Урок как начало самостоятельной творческой деятельности ученика

Разделы: Технология, МХК и ИЗО


В современном виденье задача урока – не передача детям максимально возможного объема знаний, а возможность научить детей саморазвитию и самообразованию, самим планировать свою работу. Одна из основных потребностей человека является познание себя, других и мира в целом, нахождение своего места в нем.

“Дети-почемучки” по своей природе – это люди, которым все хочется потрогать, почувствовать, понять природу вещей. Им всегда надо знать, для чего они что-либо делают. Чем меньше ребенок, тем активнее его желание познавать, исследовать мир.

Один из вопросов, который любят задавать ученики: “Для чего нужно уметь рисовать?”. И этот вопрос они задают постоянно и совершенно в разном возрасте. И вот тут чаще всего взрослые люди начинают много и красиво говорить. Если мы разговариваем с учеником средней и старшей школы он, скорее всего, нас поймет. А вот если беседа проводится с учениками начальной школы то, по сути дела мы выступаем с монологом понятным только нам. Таких понятий как эстетическая ценность, оформление интерьерного пространства и подобных понятий для них пока не существует, они просто у них еще не сформированы. Это предстоит еще только сформировать на уроках и вне их, зато они охотно готовы исследовать окружающей их мир, правда, абсолютно не научными методами и тут только надо поддерживать их стремления и учить последовательности и системности.

Вспомним хорошо известный мультфильм или одноименную книгу Эдуарда Успенского “Дядя Федор, пес и кот”. Когда у мамы дяди Федора спрашивают: “Какая польза от картины, весящей на стене?”. Она отвечает, что очень большая польза! Она дырку в обоях закрывает. Приблизительно такими же катигориями думают и ученики младшего школьного возраста. Для этого возраста характерно познание мира через тактильные ощущения. Чтобы понять – нужно потрогать. А чтобы дети смогли понять для чего нужно рисование – необходимо вместе с ними создать такой художественный предмет, который будет, значим для каждого ребенка по-своему, и эстетическая его ценность для него не оспорима. Надо стараться создать предмет, который будет доставлять ему радость.

Чем же ребенок чаще всего с удовольствием занимается? Конечно игрой! Значит и наше изделие должно участвовать в игре. Игра – это первая своеобразная форма познания мира, его исследование. Не мало важно, чтобы объект был культурилогически значимым. Если немного подумать в данном направлении, то вспоминаются новогодние праздники, ряженые, карнавалы. Практически сразу определяется объект творчества и последующее направление исследовательской работы. Им станет МАСКА.

Теперь осталось только пройти путь от рисунка (фантазии) до полностью готового, декорированного изделия, оформленного как проект.

Итак, конечный результат сформулирован. В конце работы дети получат красивую, выполненную своими руками, маску для участия в новогоднем карнавале, всесторонне исследуют ее, расширят свой кругозор, познакомятся с традициями, культурой других народов. А главное они поймут для чего необходимо рисование. Определят место рисунка в общем творческом процессе, как неотъемлемой части творческого проектирования. Рисунок станет для детей графическим выражением их мыслей.

Создание маски процесс долгий, увлекательный и ограничить его временем одного урока и предмета не целесообразно. Вначале сама идея, а потом и предмет (маска) перемещаются с урока ИЗО на урок технологии, занимая время и вне уроков.

Итак, дети вначале придумывают и рисуют маску на уроках изобразительного творчества. Параллельно собирая материал о видах масок, о странах, где и для чего используются маски.

Затем работа плавно переходит на уроки технологии, где они вылепливают основу из пластилина и накладывают массу из папье-маше на эту основу. После высыхания массы она снимается с пластилиновой основы и декорируется в соответствии с первоначальными эскизами.

Таким образом, были спланированы несколько интегрированных уроков.

Мы (учителя изобразительного искусства и технологии) поставили перед собой задачу создать несколько уроков объединенных одной темой, но различных по материалам. Такие уроки должны плавно перетекать с одного предмета в другой, обязательно затрагивая свободное время. Чем лучше будет составлен план работы, тем незаметнее будет грань между уроками и внеурочной деятельностью. Перенос знаний из одной области в другую будет осуществляться ребенком естественным путем. Уже с младшего школьного возраста ученик будет учиться видеть целостную картину мира. Он научится применять полученные знания по одному предмету на другом, находить дополнительный материал, использовать навыки исследовательской работы. Сам придет к выводу и толкованию многих ранее неизвестных для него категорий.

Итак, в чем же заключается цель интегрированных уроков?

Цель интегрированных уроков

  • развитие творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора;
  • осознание места предмета ИЗО и всего изобразительного искусства в жизни – дифференцирует восприятие;
  • освоение различных техник и технологий работы с материалами, соответственно место предмета технологии закрепляется в восприятии ребенка автоматически;
  • развитие пространственного воображения; неординарного мышления;
  • достижение положительных сдвигов в выполнении умственных операций.

Творческая деятельность в значительной степени должна содействовать:

  • воспитанию умения видеть, чувствовать и понимать прекрасное,
  • развитию творческой активности, умению мыслить смело и свободно;

Кроме общей глобальной задачи, перед нами стояли и более мелкие задачи:

  • расширить знания об окружающем мире, истории и т.д.;
  • научить делать различные игрушки в технике папье-маше использовать их для игровых ситуаций, обогащая игровой опыт детей;
  • развивать конструктивное мышление и сообразительность;
  • обогащать и активизировать словарный запас;
  • тренировать внимание, память, координацию движений, воображение, в том числе и совершенствование мелкой моторики рук;
  • создать ситуацию успешности и положительного взаимоотношения в группе;
  • учить самоанализу и умению оценить чужие успехи;
  • ознакомление с произведениями народного творчества различных стран мира;
  • воспитание бережного отношения к историческим памятникам и другим культурным ценностям;
  • развитие творческого воображения;
  • освоение новых изобразительных материалов;
  • развитие логического и пространственного мышления.

Данный цикл уроков ориентирован на учеников (4-х) классов. К концу обучения дети должны знать, владеть навыками и умениями

Знать:

  • виды бумаги и правила работы с ней;
  • общие сведения о технике папье-маше;
  • способы декорирования;
  • правила работы с гуашью;
  • эскиз – начало любой творческой работы.

Уметь:

  • работать в технике папье-маше;
  • пользоваться клеящими материалами;
  • пользоваться акварельными и акриловыми красками, восковыми мелками;
  • декорировать предметы различными материалами;
  • конструировать по образцу, по замыслу, проявлять творчество;
  • соблюдать правила культуры труда, порядок на рабочем столе.

Отличительная особенность данной деятельности – тесное переплетение нескольких областей интересов. Как вы видите, комплекс задач и умений, предлагаемых к освоению, огромен. Все потому, что начатое на одном уроке органично продолжается на другом и закрепляется на третьем.

Первый блок уроков – ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ – проводит учитель изобразительного творчества.
Второй блок уроков – ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ – проводит учитель технологии.
Третий блок уроков – КОМПЛЕКСНЫЙ – проводят два учителя совместно — урок закрепления знаний и освоения комбинированных изобразительных материалов. Приложение 2

А что же дальше?

Исследовав и узнав о предмете так много интересного, у учеников появляется естественное желание изучить его свойства и особенности далее и задуматься о его творческом переосмыслении. Работа с детьми органически перетекает с урока во внеурочную деятельность, где она превращается в проектную работу. Проект становится логическим завершением цикла уроков, а его защита подытоживает все ранее сделанное, подводит логическую черту в исследовательском процессе, который был мотивирован на уроках. Маленький человек теперь объективно может оценить результат своего труда по откликам на него, понять, насколько он компетентен в изучаемом вопросе. Ребенок учится презентовать себя, свою работу, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Такая организация работы наиболее органична и естественна для работы с маленькими “почемучками”, это особо оптимально для осуществления в системе школы полного дня. Учитель играет здесь роль советчика, опытного помощника, координатора общей деятельности. Он направляет и упорядычивает природное, свойственное возрасту стремление к исследованию. Учитель вместе с коллегами, родителями учащихся, наконец, детьми организует специальную учебную среду, которая стимулирует естественную потребность детей в приобретении новых знаний, в творчестве, в общении со сверстниками и педагогами. Функции педагога – стимулировать познавательные интересы школьников, помочь им в индивидуальном поиске необходимой информации, в организации самостоятельной деятельности. Учитель на каждом уроке цикла целенаправленно формирует творческую активность и закладывает основы исследовательских навыков.

Каждый такой Урок имеет несколько особенностей. Можно более подробно остановиться на нескольких, с нашей точки зрения, наиболее важных:

  • Подводя итог работы, не констатируем ее полное выполнение, а смещаем акценты в сторону уточнения и изменения, т.е. стимулируем интерес к последующему развитию работы. При этом в любом случае выполненные работы оцениваются, но не как итог (полностью выполненная работа), а как промежуточная стадия с рассмотрением творческого потенциала данной работы и личности ученика.
  • На расширенном обсуждении итогов работы формируются творческие коллективы, выдвигаются рабочие гипотезы.
  • Для творческих коллективов определяется время поиска материала (2-3 недели), назначается ответственный координатор, который отвечает за сохранность и полноту собранной информации.
  • Последующая углубленная работа выносится во внеурочное время.

Конечно, такое обсуждение и структура урока требует от учителей всестороннего знания материала, так как именно они должны направлять творческий поиск детей. Они должны смоделировать ситуацию, когда тема исследования рождается как бы из нутрии, из желания ребенка – это и грамотно поставленные вопросы, и паузы, и правильно смоделированные ответы (задавая вопрос, учителю необходимо знать какой ответ и от какого ученика он хочешь получить).

Такой подход к уроку коренным образом меняет функцию учащегося в образовательном процессе. Урок плавно переходящий в проектную деятельность, делает ученика не объектом, на который направлена обучающая активность учителя, а субъектом процесса обучения, поскольку для решения поставленной задачи действия по образцу недостаточно, необходимо проявить инициативу в поиске, освоении и применении новых знаний. Этот подход необычен, что поначалу ставит учащихся, воспитанных в рамках традиционных образовательных систем, в тупик. Зато с исчезновением первого ощущения беспомощности в связи с отсутствием возможности скопировать образец, учащиеся постепенно обнаруживают, что их окружает множество информационных систем, которые при умелом использовании становятся инструментами решения поставленной перед ними задачи. Это и литературные источники, и помощь взрослых, и совместная деятельность с товарищами, и консультации учителя, и самое главное, практически неисчерпаемые собственные возможности рассуждать и фантазировать. По мере того, как проект обретает черты законченности, учащиеся все яснее ощущают его как продукт собственного труда. Это способствует решению важнейшей педагогической задачи – каждый учащийся приобретает уверенность в собственных возможностях. Эмоциональная составляющая в процессе создания и представления проекта столь велика, что на этом фоне творческие усилия каждой группы переживаются как личностно значимые, а приобретенные при этом знания и умения становятся интегральной частью жизненного опыта каждого ученика.

Что же такое проект?

ПРОЕКТ – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающийся созданием продукта. Учебный проект – средство достижения поставленной педагогом цели, помогающее решить проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов.

Учебный проект можно подразделить на несколько этапов:

  1. выбор темы;
  2. организация самостоятельной деятельности;
  3. самостоятельная деятельность учащихся;
  4. результаты опытно – экспериментальной работы;
  5. выводы

К огромному сожалению, в силу сложившихся жизненных и во многих случаях семейных обстоятельств многие ученики плохо представляют себе, что такое наука вообще и для чего она нужна, что такое творческий поиск и инновации. Учитывая эти особенности, приходится, и строить сам урок. Объяснять структуру проекта, заострять внимание на форме итогового ответа (который теперь называется результат), объяснять значение новых слов (гипотеза, аннотация, актуальность и т.д.) Естественное , свойственное младшему школьному возрасту, незнание значения этих слов создает только дополнительную возможность расширения кругозора в рамках природного развития.

Итак, ученики на уроке узнали базовою информацию, затем расширили свое понимание темы, сформировали творческие коллективы и продолжили работу над темой в свободное время, чтобы лучше разобраться в этом огромном материале составили вопросник: “Для чего нужна маска? Виды масок? В каких странах маски использовались? Когда возникли маски? В каких фильмах герои носят маски? Из какого материала сделаны маски?”.

Выполняя поиск, ученики подошли к пониманию необходимости систематизации информации и ее структуризации в форме таблицы. Приложение 1 (Таблица)

Сделали свой интерьерный вариант маски. Вначале нарисовали маску (на уроке изо – каждый в классе), далее сделали из материала (на уроке труда – каждый в классе) в завершение, выбрав наилучшие маски в коллективе, сделали картины с ее использованием и применили ее как декоративный элемент в фото коллаже. Приложение 3 (представлены варианты.) Декоративное панно с использованием маски легло в основу итогового вывода в проекте “От ритуала к карнавалу”. .

Нам бы хотелось особо подчеркнуть тот момент, что благодаря такой организации учебного процесса в проектной работе приняли участие как основные субъекты процесса ученики, так и все непосредственно их окружающие. Еще одним неизбежным и необходимым результатом данного вида учебного процесса становится формирование системного мышления у детей, что является атрибутом современного и среднего, и высшего образования и в целом профессиональной и личной жизни.

Очень важно, что в процессе работы теоретические выводы приобрели материальное подтверждение. Ученики прошли все этапы проектирования, защитили проект по системе стендового доклада. Они приобрели опыт работы в коллективе, научились формулировать свои мысли, отстаивать их перед широкой аудиторией притом не всегда доброжелательной, в общем, прошли путь от идеи до внедренного изделия (их картины украшают различные интерьеры). А так же дети посмотрели на процесс творчества гораздо шире, картина – это выражение мысли, эмоций человека, от части продукт коллективного труда, что не мало важно, а картина не только то, что закрывает дырку в обоях.

Таким образом, очевидно, такая форма работы позволяет сформировать у учащихся представление о характере и логике научного поиска, его трудностях и закономерностях. Она также дает возможность сформировать опыт соответствующей деятельности, что способствует развитию интуиции, воображения, умения нестандартно мыслить на основе системы научных знаний о природе и человеке как ее части.

Вот выводы, к которым пришли дети после успешно проведенной работы:

Исследование, самообразование и творчество – основа развития каждой личности. Рисунок -это материализация мыслей и чувств человека. Я хочу и буду стремиться к саморазвитию, это обязательно пригодится, я буду осваивать различные техники и технологии процессов, ведь не даром говорят, что именно ТРУД сделал из обезьяны человека.

Обучение в школе – это только начало познания. Я — часть огромного социума, мой мир огромен и интересен.

Органичность и естественность обучения – это еще одно немаловажное достоинство такой работы. Было определено мест урока, основопологающей части познания мира и само совершенствования.