Тип: игра – путешествие (получение новых знаний на основе имеющихся).
Цель: формирование представления о космосе, космическом пространстве, расширение и обобщение знаний детей о космонавтах; знакомство с планетами солнечной системы.
Форма: фронтальное (10-16 лет).
Методы: словесные (рассказ, вопросы), наглядные (иллюстрации, схемы-карты, слайды), практические (подбор материала, изготовление модели космического корабля из подручных средств).
Технологии: поисково-исследовательские, информационно-коммуникативные.
Оборудование, оформление и реквизит: плакаты: “Нам не страшны космические дали”. “Как начнёшь путешествие, так оно и пойдёт”; мультимедийная презентация “Космическое путешествие”; карта звёздного неба, модели: космического корабля, ракет; карточки: с кроссвордами, звёздного пути; листы бумаги для выполнения задания, фломастеры; костюмы для космонавтов: куртка, штаны, шлем, перчатки.
ТСО: медиапроектор.
Предварительная работа:
– чтение книг о космонавтике, по
астрономии;
– конкурс рисунков на космическую тематику;
– выбор названия команд, девиз, приветствия;
– изготовление эмблемы, космического корабля из
подручных средств;
– музыкальный номер.
Звучит музыка Arrival Project “Пространство и время”. Выходит ведущий.
Ведущий: Добрый день, ребята!
Сегодня вы станете участниками удивительного путешествия через межзвёздное пространство. Совершить его можно, имея воображение и фантазию. (Слайд 1)
В умах ученых много лет
Жила мечта заветная.
Взлететь при помощи ракет
В пространство межпланетное.
Представьте себе, что в нашей Галактике существуют сотни планет, населенные разумными существами. От планеты к планете, через просторы Вселенной, летят космические корабли. (Слайд 2)
Всемирный эфир наполнен сообщениями, идущими от одной цивилизации к другой. И вот, однажды жителями планеты, находящейся в центре Галактики, был послан тревожный сигнал – SOS. (Слайд 3)
На этой планете вспыхнула эпидемия редкой и страшной болезни – космического гриппа. Дело в том, что жители этой планеты еще никогда не болели космическим гриппом и не имеют лекарств для лечения. Обитателям планеты грозит медленная и мучительная гибель. Спасти планету может только специальная вакцина. Было решено отправить звездолеты с ближайших планет.
И первыми, на этот сигнал откликнулись жители планеты: “Галактриум”. Итак, встречайте экипаж галактриков. (Слайд 4)
Звучит музыка “Зодиак”. Музыкальный выход команды. Представление команды: название, девиз.
Второй звездолет стартует с планеты: “Эфириус”. Итак, встречайте экипаж эфириустриков.
Музыкальный выход команды. Представление команды: название, девиз.
Уважаемые экипажи, ваш полет – это великая честь, оказанная космическим содружеством. Это так же вопрос престижа. Экипаж, первым достигший цели, продемонстрирует всей Галактике, на какой планете самые быстрые корабли и самые лучшие звездоплаватели.
Направляет и координирует ваш полет – “ответственная за полетами – “Ф.И.О.”
За всеми действиями экипажей будет следить: “Центр управления полетами”. В составе: “Ф.И.О.”
“Разминка”. Вопросы “Что мы знаем о космосе?”.
Сколько планет насчитывает Солнечная система? Какие? Слайд (5)
9 – Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
Ведущий: Вроде бы можно отправляться в полет. Но какая вакцина нужна? Это вы сейчас и должны узнать.
Конкурс I. “Шифровка – Вакцина”. (Слайд 7)
SOS:
Шифр: алфавит в фигурах. ГЕМАТОГЕН
А знаете ли вы? (Слайд 8)
В космосе падать некуда, там нет верха и низа, поэтому в космическом корабле можно ходить по стенам, висеть вверх тормашками, спать на потолке. Все это становится возможным, потому что в корабле невесомость. Как только он разгоняется до первой космической скорости и выходит на орбиту, вокруг Земли, так все, что находится в корабле, различные предметы, научные приборы и люди, теряет “тяжесть”, ничего не весит.
I к.с. – за 1секунду - 8км; II к.с. – за 1 секунду - 11км; III к.с. – за 1 секунду - 16,7км.
Ведущий: Просим “центр управления полётами” сообщить результаты шифровки. Теперь давайте поближе познакомимся с членами экипажей.
Конкурс II. “Знакомство с космонавтами”.
Представление каждого участника команд.
Ведущий: На свете существует много опасных профессий: водолазы, пожарные, моряки. Все они рискуют жизнью, но именно космонавтов, вернувшихся после космической вахты на Землю, чествуют, награждают высокими наградами. Ни один самолет, ни один летательный аппарат не допускается к работе, пока испытатель не проверит его надежность. Давайте поговорим о Героях – космонавтах. Слайд (9)
Нам становится тесно
Под синей небесною чашей,
Из земной колыбели
Мы рвемся в иные миры. (В. Шефир).
Рассказ команд о космонавтах: Юрий Гагарин, Валентина Терешкова, Алексей Леонов, Светлана Савицкая. Слайд (10, 11, 12, 13)
Конкурс III. “Известные и космонавты”. Слайд (14)
Участники записывают, только те номера, под которыми находятся космонавты.
А знаете ли вы? (Слайд 15)
Рост космонавтов во время космического полета увеличивается примерно на 5 см. Их позвоночник несколько удлиняется, так как земное притяжение, сдавливающее их позвонки, в космосе отсутствует.
Ведущий: Космос каждый раз напоминает, как он коварен, как враждебен человеку и насколько тщательно нужно готовиться к встрече с ним. Теперь проверим готовность экипажей.
Конкурс IV. “Подготовка к полету”.
– Экипажам приготовиться!
– Внимание! Считаем! 5; 4; 3; 2; 1. Поехали!!! (Слайд 16)
Загорается вся иллюминация. Звучит музыка “Спейс” или “Зодиак”.
Далекие звезды на небе горят,
Зовут они в гости ребят и девчат.
Собраться в дорогу недолго для нас
И вот мы к полету готовы сейчас!
Каждый участник по очереди надевает костюм “космонавта” (куртка, штаны, перчатки, очки) и, дуя на ракету (поролоновую или бумажную), которая закреплена на леске, переместить ее на другую сторону и обратно.
Ведущий: Просим “центр управления полётами” сообщить о готовности экипажей к полету.
Много трудностей ждет космопутешественников на звездном пути. Внимание, экипажей! По курсу “Загадочное созвездие”. Тайну этого созвездия вам и предстоит сейчас разгадать. Как называется это созвездие?
Конкурс V. “Загадочное созвездие”. (Слайд 17)
Необходимо нарисовать (наклеить) это созвездие на листе бумаги. Сколько звезд?
Древнегреческий Миф.
Правил некогда страной Аркадией царь Лаокон. У него была дочь Каллисто. Она была красивее всех на свете. Рядом с ней померкла даже красота прекраснейшей из богинь Геры. Гера разгневалась на соперницу и задумала превратить прекрасную Каллисто в страшного зверя. Хотел заступиться за беззащитную девушку муж Геры – всемогущий Бог Зевс, но не успел. Смотрит на Землю, а там вместо прекрасной Каллисто бродит, понурив голову, мохнатый короткохвостый зверь. Жалко стало Зевсу Каллисто, схватил он зверя за хвост и потащил на небо. Долго тащил, изо всех сил. Хвост у зверя вытянулся. А на небе превратил Зевс страшного зверя в яркое созвездие. Люди с тех пор любуются им каждую ночь и вспоминают прекрасную Каллисто.
В Древнем Китае созвездие называли “Пе – теу”, что значит кастрюля, ковш.
Созвездие “Большая Медведица” – 7 звезд (4-ковш, 3-ручка).
Слайд (18, 19)
Ведущий: Просим “центр управления полётами” сообщить о “курсе движения наших космических кораблей”
Не постигнуть Вселенную разом,
Не постигнуть и в тысячу лет,
Но опять человеческий разум
Оставляет – пусть ощупью – след! (А.Волобуев)
Запуск ракеты произведен! Полет нормальный! Экипажам приготовиться к монтажу конструкций. Работать придется в невесомости.
Конкурс VI. “Работа в невесомости”.
Капитан надевает костюм: куртка, штаны, перчатки, очки. Лежа на большом мяче, необходимо, закручивая болты и гайки, собрать конструктор (пятигранник, прямую линию).
“Работа в открытом космосе” – тоже самое, только лежа на стульях.
А знаете ли вы? (Слайд 20)
Скафандр, гораздо правильнее называть не одеждой, а отдельной индивидуальной кабиной. Только эта кабина сделана не из металла, а из мягкого, прочного и надежного материала, сшитая по росту. В скафандре температура, как в комнате и дышится легко.
Ведущий: Всё внимание на наш “центр управления”, просим оценить работу экипажей в невесомости.
Во Вселенной нет столовых
И буфетов тоже нет.
Так что нужно быть готовым
Захватить с собой обед!
Вся пища в космосе упаковывается в тубы, пакеты. Тарелки космонавтам не нужны, потому что и суп, и каша убежали бы с тарелки, ведь в космосе они тоже ничего не весят. Поэтому и первые блюда, и вторые – различные супы, каши, пудинги, пюре – приходится выдавливать из туб прямо в рот.
Конкурс VII. “ Обед космонавта”. (Слайд 21)
Еда запаяна в тубы, пакеты (тюбик с пюре). Еду выдавливаем из тюбика или пакета прямо в рот. Компот налит в бутылочках с соской.
Ведущий: Полет проходит успешно, и вы благополучно добрались до центра Галактики. Осталось совершить посадку на планету и оказать помощь. Вам как раз и понадобятся ваши летательные аппараты.
Конкурс VIII. “Звездолеты”. Слайд (22)
Домашнее задание.
А знаете ли вы? (Слайд23)
Нашу Землю можно назвать большим магнитом, который притягивает к себе все предметы: людей, животных, дома, камни. Поэтому мы не можем высоко прыгнуть, бросаем камень вверх, а он быстро возвращается назад. А вот, на Луне притяжение меньше и космонавты там весят, как пятилетние дети.
Конкурс IX. “Исследование планеты”.
Участники передвигаются на двух больших мячах, работая в паре. Один участник лежит на мячах, перебирая руками по полу, другой – перекладывает мяч вперед. В обратную сторону меняются местами.
Музыкальная пауза.
Ведущий: Космос уже сейчас верно служит людям. Но ученые мечтают о большем! В космосе будут изготавливать лекарства, которые невозможно получить на Земле. Металлурги собираются плавить в космосе металл. Космонавты по их просьбе проводили пробные плавки, и оказалось, что из “космической печи” металл выходит во много раз лучше, прочнее, чище, чем из “земной”. В условиях невесомости быстрее растут растения.
На исследуемой планете нет совсем растительности. Будем производить озеленение.
Конкурс X. “Озеленение планеты”. Слайд (24)
Одеть “скафандр” и “выйти в открытый космос” (пролезть через обруч). К воздушному шарику приклеить цветок.
Ведущий: Грузы на орбиту доставляют грузовые корабли. “Грузовик” привозит с Земли в космический дом: почту, воду, продукты, приборы. Обратным рейсом забирает все ненужные вещи: пустые банки из-под горючего, приборы и разный мусор.
Конкурс XI. “Грузовой отсек”.
Сначала участники передают с конца зала на свой корабль разные предметы. Затем с корабля – разный мусор.
А знаете ли вы? Слайд (25)
Космонавты живут на орбитальной станции много месяцев. Где же они купаются? В их космическом доме есть душ, но душ необыкновенный. В кабину из прозрачной пленки человек вплывает и закрывает за собой “дверь” – застежку – молнию. Ноги он закрепляет в особых держателях на полу кабины и включает душевую установку. Работает она примерно как поливальная машина: вода через распылитель с силой выталкивается из кран и проливным дождем обрушивается на космонавта. После “бани” установка, словно пылесос, собирает все до единой капельки внутри кабины.
Конкурс XII. Викторина “Что ты знаешь о планетах?”. (Слайд 26)
Приложение №2
Каждая планета обозначает свой цвет:
Меркурий – коричневый; Венера – оранжевый; Земля – зеленый; Марс – красный; Юпитер – серый; Сатурн – синий; Уран, Нептун – черный; Плутон – белый; Луна – желтый.
Ведущий задает вопросы. Участники поднимают карточку того цвета, который соответствует данной планете.
Ведущий: Нашим путешественникам необходимо вернуться домой, но их корабли благополучно доберутся до нашей планеты, если будут держать правильный курс полета.
Конкурс XIII. “Звездный путь”. (Слайд 27)
По карте проложить путь от корабля к планете. Курс держать только на звезды с одинаковым количеством лучей. Прокладывать путь по ломаным линиям, только не по диагоналям. (Схема – карта).
Ведущий: Уважаемые члены “центра управления полётами”, просим сообщить нам о результатах выполнения задания командами.
Игра со зрителями “Созвездия”. Слайд (28)
Кассиопея – 5 звезд; Лира – 4 звезды; Лебедь – 8 звезд.
Ведущий: Вакцина доставлена! Планета спасена! В знак благодарности жители планеты (“Галатеи”) устроили “Космобал”. И мы с вами, уважаемые зрители, удостоены чести быть свидетелями удивительного “Парада звезд”.
Музыкальная пауза. Слайд (29)
Прекрасен этот звездный мир, я знаю,
Но вот уже земной встречаю я рассвет
Земля, Земля, планета голубая,
Ты лучше всех, прекрасней всех планет!
Ведущий: Поздравляю всех с окончанием полета! До новых путешествий!
Слайд (30)
Кто не мечтал стать в детстве космонавтом,
Кого не привлекала бездна звезд,
Кому хоть раз, но не было досадно –
Не принимают, мол, его всерьез?
Ведь он почти готов к полетам дальним,
Хоть до Луны, хоть до далеких звезд,
Но – тщетны, к сожаленью, ожиданья,
Никто его в ракету не берет!
А там вон снова – полетит ракета,
И будет звезды в небе открывать,
А на Земле не перестанут дети
Мечтать о звездах, космосе мечтать!
И в День полетов дальних междузвездных,
В День космонавтики хотим сказать,
Что в будущем готовятся серьезно
Детишки на Земле на смену вашу встать! Н.М.Михайлова.
Список используемой литературы.
- “Детская энциклопедия”, 1994г., изд. “Росмэн”.
- “Почемучка”, 1993г., изд. “Педагогика – Пресс”.
- http://images.ru
- http://kosmos-x.net.ru
- http://allkosmos.ru
Приложение №1
Вопросы о космосе.
1. Все звезды перемещаются по ночному
небу, кроме одной. Как называется эта звезда?
Полярная, указывает Север.
2. Какая из планет Солнечной системы является
самой яркой на ночном небе? Ее видно даже днем. Венера.
3. Какая планета Солнечной системы самая большая? Юпитер
(в 13 раз больше Земли по размеру и по весу).
4. Какую планету называют красной? Марс
(песчано-каменистая поверхность имеет
красноватый цвет).
5. Как называется самая яркая звезда, ближайшая к
Земле? Солнце.
6. Кто является космонавтом №1, который первым
побывал в космосе? В каком году?
7. Почему все падает на Землю?
Сила тяжести.
Юрий Гагарин, 2 апреля 1961г., корабль “Восток”, длительность– 108минут.
8. Как называется наука о космических телах?
Астрономия (“астр” – звезда).
Приложение №2
- Это огромный твердый шар, вращающийся в космическом пространстве. Вероятно, единственная планета, на которой есть вода. Земля.
- Эту планету называют красной, так как она состоит из красного камня.Марс.
- Вокруг этой планеты имеются огромные кольца из кусков камня и льда. Эта планета состоит из газов и жидкостей и имеет твердую поверхность. Сатурн.
- Эта планета такая яркая, что её часто принимают за НЛО. Её видно даже днём.Венера.
- Самая близкая планета к Солнцу. Она немного больше нашей Луны.Меркурий.
- Эта планета была обнаружена последней. Её впервые заметили в 1930 году. Последняя планета в Солнечной системе. Плутон.
- Эти планеты состоят из газов. Они так далеки от Солнца, что на них темно и холодно. Они находятся в Солнечной системе 8 и 9 по счету. За Сатурном.Уран, Нептун.
- Эта планета состоит из газов и жидкостей, и имеет твердую поверхность. Она самая большая в Солнечной системе – в 13 раз по весу и по размеру больше Земли. Юпитер.
- Это твердый шар, который крутится вокруг какой-либо планеты. У нашей планеты Земля он один, а у Сатурна их 10. Этот шар, не излучает ни какого собственного света. Мы видим его только потому, что он отражает свет Солнца. Луна.