и заболели, а баба Капа лечила их вкусным травяным чаем с медом.

Кузя и Лунтик очень быстро поправились.

– А как вас лечит дома мама, если вы заболели?

(Ответы детей.)

Лунтик решил помочь бабе Капе заготовить лекарственные травы для ее лечебного чая, а вот какие он не знает.

– А вы, ребята, знаете какие лекарственные травы растут у нас на Севере?

Сейчас мы сыграем с вами в игру, которая называется “Носы”, – кто знает, что можно сказать о растении, не называя его, тот берется за носик.

(Мать-и-мачеха, крапива, брусника, черника, тысячелистник, ромашка, подорожник.)

Лунтик по картинкам познакомился с лекарственными растениями, но очень переживает, что не сможет узнать это растение в природе.

Игра “Найди пару”

(Изображение растения на картинке совмещают с образцом гербария.)

Вы много знаете о лекарственных растениях, знаете, как они выглядят, но знаете ли вы при каких заболеваниях и какие растения могут помочь?

Игра с мячом “Вопрос-ответ”

– Листья, каких растений лечат раны и ссадины? (Подорожник.)
– Ягоды, какого растения помогут улучшить зрение? (Черника.)
– Отвар, какого растения поможет, если болит живот? (Тысячелистник.)
– А если поднялась высокая температура, напиток, какого растения поможет снизить жар? (Брусники.)
– Отвар, какого растения поможет вылечить кашель? (Мать-и-мачехи.)
– Из какого лекарственного растения можно сделать витаминный салат или сварить суп? (Крапива.)
– Отваром, какого растения ополаскивают волосы, чтобы они хорошо росли и были шелковистыми? (Крапива.)
– Отваром, какого лекарственного растения полощут больное горло? (Ромашка.)
– А если совсем пропал аппетит, отвар корней, какого растения поможет его вернуть? (Одуванчик.)

А еще очень важно знать, когда собирать лекарственные растения, какие его части и как правильно сушить лекарственные растения.

Все лекарственные растения нужно собирать поздней весной или в начале лета, когда они только начинают цвести. В это время у них больше всего лечебных сил. У цветущих растений собирают цветы, а вот подорожник и мать-и-мачеху, только листочки без ножек, чернику и бруснику – кустики вместе с цветочками и листочками, у этих растений полезны очень и ягоды. Сушить лекарственные растения надо в проветриваемом помещении, чтобы они были защищены от солнечных лучей.

– А можно ли собирать лекарственные растения в городе?
(Ответы детей.)
– А собирать растения около дорог можно? Почему нельзя?
(Ответы детей.)
– Можно ли брать в рот и пробовать на вкус незнакомые растения или ягоды? Почему нельзя?
(Ответы детей.)
– Какие лекарственные растения растут на участке нашего детского сада?
(Ответы детей.)

Нужно бережно относиться к лекарственным растениям и вообще ко всем растениям. Нельзя вырывать их с корнем, сбивать цветы у растений, вытаптывать ногами.
– Как вы думаете почему?

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все, и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.

Лунтик очень рад, что так много сегодня узнал о лекарственных растениях, теперь он поможет бабе Капе заготовить лекарственные растения для ее лечебного чая, и она будет ему очень благодарна за помощь.

А сейчас я угощу вас полезным витаминным напитком, а вы попробуйте догадаться какое растение мне помогло в его приготовлении. Воспитатель угощает детей брусничным морсом, дети высказывают свои предположения и почему так решили.