Пояснительная записка.
Урок проводится учителем с целью выяснить природу силы трения и причины ее возникновения. Учителю помогает один ученик. Во время урока учащиеся отвечают на все проблемные вопросы, которые ставит перед ними учитель. Класс на протяжении урока работает фронтально, проводятся экспериментальные занятия. В течение урока рассматриваются фрагменты фильмов, учащиеся дают объяснение увиденному. Перед каждым увиденным фрагментом учителем ставится цель.
Тип урока: комбинированный – исследование с использованием зрительной наглядности.
Цель урока:
- выяснить, какую роль играет сила трения в нашей жизни;
- какова природа силы трения;
- убедиться в факте пользы и вреда силы трения.
Задачи урока:
1. Образовательные:
- ввести понятие силы трения;
- совершенствовать общие умения познавательной деятельности;
- побудить учащихся на уроке к активной и продуктивной умственной деятельности по классификации и систематизации знаний;
- умение правильно ставить вопросы и находить на них ответы.
2. Развивающие:
- расширить кругозор учащихся;
- мобилизировать учащихся на рефлексию своего поведения, усвоения принципов самореализации и сотрудничества;
- развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы по увиденному.
3. Воспитательные:
- формировать убежденность в познавательности сущности сложных физических явлений методом наглядности;
- формировать навыки делового общения при изучении новой темы, навыки взаимного сотрудничества;
- сформировать у учащихся целостное научно обоснованное представление по данной теме.
Форма урока: фронтальная беседа с использованием фрагментов из фильмов.
Подготовительный этап: в процессе подготовки к уроку учитель готовит компьютерную презентацию по данной теме.
Оборудование и материалы к уроку:
- мультимедиапроектор, экран;
- компьютерный проект по теме;
- деревянный брусок, трибометр, динамометр, набор тел по механике;
- фрагменты из кинофильмов;
- компьютерные слайды с заданием и готовым опорным конспектом «Сила трения».
Демонстрации:
- Сила трения покоя, скольжение, вязкое трение.
- Сравнение силы трения скольжения и качения.
- Зависимость силы трения от веса тела.
План урока.
Название этапа | Форма работы | Время | |
1 | Организационный этап. | Подготовка учащихся к работе на уроке. | 1 |
2 | Актуализация знаний учащихся, проверка домашнего задания. | Фронтальный опрос. | 5 |
3 | Мотивация. | Создание проблемной ситуации. | 16 |
4 | Усвоение новых знаний. | Проблемный метод, фрагменты из кинофильмов. | 9 |
5 | Закрепление новых знаний и умений. | Применение знаний в проведении экспериментальных заданий. | 6 |
6 | Обобщение и систематизация знаний. | Фронтальная форма. Опорный конспект. | 4 |
7 | Рефлексия. | Открытость учащегося в осмыслении своих действий и самооценки. | 3 |
8 | Формулировка домашнего задания. | Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | 1 |
Ход урока
1. Организационный этап.
Взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.
2. Актуализация знаний учащихся (проверка домашнего задания).
Учитель: Какие силы действуют на тело, лежащее на столе?
Ученик: Сила тяжести. Вес тела. Сила упругости.
Учитель: Со стороны какого тела действует сила тяжести?
Ученик: Со стороны Земли.
Учитель: Куда направлена сила тяжести? Дайте определение силы тяжести.
Ученик: Эта сила направлена вертикально вниз и приложена к центру тела.
Сила тяжести – это сила, с которой Земля притягивает к себе все тела.
Учитель: Как действует сила упругости и куда она направлена?
Ученик: Сила упругости возникает из-за деформации опоры. Действует эта сила со стороны опоры на тело и направлена вертикально вверх.
Учитель: Что понимают под весом тела?
Ученик: Под весом тела понимают силу, с которой тело давит на опору, либо натягивает подвес, вследствие земного притяжения.
3. Мотивация.
Учитель: Сегодня предлагаю Вам посмотреть отдельные фрагменты из фильмов, провести исследование, активно работать и отвечать на вопросы.
Учитель: Почему трудно тащить санки по дорожке, посыпанной песком и легко по снегу?
Ученик: Движению препятствует трение. Трение между санками и дорожкой больше, чем между санками и снегом.
Учитель: Почему человек не может удержаться на ногах? (Фрагмент из киножурнала «Ералаш».)
Ученик: Скорее всего, на дворе гололёд и сила трения между подошвами человека и льдом очень маленькая.
Учитель: Трение помогает девушке спускаться по канату или мешает движению? (Фрагмент из х/ф «Кавказская пленница».)
Ученик: Помогает. Если бы не трение, то девушка не смогла бы удержаться за канат и упала.
Учитель: Почему спортсмены перед тем, как выполнять упражнения на брусьях посыпают руки тальком? (Фрагмент из х/ф «Бунтарка».)
Ученик: Для того, чтобы увеличить трение. Таким образом руки не скользят по снаряду.
Учитель: Что такое трение?
Ученик: При соприкосновении одного тела с другим возникает взаимодействие, которое препятствует их относительному движению.
Учитель: Как называется сила, характеризующая взаимодействие, которое возникает при соприкосновении тел?
Ученик: Силу, характеризующую взаимодействие соприкасающихся тел, называют силой трения.
Учитель: В чём заключаются причины трения?
Ученик: Одна из причин возникновения трения является шероховатость поверхностей соприкасающихся тел, а другая- взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел.
Учитель: Как можно уменьшить силу трения?
Ученик: Силу трения можно уменьшить, если ввести между трущимися поверхностями смазку.
Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока и определяют основные задачи урока:
- выяснить физическую природу силы трения;
- выяснить причины её возникновения;
- какие способы существуют для уменьшения и увеличения силы трения;
- выяснить, какие виды силы трения существуют;
- каковы проявления силы трения в природе и применение их на практике.
Учащиеся совместно с учителем составляют опорный конспект.
5. Экспериментальные задания.
Учитель: Для исследования силы трения вам предстоит:
- выполнить экспериментальные задания;
- ответить на вопросы;
- выводы записать в тетрадь.
а) Прижмите свою руку к лежащей на столе книге и передвиньте её. С помощью чего вы заставили книгу двигаться?
Ученик: С помощью силы трения покоя книги о руку.
Учитель: б) Положим брусок на наклонную плоскость. При небольшом угле наклона плоскости брусок остаётся на месте. Почему?
Ученик: Брусок удерживается от соскальзывания за счёт силы трения, именно сила трения препятствует началу движения.
Учитель: в) С помощью динамометра потяните брусок. Сила трения покоя превращается в силу трения скольжения, направленную в сторону противоположную движению. От чего зависит сила трения?
Ученик:
- От неровностей соприкасающихся поверхностей.
- От рода материала, из которого изготовлены тела.
Учитель: г) Переместите 2 стеклянные пластинки друг относительно друг друга. Почему между гладкими поверхностями, не имеющими шероховатостей, возникает большая сила трения?
Ученик: Между молекулами соприкасающихся тел возникают силы взаимного притяжения, которые являются причиной трения.
Учитель: д) Нагружая брусок одним, двумя и тремя грузами, измерьте в этом случае силу трения скольжения и сравните силы трения скольжения и веса тела (на столах учащихся брусок, груз, динамометр, трибометр и бланки с таблицами).
№ | Вес бруска, Р (Н) | Сила трения скольжения Fmp (H) |
1 | ||
2 | ||
3 |
Учащиеся после проведения опыта приходят к выводу: Сила трения скольжения тел больше, чем больше вес тела.
Учитель: Обратите внимание на фрагмент фильма. (Фрагмент х/ф «Полосатый рейс».)
Бочку катят по земле, а если бочку тащить по земле?
Какая сила меньше – сила трения скольжения или качения при одинаковой тяжести груза?
Ученик: Бочку перекатывать легче, чем просто тянуть по земле, поэтому сила трения качения меньше силы трения скольжения.
Учитель: Именно поэтому люди еще в древности применяли катки для перетаскивания больших грузов, а позднее стали широко использовать колесо. При движении колес автомобилем, вагона, велосипеда появляется сила трения качения.
Учитель: Внимание на экран, смотрим фрагмент. (Фрагмент х/ф «Шумный удар».)
Как вы считаете, почему гоночным автомобилям придают такую своеобразную форму ?
Ученик: Обтекаемую форму придают, чтобы уменьшить сопротивление воздушных потоков.
Сила трения (сопротивления) зависит от скорости движения тела и формы тела.
6. Обобщение и систематизация знаний.
Учитель: Ответьте на вопросы:
- Что называется сила трения и куда она направлена?
- Какова природа силы трения?
- Какие вы знаете силы трения?
- Каким прибором можно измерить силу трения.
7. Рефлексия.
Закончите предложения и оцените каждое предложение по 5-ти бальной системе.
- Новое, о чем я узнал на уроке ...
- Чему я научился на уроке ...
- Знания, которые я получил на уроке, могу применить ...
- Фрагменты из фильмов я считаю ...
8. Домашнее задание.
Параграф 30-31, вопросы к параграфу, выучить опорный конспект. Для тех, кому интересна тема сегодняшнего урока, предлагаю расширить свои познания и выполнить по желанию творческие задания:
- Литературное исследование: «Сила трения» в пословицах, поговорках, загадках.
- Сообщение на тему: «Примеры пользы и вреда силы трения».
- Примеры проявления силы трения в быту, в технике, в природе (можно подобрать фрагменты из фильмов).
- Заполнить таблицу:
Вредное действие силы трения | Полезное действие силы трения |
Заключительное слово учителя: Ребята, вы сегодня ознакомились с ещё одной силой, силой трения, которая играет немаловажную роль в нашей повседневной жизни, в технике, природе. Определили причины её возникновения и виды трения. Надеюсь на следующем уроке услышать много интересных сообщений о силе трения.
О силе трения.
Существует на свете сила трения,
Она имеет большое значение!
Есть три вида трения:
Скольжения, покоя, качения.
Все по себе очень важны
И в этом мире, конечно, нужны.
В. Саятин
Используемая литература:
- Перышкин А.В. Физика, 7 класс, учебник. Москва, Дрофа, 2005г.
- Поурочные разработка по физике. В.А. Волков, С.Е. Полняский. Москва, «Вако», 2005г.
- Нестандартные задачи по физике. А.И.Семке. Ярославль, «Академия развития», 2007г.
- Гуревич А.Е. Физика 9 класс учебник. Москва, Дрофа, 2005г.
Используемые художественные фильмы:
- Полосатый рейс.
- Иллюзионист.
- Кавказская пленница.
- Бунтарка.
- Шумный удар.
- Киножурнал «Ералаш № 29». «Вовка – добрая душа».