И.Суриков "Детство". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: учиться выразительно читать. Обогащать словарный запас.

1. Речевая разминка: (Приложение 1)

Текст “Плотник”. Работа в паре. Один ученик – учитель. Другой ученик. Ученик читает вслух 1-ый абзац, а учитель внимательно слушает, не перебивает. Затем в вежливой форме указывает на количество ошибок и отмечает в маршрутном листе. Затем дети меняются ролями. Только второй ученик читает 2-ой абзац.

– не забудьте отметить в маршрутном листе. (Приложение 2)

2. Проверка домашнего задания:

Вы учили наизусть стихотворение Ф.Тютчева “Весенняя гроза”. Проверка друг друга в парах по маршрутному листу. (Приложение 2)

3. Постановка цели:

Чтобы узнать, какое произведение мы будем читать, отгадайте загадки в маршрутном листе. Задание 3. (Приложение 2)

1. Выгляну в оконце
Лежит белое суконце.
Всю зиму лежит,
А весной убежит. (Снег.)

3. Что можно увидеть с
закрытыми глазами? (Сновидение.)

4. Гуляет в поле,
Да не конь.
Летает на воле,
Да не птица. (Вьюга.)

2. Белый дед – белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму –
Никто не поднимает.
Весна придет –
Он сам уйдет. (Сугроб.)

– Какое слово получилось в выделенном прямоугольнике? (Суриков) Откройте учебники на странице 72, узнайте и на свободной строке запишите имя отчество поэта.

Рассказ о поэте:

Будущий поэт родился в Ярославской губернии в глухой деревушке в семье крестьянина. Отец был крепостным, жил в Москве, где у него была небольшая лавка. Восьми лет, после смерти матери, мальчика привезли в Москву. Он помогал отцу в торговле, урывками учился грамоте. Жизнь Сурикова, проводившего все дни в лавке отца, была очень тяжелой. Под впечатлением от стихов Пушкина он тоже стал складывать свои стихи. Но родственников и знакомых это очень раздражало, над юношей жестоко глумились. И лишь после знакомства с поэтом Плещеевым, который оценил талант Сурикова, Суриков издает свои сборники стихов.

Стихи его отличаются мелодичностью и простотой. Их основная тема – тяжелое положение народа. Некоторые стихи стали популярными народными песнями. (Рябина, степь да степь кругом). На слова Сурикова музыку писал П.И Чайковский. Не в силах вырваться из тисков нищеты, Суриков до конца жизни был вынужден торговать железным старьем. Умер он от чахотки в расцвете своего большого таланта. Ему было только 39 лет.

4. Работа по теме:

– Вы любите зимние забавы? Какие?

Я рассказала вам о трудной жизни Ивана Сурикова. Но до 8 лет, пока жива была его мама, ему жилось очень хорошо. И детство свое он считает счастливым.

Словарная работа: В маршрутном листе. (Приложение 2)

Кубарем качуся – стремительно, быстро (кубарь – детская игрушка в форме шара или цилиндра (обычно деревянного) с приделанной к нему остроконечной ножкой, на которой он вертится подобно волчку.)

Ветхий – дряхлый, пришедший в негодность от долгого употребления.

Лапти – крестьянская обувь, сплетенная из лыка

Светец – САМИ ИЗ СЛОВАРЯ УЧЕБНИКА

Омрачали – сделать мрачным, темным

Смежить – сомкнуть, закрыть

Я читаю стихотворение, а вы следите и думаете, что вспоминает автор из своего детства.

Прочитайте 1-ую часть поочереди друг другу.

Учитель. Какую картину вы себе представили при чтении этой части?

Ученик. Я себе представил катание детей на санках.

Учитель. А где происходило событие?

Ученик. В деревне.

Ученик. От своего, автор употребляет слова “я”, “моя”, “мой”.

Учитель. Я хочу обратить ваше внимание на повторы: каждая строка первого четверостишия начинается со слова “вот”. Почему? Ведь мы с вами повторы не очень-то одобряли в устной и письменной речи. Здесь же они имеют смысл. Какой же? Вчитайтесь еще раз в первые строчки стихотворения.

Дети. – Наверное, этим словом автор хочет обратить наше внимание на то, что было очень важно и памятно в его жизни...
– На то, что больше ему запомнилось: деревня, дом, горка, друзья.
– Автор хочет, чтобы мы тоже увидели эти картины и лучше их представили.
– Поэт как бы указывает этим словом на что-то важное, о чем он будет рассказывать дальше.

Учитель. И каким же было для мальчика воспоминание о катании с горки?

Ученик. Оно было неудачным: мальчик свалился в сугроб.

Учитель. А как вы объясните смысл строчки: “И я на бок – хлоп!”?

Ученик. Это значит, что мальчик упал неожиданно. Он ударился и, наверное, ушибся.

Учитель. А как себя чувствовал мальчик, можете вычитать?

Ученица. Плохо. Ему было холодно:

“Все лицо и руки
Залепил мне снег...”

Ученик. И больно ему было.

Учитель. А какими словами автор говорит о душевном состоянии мальчика?

Ученица.

“Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!..”

Учитель. А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб?

Дети. – Да!
– И очень часто!

Учитель. И от этого вы были несчастливы? И после падения никогда больше не катались с горы?

Ученик. Мне очень часто приходилось падать в снег. Конечно, это неприятно, но все равно я люблю кататься с горы. Это же веселое занятие, несмотря ни на что.

Учитель. А как вы думаете: авторские воспоминания связаны с радостным чувством или с огорчением?

Ученик. Я думаю, что с радостным, – ведь все, что с ним было, уже в прошлом, а зимние забавы – это радостное событие в жизни каждого человека. Это я по себе знаю.

Учитель. Значит, мы можем сделать вывод из этой части, что мальчик был счастлив?

Дети. Да, конечно!

– Ответьте на вопрос в маршрутном листе. (Приложение 2)

Прочитайте 2-ую часть по-очереди друг другу.

Учитель. А теперь прочитайте про себя следующие пять четверостиший и попробуйте представить себе еще одну картинку, которая всплыла в памяти автора.

(Ребята читают самостоятельно 2-ю часть стихотворения.)

Учитель. А теперь выясним, о чем же рассказывает автор в этой части?

Ученик. О сказках.

Учитель. А вы догадались, какую сказку бабушка рассказывала внуку?

Ученик. Я догадался: это сказка “Иван-царевич и серый волк”.

Учитель. А что чувствовал мальчик, слушая эту сказку? Найдите в тексте.

Дети. – Ему было страшно: “Сердце так и мрет”, то есть сердце у него замирало от страха.
– А я думаю, что сердце у него замирало не от страха, а от восторга, ведь сказка была волшебная, и мальчик слушал ее с интересом, даже с восторгом.
– А я все-таки думаю, что от страха. Дальше ведь говорится: “Я прижмусь к старушке...”, значит, ему было немного страшно, хотя и интересно, конечно.

Учитель. А как вы думаете, для чего автор вставил в текст строчки:

“А в трубе сердито
Ветер злой поет”?

Ребята. – Наверное, чтобы подчеркнуть состояние мальчика, что ему было страшно.
– А может быть, мальчику ветер тоже представился сердитым, злым, сказочным чудовищем.

Учитель. Вот видите, какой “секрет” мы еще открыли: образ злого, сердитого ветра помогает нам понять то душевное состояние, которое испытывал мальчик, слушая сказку.

Учитель. А теперь я хочу обратить ваше внимание на то, как автор говорит о сказках бабушки, и на то, как она их рассказывает. Прочитайте в тексте.

Дети. – “Тихо речь журчит”. Это значит, что бабушка рассказывала сказки тихо.
– А еще очень складно...
– “Складно да ладно”.
– А мне кажется, автор сравнивает речь бабушки с ручейком.

Учитель. А откуда ты узнал? Разве автор говорит здесь, что речь бабушки похожа на ручеек?

Ученик. Нет, но здесь есть слово “журчит”, а журчит ручеек, вода в ручейке, и я догадался.

Учитель. Молодец! А почему автор, говоря о речи старушки, употребляет именно это слово – “журчит”? О какой речи можно так сказать?

Дети. – О плавной и красивой...
– О тихой и приятной...
– О правильной, ровной, связной.

Учитель. Ну, что же, молодцы, ребята. Вы очень наблюдательны. И возможно, правы.

Учитель. Вот видите: все стихотворение – сплошные страсти. А мы продолжаем утверждать, что мальчик счастлив. А он стольких страхов натерпелся!

Дети. – Но ведь это же во сне!
– И в сказке. А в сказках иногда говорится о страшном и злом, но мы знаем, что побеждает добро.
– А еще сказки многому учат, хоть и страшно бывает, но зато из сказок мы узнаем, что надо делать и как поступать в трудных случаях.
– А мальчик тоже очень любил сказки, автор вот здесь пишет:

“И начну у бабки
Сказки я просить...”

Учитель. Молодцы, ребята, вы меня убедили. Найдите строчки, в которых заключена главная мысль. Запишите.

(Ученики читают последнее четверостишие.)

Дети. – Автор пишет, что детские годы текли весело. И эти годы не омрачали ни горе, ни беда.

Учитель. А как надо эти слова понимать?

Дети. – Веселого, хорошего было больше в детстве мальчика.
– У него были огорчения, но все уже в прошлом, и автор их вспоминает тоже по-доброму, легко.
– А еще рядом с мальчиком была его добрая бабушка, которая успокаивала, дарила ему сказки.

Учитель. Да, вы правы ребята, именно так и надо понимать заключительные слова стихотворения: жизнь очень сложная, она состоит из маленьких и больших событий. Все случается даже в детской жизни. А порой маленькие огорчения кажутся маленькому человеку горем, бедой, ребята очень тяжело их переживают, но потом все проходит, забывается, остаются хорошие воспоминания. Детские годы – это действительно веселые, золотые годы, они проходят рядом с родными взрослыми, которые помогают детям чувствовать себя счастливыми. Именно об этом и хотел рассказать нам Суриков.

5. Подведение итогов:

– Поднимите руку, кому захотелось выучить это стихотворение наизусть?
– Посчитайте количество баллов, оцените свою работу в маршрутном листе. (Приложение 2)

Домашнее задание: выучить наизусть понравившийся отрывок.