Методическая разработка урока по теме "Сила трения". 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Пояснительная записка.

Урок проводится учителем с целью выяснить природу силы трения и причины ее возникновения. Учителю помогает один ученик. Во время урока учащиеся отвечают на все проблемные вопросы, которые ставит перед ними учитель. Класс на протяжении урока работает фронтально, проводятся экспериментальные занятия. В течение урока рассматриваются фрагменты фильмов, учащиеся дают объяснение увиденному. Перед каждым увиденным фрагментом учителем ставится цель.

Тип урока: комбинированный – исследование с использованием зрительной наглядности.

Цель урока:

  • выяснить, какую роль играет сила трения в нашей жизни;
  • какова природа силы трения;
  • убедиться в факте пользы и вреда силы трения.

Задачи урока:

1. Образовательные:

  • ввести понятие силы трения;
  • совершенствовать общие умения познавательной деятельности;
  • побудить учащихся на уроке к активной и продуктивной умственной деятельности по классификации и систематизации знаний;
  • умение правильно ставить вопросы и находить на них ответы.

2. Развивающие:

  • расширить кругозор учащихся;
  • мобилизировать учащихся на рефлексию своего поведения, усвоения принципов самореализации и сотрудничества;
  • развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы по увиденному.

3. Воспитательные:

  • формировать убежденность в познавательности сущности сложных физических явлений методом наглядности;
  • формировать навыки делового общения при изучении новой темы, навыки взаимного сотрудничества;
  • сформировать у учащихся целостное научно обоснованное представление по данной теме.

Форма урока: фронтальная беседа с использованием фрагментов из фильмов.

Подготовительный этап: в процессе подготовки к уроку учитель готовит компьютерную презентацию по данной теме.

Оборудование и материалы к уроку:

  • мультимедиапроектор, экран;
  • компьютерный проект по теме;
  • деревянный брусок, трибометр, динамометр, набор тел по механике;
  • фрагменты из кинофильмов;
  • компьютерные слайды с заданием и готовым опорным конспектом «Сила трения».

Демонстрации:

  1. Сила трения покоя, скольжение, вязкое трение.
  2. Сравнение силы трения скольжения и качения.
  3. Зависимость силы трения от веса тела.

План урока.

Название этапа Форма работы Время
1 Организационный этап. Подготовка учащихся к работе на уроке. 1
2 Актуализация знаний учащихся, проверка домашнего задания. Фронтальный опрос. 5
3 Мотивация. Создание проблемной ситуации. 16
4 Усвоение новых знаний. Проблемный метод, фрагменты из кинофильмов. 9
5 Закрепление новых знаний и умений. Применение знаний в проведении экспериментальных заданий. 6
6 Обобщение и систематизация знаний. Фронтальная форма. Опорный конспект. 4
7 Рефлексия. Открытость учащегося в осмыслении своих действий и самооценки. 3
8 Формулировка домашнего задания. Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. 1

Приложение

Ход урока

1. Организационный этап.

Взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.

2. Актуализация знаний учащихся (проверка домашнего задания).

Учитель: Какие силы действуют на тело, лежащее на столе?

Ученик: Сила тяжести. Вес тела. Сила упругости.

Учитель: Со стороны какого тела действует сила тяжести?

Ученик: Со стороны Земли.

Учитель: Куда направлена сила тяжести? Дайте определение силы тяжести.

Ученик: Эта сила направлена вертикально вниз и приложена к центру тела.

Сила тяжести – это сила, с которой Земля притягивает к себе все тела.

Учитель: Как действует сила упругости и куда она направлена?

Ученик: Сила упругости возникает из-за деформации опоры. Действует эта сила со стороны опоры на тело и направлена вертикально вверх.

Учитель: Что понимают под весом тела?

Ученик: Под весом тела понимают силу, с которой тело давит на опору, либо натягивает подвес, вследствие земного притяжения.

3. Мотивация.

Учитель: Сегодня предлагаю Вам посмотреть отдельные фрагменты из фильмов, провести исследование, активно работать и отвечать на вопросы.

Учитель: Почему трудно тащить санки по дорожке, посыпанной песком и легко по снегу?

Ученик: Движению препятствует трение. Трение между санками и дорожкой больше, чем между санками и снегом.

Учитель: Почему человек не может удержаться на ногах? (Фрагмент из киножурнала «Ералаш».)

Ученик: Скорее всего, на дворе гололёд и сила трения между подошвами человека и льдом очень маленькая.

Учитель: Трение помогает девушке спускаться по канату или мешает движению? (Фрагмент из х/ф «Кавказская пленница».)

Ученик: Помогает. Если бы не трение, то девушка не смогла бы удержаться за канат и упала.

Учитель: Почему спортсмены перед тем, как выполнять упражнения на брусьях посыпают руки тальком? (Фрагмент из х/ф «Бунтарка».)

Ученик: Для того, чтобы увеличить трение. Таким образом руки не скользят по снаряду.

Учитель: Что такое трение?

Ученик: При соприкосновении одного тела с другим возникает взаимодействие, которое препятствует их относительному движению.

Учитель: Как называется сила, характеризующая взаимодействие, которое возникает при соприкосновении тел?

Ученик: Силу, характеризующую взаимодействие соприкасающихся тел, называют силой трения.

Учитель: В чём заключаются причины трения?

Ученик: Одна из причин возникновения трения является шероховатость поверхностей соприкасающихся тел, а другая- взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел.

Учитель: Как можно уменьшить силу трения?

Ученик: Силу трения можно уменьшить, если ввести между трущимися поверхностями смазку.

Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока и определяют основные задачи урока:

  • выяснить физическую природу силы трения;
  • выяснить причины её возникновения;
  • какие способы существуют для уменьшения и увеличения силы трения;
  • выяснить, какие виды силы трения существуют;
  • каковы проявления силы трения в природе и применение их на практике.

Учащиеся совместно с учителем составляют опорный конспект.

5. Экспериментальные задания.

Учитель: Для исследования силы трения вам предстоит:

  • выполнить экспериментальные задания;
  • ответить на вопросы;
  • выводы записать в тетрадь.

а) Прижмите свою руку к лежащей на столе книге и передвиньте её. С помощью чего вы заставили книгу двигаться?

Ученик: С помощью силы трения покоя книги о руку.

Учитель: б) Положим брусок на наклонную плоскость. При небольшом угле наклона плоскости брусок остаётся на месте. Почему?

Ученик: Брусок удерживается от соскальзывания за счёт силы трения, именно сила трения препятствует началу движения.

Учитель: в) С помощью динамометра потяните брусок. Сила трения покоя превращается в силу трения скольжения, направленную в сторону противоположную движению. От чего зависит сила трения?

Ученик:

  1. От неровностей соприкасающихся поверхностей.
  2. От рода материала, из которого изготовлены тела.

Учитель: г) Переместите 2 стеклянные пластинки друг относительно друг друга. Почему между гладкими поверхностями, не имеющими шероховатостей, возникает большая сила трения?

Ученик: Между молекулами соприкасающихся тел возникают силы взаимного притяжения, которые являются причиной трения.

Учитель: д) Нагружая брусок одним, двумя и тремя грузами, измерьте в этом случае силу трения скольжения и сравните силы трения скольжения и веса тела (на столах учащихся брусок, груз, динамометр, трибометр и бланки с таблицами).

Вес бруска, Р (Н) Сила трения скольжения Fmp (H)
1    
2    
3    

Учащиеся после проведения опыта приходят к выводу: Сила трения скольжения тел больше, чем больше вес тела.

Учитель: Обратите внимание на фрагмент фильма. (Фрагмент х/ф «Полосатый рейс».)

Бочку катят по земле, а если бочку тащить по земле?

Какая сила меньше – сила трения скольжения или качения при одинаковой тяжести груза?

Ученик: Бочку перекатывать легче, чем просто тянуть по земле, поэтому сила трения качения меньше силы трения скольжения.

Учитель: Именно поэтому люди еще в древности применяли катки для перетаскивания больших грузов, а позднее стали широко использовать колесо. При движении колес автомобилем, вагона, велосипеда появляется сила трения качения.

Учитель: Внимание на экран, смотрим фрагмент. (Фрагмент х/ф «Шумный удар».)

Как вы считаете, почему гоночным автомобилям придают такую своеобразную форму ?

Ученик: Обтекаемую форму придают, чтобы уменьшить сопротивление воздушных потоков.

Сила трения (сопротивления) зависит от скорости движения тела и формы тела.

6. Обобщение и систематизация знаний.

Учитель: Ответьте на вопросы:

  1. Что называется сила трения и куда она направлена?
  2. Какова природа силы трения?
  3. Какие вы знаете силы трения?
  4. Каким прибором можно измерить силу трения.

7. Рефлексия.

Закончите предложения и оцените каждое предложение по 5-ти бальной системе.

  • Новое, о чем я узнал на уроке ...
  • Чему я научился на уроке ...
  • Знания, которые я получил на уроке, могу применить ...
  • Фрагменты из фильмов я считаю ...

8. Домашнее задание.

Параграф 30-31, вопросы к параграфу, выучить опорный конспект. Для тех, кому интересна тема сегодняшнего урока, предлагаю расширить свои познания и выполнить по желанию творческие задания:

  1. Литературное исследование: «Сила трения» в пословицах, поговорках, загадках.
  2. Сообщение на тему: «Примеры пользы и вреда силы трения».
  3. Примеры проявления силы трения в быту, в технике, в природе (можно подобрать фрагменты из фильмов).
  4. Заполнить таблицу:
Вредное действие силы трения Полезное действие силы трения

Заключительное слово учителя: Ребята, вы сегодня ознакомились с ещё одной силой, силой трения, которая играет немаловажную роль в нашей повседневной жизни, в технике, природе. Определили причины её возникновения и виды трения. Надеюсь на следующем уроке услышать много интересных сообщений о силе трения.

О силе трения.

Существует на свете сила трения,
Она имеет большое значение!
Есть три вида трения:
Скольжения, покоя, качения.
Все по себе очень важны
И в этом мире, конечно, нужны.

В. Саятин

Используемая литература:

  1. Перышкин А.В. Физика, 7 класс, учебник. Москва, Дрофа, 2005г.
  2. Поурочные разработка по физике. В.А. Волков, С.Е. Полняский. Москва, «Вако», 2005г.
  3. Нестандартные задачи по физике. А.И.Семке. Ярославль, «Академия развития», 2007г.
  4. Гуревич А.Е. Физика 9 класс учебник. Москва, Дрофа, 2005г.

Используемые художественные фильмы:

  1. Полосатый рейс.
  2. Иллюзионист.
  3. Кавказская пленница.
  4. Бунтарка.
  5. Шумный удар.
  6. Киножурнал «Ералаш № 29». «Вовка – добрая душа».