Декоративные птицы. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

Обучающие:

  • Учить детей самостоятельно придумывать образ декоративной птицы, используя свои умения и знания для изображения пластической формы, изготовление дополнительных деталей;
  • Учить правильно называть геометрические формы;
  • Создать выразительные образы пластическими средствами, сочетание способов и приемов лепки;
  • Передать в работе свой творческий замысел и характерные признаки птиц (голова, шея, туловище, хвост).

Развивающие:

  • Самостоятельный выбор способа лепки на основе обобщенной формы (шар, цилиндр, овал) передача, несложных движений;
  • Развивать мелкую моторику рук, координацию работы рук и глаз;
  • Развивать чувство ритма в создании формы изделия.

Воспитывающие:

  • Совершенствовать технику лепки;
  • Развивать творческого замысла;
  • Создать оригинальное решение творческого замысла;
  • Воспитывать аккуратность в работе, умение содержать рабочее место в порядке.

Тип урока: применение знаний, умений, навыков.

Вид работы: Лепка из глины (по восприятию).

Демонстрационный материал: Глиняные игрушки: тверская птичка, филимоновская птичка, петушок, птички – свистульки. Схематичное изображение последовательности лепки, шарик, цилиндр. Запись песенки “Песенка цыплёнка”.

Материалы к уроку: Глина для детского творчества.

Оборудование и инструменты: Фартук, дощечка – подставка, зубочистка, тряпочка для рук, губка, смоченная водой.

Предварительная работа: Знакомство с игрушками разных промыслов. Рассматривание форм, окраски и украшений игрушек. Создание условий стимулирующих интерес детей к данной теме и виду деятельности.

Прогнозируемый результат: Самостоятельность в нахождении способов (приемов) создания образа. Применение знакомых навыков и умений для решения творческих замыслов. Проявление индивидуального замысла при оформлении изделия. Общая ручная умелость. Изготовление целостного изделия, восприятие художественного образа как объект эстетического воспитания. Самостоятельное созидание.

Ход урока

1. Организационный момент (5 мин.)

Вопросы к классу: Из чего можно лепить? Какие материалы уже использовались в работе?

Слово учителя. Сегодня мы поговорим о лепке из глины. О лепке из глины можно рассказать длинную историю. Это самый древний из материалов. Еще в глубокой древности люди заметили, что при увлажнении глина становится мягкой и податливой. Тогда из нее удобно лепить различные предметы. Свою самую первую посуду человек лепил, раскатывая глину в лепешку и загибая ее края. Скатывали также длинный глиняный жгут, а потом сворачивали его в спираль. После того как изобрели гончарный круг и печь для обжига, посуда стала более прочной и красивой.

Но время идет, а глина не только не постарела, но и остается модной и теперь. Народные промыслы – сувениры, декоративная посуда, а так же занятие ручным трудом в школе.

2. Организация выявлений знаний

– Какой лепной материал вам нравится?
– Почему из глины легко лепить, какими свойствами она обладает? Обобщение: Глина – мягкая, эластичная как пластилин. Твердеет при высыхании, можно обжигать в печи, раскрашивается красками.

3. Изучение нового материала (10 мин)

Рассматривание игрушек. Техника изготовления птицы. Формирование новых понятий.

– Свистульки, индюк, петушок – все это изделия из глины. Что отличает эти изделия друг от друга? (Форма, цвет, характерные признаки.)

– Как же слепить необычную птичку? Какая она может быть? (С хвостом как веер, с большими крыльями, украшена лепными деталями.)

– Птица может быть изображена по-разному, все зависит от замысла художника-мастера. Но выразительность ее будет зависеть от того, как вы украсите крылья, хвост и голову – лепными украшениями.

Техника изготовления: Глина должна быть в мешочке (чтобы не высыхала) Разделить общий кусочек глины на три части (туловище, голова, хвост). Основная форма туловища – шар или овал (показ геометрической формы – шар). Слепить его легко, так же как из пластилина, катая между ладошками.

Теперь слегка оттянуть с одной стороны часть и сформировать шею и голову. С обратной стороны слегка оттянуть и сформировать хвост.
Сделать подставку цилиндр (показ геометрической формы – цилиндр).
Кусочек глины слегка раскатать между ладоней для получения нужной формы.

Прикрепить цилиндр к туловищу, примазывая детали плотно друг к другу.
Дополним фигурку крыльями. Для этого кусочек отделить, скатать два шарика, сделать из них лепешки-капельки и присоединить по бокам (хорошо примазать).
Хорошо загладить поверхность птицы и плотно примазать детали.
Лепные украшения самые простые: шарики, жгутики, завитки, капельки.
Изделие готово к просушиванию.
Для этого поместим его на картонку с вашими птичками и поставим на полку или подоконник в классе. Привести рабочее место в порядок и протереть руки влажной тряпочкой.
Несколько дней их нельзя передвигать, они должны хорошо высохнуть и тогда их можно будет раскрашивать гуашевыми красками.

4. Закрепление новых понятий (2 мин.)

– Еще раз повторим этапы работы (схема последовательности лепки):

  1. Разделить кусочек на 3 части.
  2. Сформировать туловище, голову, шею.
  3. Сделать подставку и примазать.
  4. Сделать крылья и лепные украшения по замыслу.
  5. Поставить изделие на просушку.
  6. Навести порядок на рабочем месте. Протереть руки.

5. Гимнастика для рук “Разогрев”

(Растирание ладоней друг о друга, пока не согреются, потряхивание кистей рук.)

7. Самостоятельная творческая работа детей (20 мин.)

Прослушивание весёлой песенки “Песенка цыплёнка”.

Повторить правила при работе с глиной: сгладить поверхность изделия, смочив пальцы водой, перед тем как украшать лепными деталями.

8. Оценка и анализ работы (3 мин.)

Рассматривание работ. Отметить лучшие. Творческий замысел, декорирование, удачный подбор лепных украшений. Демонстрация владения новым материалом. Выявление типичных ошибок, пути их преодоления.

Подведение итогов урока.

– Мы подготовили изделия для просушки, а на следующем уроке раскрасим их гуашевыми красками. Ваши птицы приобретут законченный вид, и могут украсить полку в классе, дома, или быть сувениром-подарком вашим близким.

9. Домашнее задание (2 мин.)

Найти и рассмотреть картинки с изображением птиц (сказочные, фантастические). Обратить внимание на окраску оперения и декоративные дополнения.
Подготовить краски “гуашь”, 3 кисти разного размера (широкую, среднюю, тонкую), дощечку, тряпочку и стакан с водой.

10. Рефлексия