Цели:
- Познакомить с согласным звуком Й, буквами й,Й, научить распознавать эти звуки в словах.
- Совершенствовать технику чтения уч-ся, учить понимать смысл прочитанного, умение анализировать, сравнивать.
- Закрепить на уроке чтения ПДД.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Ребята, сегодня у нас необычный урок – в классе присутствуют гости. Гости
хотят посмотреть, как ребята 1В класса умеют читать, говорить, слушать своего
учителя.
– Сегодня на уроке мы с вами повторим пройденное и узнаем новую букву.
– Давайте, ребятки, вспомним о какой букве мы говорили на прошлом уроке?
– (Е.)
– А что вы о ней знаете?
– Буква хитрая, потому что имеет два звука, а на письме пишется одна буква.
Четко два звука мы слышим вначале слова, иногда буква е прячется за букву о.
2. Разминка для глаз.
Теперь внимание на учителя. Разминочка для глаз.
- Тренажер
- Упражнения с ручкой (ближе – дальше, влево – вправо).
- Разминка для голосовых связок аоуэи (быстро, медленно, туда и обратно на дыхании).
- Чтение – “Молния”
Елка еж
3. Повторение пройденного.
А сейчас читаем:
Еж под елочкой поет
Все зверье туда идет
Хоть и льет сегодня дождь,
Он веселый этот еж.
№ 2
- Чтение хором
- Читает один ученик
- Найдите и сосчитайте слова с е
– А в каком слове с этой буквой четко слышится два звука? (Елочка, еж).
Верно, потому что эта буква стоит в начале слова.
– Теперь поиграем (дети читают тихо – громко, громко – тихо).
– О ком мы прочитали?
– О еже.
– Что вы знаете о еже?
(Маленький лесной зверек с короткими лапками, весь покрыт иголками.)
Учитель: Еж, ребята, решил продолжить веселье и пошел в гости к зайчику. Но вот беда. Через лес, в котором жили два друга, проходила дорога. И чтобы попасть к зайчику, ему надо было перейти эту дорогу. Еж учился уже в лесной школе и знал ПДД, но все-таки засомневался.
Поможем ему, ребята. Зажжем правильно светофор.
– Какой свет, ребята, нам указывает на опасность?
– Правильно, красный (ребенок идет и зажигает светофор).
Учитель: У вас на столах есть печатные маленькие листы. Найдите и прочитайте об этом опасном сигнале.
Если красный свет горит
Это значит путь закрыт.
– Какой сигнал нас предупреждает?
– Правильно, желтый (один ребенок идет и зажигает светофор).
Учитель: Найдите и прочитайте об этом сигнале.
Желтый светит – предупрежденье
Жди сигнала для движенья.
– И вот, наконец, ему можно переходить. Какой свет зажигается?
– Верно, зеленый свет!
Учитель: Найдите и прочитайте о разрешающем знаке.
Зеленый загорелся –
Иди вперед!
Порядок знаешь –
На постовой не пострадаешь.
И так, светофор разрешает ежу идти, но вот опять препятствие.
Это пешеходная дорожка – кроссворд.
Поможем ежу разгадать его.
Для этого нужно ответить на вопросы.
- Где должны ходить пешеходы?
После ответа, дети читают (тротуар). - Где должны ездить автомобили? (Дорога).
- Как называется пешеходный переход? (Зебра).
Учитель: Ну что же, молодцы! Хорошо помогли ежу. А теперь отдохнем.
Физминутка.
Ежик шел-шел-шел
Белый гриб нашел
Раз – грибок
Два – грибок
Три – грибок
Положил их в кузовок.
4. Новая тема.
Еще веселее стало ежу. Подходит он к дому зайчика и что же он слышит? Плачет мама зайчика.
Мой мальчик, мой зайчик
Попал под трамвайчик…
Он бежал по дорожке
И ему переехало ножки
И теперь он больной и хромой
Маленький заинька мой.
Жаль стало ему зайчика.
– Ребята, а почему с зайчиком случилась беда?
(Он был маленький, не знал ПДД.)
– А может быть, ребята, он даже не знал какой бывает транспорт.
– Откройте Азбуку на странице 160. Прочитаем и напомним зайчику.
- Дети читают по Азбуке (3 столбика).
- Учитель объясняет значение некоторых слов.
– Какие слова лишние?
– Ребята, а что такое трамвай?
(Ответы детей.)
– А теперь , ребятки, послушайте я вам прочту о трамвае. Что же это за транспорт?
Трамвай. Слово заимствовано или взято из английского языка. Означает городская наземная дорога. Для того, чтобы трамвай двигался нужны рельсы и подвесная электрическая сеть, т.е. провода.
Ребята, трамваю уже 120 лет. Столько лет он перевозит людей. Он есть у нас в Башкортостане: в г. Уфе и Салавате. Вот он (Большой рисунок).
– А теперь разделим слово на слоги.
Трам – вай.
– Составим схему этого слова (2 уч).
1 учений сост. Слово трамвай.
– Скажем еще раз трам – вай.
– Какой звук мы слышим на конце? [й]
– А в каких словах сегодня вы уже услышали этот звук?
Зайчик, мой, красный, желтый, зеленый
– Так что можно сказать об этом звуке? Какой он? Смотрим на схему.
Вывод: [Й] – согласный, всегда мягкий и всегда звонкий. На письме обозначается буквой й. Есть большая буква Й и мал. й. Вот она эта буква.
Букву й зовут “й кратким”
Й как в твоей тетрадке
Чтоб й не путать с и
Сверху галочку пиши!
– Ребята, а что же с Зайчиком? Ведь он же болен.
– Давайте еще раз покажем зайчику все цвета светофора. А чтобы он запомнил
напечатаем на доске рядом название цвета.
КРАСНЫЙ
ЖЕЛТЫЙ
ЗЕЛЕНЫЙ
(В случае ошибки в слове желтый, учитель объясняет Ж – всегда твердый звук и поэтому мы слышим О. А по правилам грамматики на писать букву Е).
– А что еще надо знать зайчику? (Дорожные знаки).
– На странице 160 в Азбуке они у нас есть.
(Синий цвет – разрешающий, красный цвет – предупреждающий.)
– А теперь обратите внимание на свое рабочее место. Нашли большие листы.
Коль выполнишь без спора
Сигналы светофора,
Домой и в школу попадешь
Конечно очень скоро.
- Чтение вполголоса.
- Читают отд. ученики.
- Найдите слово с буквой й.
– О чем прочитали?
– Ребята, как вы думаете, зайчик нас внимательно слушал?
– Правильно, Айболит – доктор зверей и птиц.
– А в слове Айболит вы слышите й?
В начале или конце?
– А теперь обратимся к азбуке.
На с 161 есть очень важное обращение к ребятам. Возможно, к вам обращается сам доктор Айболит.
Читает 1-й ученик.
Ребята! Изучайте, знайте и выполняйте правила дорожного движения!
Напечатаем обращение в тетрадях и запомним.
5. Итог.
– Что нового узнали?
6. Кому сегодня улыбнулся светофор?