Занятия в дошкольном образовательном учреждении является специально организованной формой обучения. В отличие от школьного урока оно строится на основе игры, а также других специфических для дошкольников видов деятельности: изобразительной, конструктивной и др. Для закрепления полученных знаний, умений и навыков используются комплексные тематические занятия, на которых осуществляется взаимосвязь нескольких разделов Программы на основе разнообразных видов деятельности, например, при закреплении знаний о сезоне дети слушают знакомую музыку, поют, танцуют, рисуют или конструируют. Такие занятия могут проводиться один раз в месяц и подразумевают наличие у дошкольников знаний по данной теме, полученных в результате различных занятий, наблюдений. Это хорошая возможность привлечения родителей к учебному процессу. Родители, привыкшие выступать почти всегда только в роли пассивных зрителей на утренниках, становятся активными участниками процесса. Как показала практика, мамы, папы и бабушки с большим интересом вместе с детьми, рисуют, вырезают, клеят, лепят. Приоритетность участия педагогов в занятии определяется его тематикой и теми формами работы, через которые наиболее эффективно могут быть решены задачи закрепления и уточнения соответствующих знаний, умений и навыков детей.
В первой части таких занятий, родители узнают о том, что должны знать дети в этом возрасте по той или иной теме, чему они научились. В процессе наблюдают за своим ребенком, как он отвечает, насколько активен. Вторая часть таких занятий полностью посвящается совместной деятельности родителей и детей. Участие родителей в занятии снижает утомляемость детей, повышает их интерес к материалу и в конечном итоге результативность занятий.
“Осенние подарки”
Задачи:
- Закреплять знания об осенних признаках и тех дарах, которые осень дает людям.
- Воспитывать доброжелательность при выполнении коллективной аппликации и поделок.
Ход занятия
(Дети входят в зал под звучание пьесы “Октябрь” П.И Чайковского)
Воспитатель:
Меж редеющих верхушек, показалась синева. Зашумела у опушек ярко– желтая листва.
Птиц не слышно.
Треснет мелкий
Обломившийся сучок,
И хвостом мелькая, белка
Легкий делает прыжок.
Стала ель в лесу заметней-
Бережет густую тень.
Подосиновик последний
Сдвинул шляпу набекрень.
– Кто скажет, кто знает, когда такое бывает? (Осенью)
– Расскажите, ребята, по каким приметам мы узнаем, что настала Осень?
(Дети называют приметы осени, рассматривают иллюстрации)
Исполняют песню “Скворушка прощается” Приложение 1
Дети читают стихи:
1. Красавица осень разбрызгала краски:
Небесная просинь, как будто из сказки,
Лиловая липа и пламень осины,
Прощальные клики семьи журавлиной.
Листает октябрь золотые страницы,
А белым березкам зима уже снится.
(3.Федоровская)
2. Осень, солнечная осень!
Мы охапки листьев носим.
Листьев пестрых, самых разных-
Серебристых, желтых, красных.
И дорога, что видна
Мне из нашего окна,
Развернулась под окном
Разноцветным полотном.
Дети исполняют песню "Падают листья" Приложение 2
( в зал входит воспитатель в костюме Осени.) Рисунок 1
Осень: Здравствуйте, ребята!
Музыкальный руководитель:
Осень, Осень, в гости просим!
Вот и Осень к нам пришла,
Веселится детвора,
Потому что много Осень
Нам сюрпризов принесла.
Осень:
Все мои подарки лежат в моей большой корзине.
– Тише...С вами Осень говорит.
Слышишь?.. Листик под ногой шуршит,
Белка шишки с ёлки шелушит.
Слышишь?.. Частый дождик моросит.
Тише... С вами Осень говорит.
А вы, ребята, смогли бы при помощи музыкальных инструментов изобразить звуки Осени?
“Осенняя сказка” (речевая игра с музыкальными инструментами)
(Дети выбирают музыкальные инструменты, вступают в игру в соответствии с текстом по указанию музыкального руководителя.)
Тихо бродит по дорожке Тихо бьют ладошками по барабану. Осень в золотой одежке. Где листочком зашуршит Маракассы. Где дождинкой зазвенит. Колокольчик. Раздается громкий стук: Деревянные палочки, кубики. Это дятел – тук да тук! Дятел делает дупло - Ксилофоны. Белке будет там тепло. Ветерок вдруг налетел “Шуршалки” По деревьям пошумел, Громче завывает, Тремоло бубнов. Тучки собирает. Дождик – динь, дождик – дон! Колокольчики, металлофоны. Капель бойкий перезвон. Все звенит, стучит, поет- Все инструменты. Осень яркая идет!
Осень:
А вот еще подарки для ребят!
Спрячутся в кусточках,
Сядут под листочком,
Свесятся с ветки
Кругленькие детки-
И кислые, и сладкие,
Круглые и гладкие.
На варенье, на компот
Каждая подойдет. {Ягоды)
– А теперь я проверю, знаете ли вы название ягод, которые растут в лесу в саду.
Игра “Назови ягоду” Рисунок 2
(Звучит музыка, дети по кругу передают искусственную ягодку, на ком музыка остановится, тот называет любую ягоду, а остальные дети называют, где она растет, в лесу или в саду)
Осень:
– А ещё для вас друзья,
Урожай я принесла.
Овощей и фруктов – прекрасный урожай. Овощи и фрукты угадай и называй.
Проводится игра “Узнай по вкусу овощи и фрукты”
(Дети пробуют на вкус овощи или фрукты и называют их) Рисунок 3
Осень:
– Все скорее в круг вставайте,
Урожай весь собирай!
Исполняется хоровод “Урожай собирай” Приложение 3
Осень:– Совсем опустела моя корзина.
Воспитатель:
– Не печалься, Осень. Мы тебе сейчас тоже подарок сделаем – наполним твою корзину осенними подарками, сделанные своими руками, а мамы, папы, бабушки, нам помогут.
(Воспитатель предлагает детям и родителям изготовить из листочков, шишек и другого природного материала осенние аппликации или поделки. Дети с родителями рассаживаются за столы, выбирают образцы и начинают работать.) Рисунок 4, 5, 6
По завершению, все работы крепятся на выставке. Рисунок 7, 8
Дети вместе с Осенью анализируют работы. Осень благодарит детей и родителей.
Воспитатель:
– Спасибо, Осень, за подарки,
Что ты ребятам принесла,
Тебя мы в гости долго ждали.
Прекрасна осени пора.
Осень:
Мне жалко с вами расставаться,
Но близится Зимы черёд,
Я к вам опять приду, ребята,
Вы ждите Осень через год.
А за ваши старания, получайте от меня сладкие угощения.