Цель: совершенствование полученных знаний, их расширение и развитие по разделу “Общие черты и особенности природы материков южного полушария.
Задачи:
1. Углубить, расширить, систематизировать
знания по географии материков и океанов;
2. Совершенствовать умение творчески
использовать полученные знания;
3. Продолжить работу по формированию навыков
сотрудничества в коллективе.
Оборудование: Физическая карта мира, атласы, слайды на интерактивной доске, флажки на магнитиках.
Форма работы учащихся: групповая (команды).
Этапы урока1. Организационный момент:
Приветствие класса, деление класса на 3 команды (можно выбрать названия команд, а также капитанов). Сообщение об условиях игры. Каждый этап игры будет оцениваться максимально в 5 баллов или “1 глобус”, за неполный ответ команда получает от 1 до 4 баллов. Выигрывает та команда, которая в конце игры наберет наибольшее число “глобусов”, т.е. первой достигнет конечного пункта путешествия. (Помогает в подведении итогов жюри, в состав которого могут входить учащиеся старших классов, учителя предметники).
2. Ход игры:
Ребята, мы изучили особенности природы, хозяйственной деятельности населения материков южного полушария. Сегодня мы постараемся систематизировать, углубить полученные знания, будем учиться применять их на практике. Теперь вы будите называться не учениками, а путешественниками, на столах у каждой команды лежат карточки с фамилиями всех членов команды, в них вы сами будете оценивать вклад каждого путешественника в исследование материка.
И так мы отправляемся в путешествие, но совершить его невозможно, не имея карты.
Команды получают конверты ,в которых лежат пазлы с изображением Африки, Южной Америки и Австралии, собрав их путешественники узнают на какой материк они отправятся в путешествие.
Задание № 1. Чтобы не перепутать материки, как это случилось с героями Жюль Верна, в произведении “Дети капитана Гранта”, вы должны продемонстрировать знания о материке, по которому собираетесь путешествовать.
Вспомните особенности природы этих материков и подумайте, какие вещи, предметы пригодятся в путешествии по вашему материку, исходя из его особенностей. Вы должны будете назвать особенности материка и объяснить, почему выбрали именно эти предметы (время для подготовки 5 минут)
.Задание № 2. Из карточек, лежащих у вас на столах, выберите те географические объекты, страны, животных, растения, которые встречаются на ваших материках, назовите эндемиков данных материков.
Содержание карточек у всех команд одинаковое, в них перечислены следующие объекты: г.Атлас, Дарлинг, Эфиопское нагорье, Амазонка, Конго, Большой водораздельный хребет, Танганьика, жираф, гевея, утконос, лев, лама, коала, слон, колибри, ехидна, баобаб, Колумбия, Большая пустыня Виктория, зебра, броненосец, собака Динго, Алжир, капибара, оз. Эйр, нутрия, эвкалипт, лама, лирохвост, ягуар,
Задание № 3. Ребята, представьте себе, что, вы плывете по самой крупной реке вашего материка, составьте эссе, в котором описывалась бы природа, которую вы увидели во время путешествия.
Задание № 4. Команды по очереди отвечают на вопросы, в течении 1 минуты, если они не знают ответ на вопрос, то говорят “дальше”. Каждой команде будет предложено 12 вопросов.
Вопросы 1-й команде:
- Самый влажный материк на Земле?
- Сама длинная река в мире?
- Материк, занимающий 2 место по площади после Евразии?
- Сильнейший ветер, дующий в пустыне Сахара?
- Самая полноводная река Земного шара?
- В каких горах находится озеро Титикака?
- Самая высокая точка над уровнем моря Южной Америки?
- Где обитает самое крупное животное суши?
- Озеро, которое меняет свою площадь в зависимости от сезона года?
- Какие природные зоны пересекают Австралию?
- Местные жители называют этот водопад “гремящий дым”
- На природу материка Южная Америка сильное влияние оказывает …….. океан?
Вопросы 2-й команде:
- Самый засушливый материк на Земле?
- Почему Америку так назвали?
- Что такое льянос?
- Назовите имя ученного, который внес большой вклад в изучение Африки?
- Самый маленький материк на Земле?
- На каком материке нет хищный животных?
- Самое высокогорное озеро в мире?
- Самая высокая точка над уровнем моря Африки?
- Самый крупный грызун на Земле?
- Самая большая речная система Австралии?
- Самый высокий водопад мира?
- К Андийским странам относятся?
Вопросы 3-й команде:
- Материк, где к югу и к северу повторяются климатические пояса?
- Единственный материк, где нет действующих вулканов?
- Самое большое высокогорное озеро мира?
- Самая полноводная река земного шара?
- Пустыня Сахара расположена на материке..?
- Пространство в Южной Америке, лишенное древесной растительности?
- Самая высокая точка над уровнем моря Австралии?
- В пустынных зонах Африки много высохших русел рек, которые называются..?
- Какая река дважды пересекает экватор?
- Какие государства расположены на материке Австралия?
- В Австралии густые заросли колючей акации и низких эвкалиптов называются..?
- Ведущая страна Южной Африки?
Задание: № 5. Путешественники, побывавшие до вас на этих удивительных материках, написали книги, в которых рассказали нам обо всем необычном, интересном, что им довелось увидеть. Вы сейчас увидите фрагменты, по ним вам надо определить, на каких материках встречаются данные животные, растения, природные явления и т.д. Кто догадается первым, берет флажок и прикрепляет его на материк, о котором, по вашему мнению, идет речь.
- Представьте себе материк, где деревья ежегодно теряют не листья, а кору, где четвероногие имеют клювы, где лисы порхают с дерева на дерево, где птицы поражают разнообразием своего пения.(Австралия– утконос) Приложение 1;
- Здесь находится самая сухая и жаркая область южного полушария, днем температура поднимается до +40*, а ночью резко опускается до +10-15*, часто дуют песчаные бури (Африка – Сахара) Приложение 2;
- Виды этого дерева разнообразны, высотой от кустарников до10 метров и более. Корни глубоко уходят в землю и выкачивают из нее влагу. Листья у них расположены ребром к Солнцу, поэтому леса светлые. Выделяют большое количество эфирных масел, используемых для приготовления лекарств.(Австралия– эвкалипт) Приложение 3;
- Короткий ствол поднимается над землей лишь на 50 сантиметров, От его вершины отходят два кожистых плотных листа, достигающих в длину 3 метра. Листья растут непрерывно, отмирая на концах. Влагу получает из атмосферы, во время тумана.(Африка– вельвичия) Приложение 4;
- Данная природная зона занимает 40% территории материка. Выражены 2 сезона года, сезон засухи и сезон дождей, многочисленные животные мигрируют то на юг, то на север, в зависимости от сезона года.(Африка – саванны) Приложение 5;
- Животный мир этих гор богат эндемиками, А самую большую и тяжелую птицу(вес ее 9-12 кг, длина крыльев которой 3 метра) называют символом этих гор.(Анды– кондор) Приложение 6.
Задание № 6. Наше путешествие подходит к концу. Вы преодолели большую часть пути, познакомились с достопримечательностями материков, поэтому последнее задание вы выполните легко.
Из перечня терминов исключите тот, который является лишним, объясните свой выбор?
- Нил, Конго, Амазонка;
- Танганьика, Виктория, Эйр;
- Австралия, Африка, Северная Америка;
- Красное, Карибское ,Средиземное;
- Индейцы, пигмеи, бушмены;
- Жираф, лама, нутрия;
- Слон, бегемот, кенгуру;
- Ехидна, капибара, утконос;
- Баобаб, финиковая пальма, скреб;
- Анды, горы Атлас, Драконовы горы;
- Сахара, Калахари, Большая пустыня Виктория;
- Страус Эму, лирохвост, леопард.
3. Подведение итогов: Слово жюри.
Наше путешествие подошло к концу. Вы показали достойные знания и хорошие умения ориентироваться в незнакомой местности. Сейчас каждая команда продемонстрирует, сколько глобусов получила, а также посоветуйтесь и поставьте баллы в карточках напротив фамилии каждого участника команды, в зависимости от его участия в игре.