Конспект фронтального коррекционно-развивающего занятия. Тема: "Ударение в слове". 2-й класс

Разделы: Логопедия

Класс: 2


Цель урока: сформировать у учащихся представления о словесном ударении и его роли в русском языке.

Задачи: ознакомить детей с основными свойствами словесного ударения – разноместностью и подвижностью, формировать у логопатов умение находить и выделять в слове ударный слог; развивать и уточнять пространственные представления, зрительное и слуховое внимание; воспитывать любовь к природе, окружающему миру.

Оборудование: “листья” со схемами слов; индивидуальные картонные схемы дву– и трёхсложных слов, посередине которых на толстой нитке движется бусинка, выступающая в роли знака ударения; картинки: ёж, гуси, леший; корзинка с “грибами” – закладками.

План занятия

  1. Организационный момент.
  2. Развитие пространственных представлений.
  3. Основная часть.
    а) работа со схемами слов. Игра “Пение с ударением”;
    б) работа у доски;
    в) развитие фонематического слуха. Игра “Перемещай знак ударения”:
    г) физминутка;
    д) игра “Поставь правильно ударение”;
    е) смыслоразличительная роль ударения;
    ж) работа в тетрадях;
  1. Подведение итогов.
  2. Рефлексия.

Ход занятия

1. Организационный момент

Здравствуйте, дети.

– Встаньте ровно, красиво. Проверяю порядок на партах.

Сядет тот, кто ответит на мои вопросы.

– Какое время года было? (Лето.)

– Какое время года сейчас? (Осень.)

Какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)

А сейчас какой осенний месяц идёт? (Октябрь.)

– Назовите приметы осени.

– Назовите день недели.

2. Вступительное слово логопеда

Дети, вы правильно ответили на мои вопросы. Молодцы!

Сегодня на занятии мы отправимся путешествовать по осеннему лесу.

На пути нам будут встречаться лесные жители, птицы, персонажи из сказок.

Октябрь-середина осенней поры. В старину этот месяц называли “листопадом”, потому что с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья.

3. Развитие пространственных представлений

– Ой, посмотрите, листики из леса залетели к нам в класс. Они решили проверить, как мы умеем ориентироваться в пространстве.

Все помнят, где находится правая и левая рука? Возьмите в правую руку листик, а теперь в левую. Листиком в правой руке дотроньтесь до левого плеча, до правого уха. Листиком в левой руке дотроньтесь до левого плеча, до правого уха.

Посмотрим на доску. Где находится листик? (В нижнем левом углу.)

– Молодцы!

4. Работа со схемами слов

– Посмотрите, на обратной стороне листьев какие-то схемы.

Ученикам предлагаются две схемы двусложных слов для сравнения, направленного на выявление и “оживление” знака ударения.

– Перед вами две схемы слов. Сколько слогов в каждом слове? (Два слога.)

Как вы узнали, что в каждом слове по два слога? (Прямая вертикальная черта делит слово на две части.)

Посмотрите внимательно на обе схемы и скажите, чем левая схема отличается от правой? (Над левой схемой сверху стоит косая черточка.)

Над каким слогом: первым или вторым стоит черточка? (Над первым слогом).

Черточка сверху – это знак ударения, он ставится над слогом. Знак ударения над первым слогом означает, что этот слог – ударный.

Сообщение темы занятия.

– Сегодня тема нашего занятия “Ударение в слове”. Мы будем учиться находить и выделять в слове ударный слог.

Знак ударения похож на волшебную палочку: стоит только ударить ею по схеме слова, и схема… оживет. Схему слова со знаком ударения можно даже пропеть. Пропеть так, как поют “песенки без слов” (та-та-та).

Давайте оживим нашу схему. В слове два слога: та-та. Первый слог – ударный: та-та. Послушайте, как я пропою схему слова: тааата (нараспев). А теперь попробуем все вместе: тааата. Молодцы, вы настоящие волшебники! Посмотрите на оставшуюся схему на доске. Какого же знака в ней не хватает? (Знака ударения.)

Где надо поставить знак ударения, чтобы показать, что ударный слог – второй? (Над вторым слогом.) Знак ударения поставим и сразу же “оживает” вторая схема слова, дети поют: татааа.

Вывод.

– Дети, знак ударения – наш волшебный помощник. Знак ударения пишется в виде наклонной черточки сверху вниз. Он похож на ручку молотка. Мы словно ударяем об ударный слог молоточком, который требует: “Произнеси ударный слог сильнее, звонче!”. Знак ударения оживил схемы слов и поможет нам правильно читать и писать слова.

5. Озвучивание схемы слова

– Давайте поиграем. Игра называется “Пение с ударением”.

На обратной стороне ваших листиков тоже есть схемы. Оживите мне их, пропойте каждый свою схему слова.

– Молодцы!

6. Закрепление изученного

– Дети, в октябре звери в лесу продолжают готовиться к зиме: заготавливают припасы, утепляют норы, меняют летние шубки на зимние.

К нам на занятие из осеннего леса пришел какой-то зверь. Угадайте его.

Загорелись, как пожар,
На рябине кисти,
Катится на встречу шар
Из осенних листьев.
Ты его не узнаешь?
Приглядись-ка! Это…!

Ёжик на своих иголках принёс нам слова и схемы слов с перемещением в них знака ударения.

Посмотрите на доску. Прочитайте каждое слово так, как это требует знак ударения.

Карандаш, карандаш, карандаш.

Какие слова странные, смешные, необычные?

Назовите знакомое, привычное слово.

В каком слове знак ударения поставлен верно?

Дети, ударение нам нужно для того, чтобы слово не потеряло своего значения, смысла.

Работа у доски.

На доске записаны слова. Дети выходят к доске, ставят в словах знак ударения.

Слова: ручка, пенал, линейка, резинка, тетрадь, портфель, клей, ёжик.

– Обратите внимание на слово клей.

Сколько гласных в этом слове? (Одна.)

Сколько в слове слогов? (Один.)

В словах, состоящих из одного слога, знак ударения не ставится.

А когда ещё он не ставится? ( В словах с гласной буквой ё.)

Ё – всегда ударный гласный звук.

Развитие фонематического слуха. Игра “Перемещай знак ударения”.

– Следующее задание для развития вашего слуха.

Сейчас я буду называть слова, а вы перемещайте знак ударения в своих схемах и показывайте мне их. Я буду проверять.

В лесу живут звери: заяц, лиса, белка, медведь. Их еда: малина, шишка, капуста, грибы, кора.

– Молодцы, дети! Хорошо справились с заданием.

7. Физминутка

– Дети, в октябре улетают в теплые края перелетные птицы. На прощание в наш осенний лес залетела птица. Отгадайте её?

Крылатый, горластый,
Красные ласты.
Кто это? (Гусь.)

Гусь на крыльях принес нам физминутку.
По тропинке леший шел,
На полянке гриб нашел. (Ходьба на месте.)

Раз грибок, два грибок,
Вот и полный кузовок. (Приседания.)

Леший охает: устал
Оттого, что приседал
Леший сладко потянулся (Потягивание – руки вверх.)

А потом назад прогнулся,
А потом вперед прогнулся
И до пола дотянулся. (Наклоны вперед и назад.)

И налево, и направо
Повернулся. Вот и славно. (Повороты туловища вправо и влево.)

Леший выполнил разминку
И уселся на тропинку. (Дети садятся за парту.)

8. Игра “Поставь правильно ударение”

– К нашему гусю прилетели еще два друга Гоша и Антоша.

Давайте с ними поиграем в игру “Поставь правильно ударение”.

Гоша любит все слова, в которых ударение падает на первый слог, а Антоша – на второй слог или на последний, но только не на первый.

Гоша и Антоша очень дружные и никогда не ссорятся. Иногда им трудно правильно поставить ударение в словах. Но это не беда – мы им всегда сможем помочь. У детей на столах карточки с изображенными предметами.

– Однажды Гоша и Антоша отправились на рыбалку. Взяли с собой ведро и удочки. Отгадайте, кто что нес?

До реки оставалось совсем немного, но гуси решили отдохнуть под деревьями. Кто отдыхал под ивой, сосной?

А вот и речка. Гуси стали ловить рыбу. У кого поймались окуни, ерши?

Радостные птицы полетели домой. Дома мама накормила их вкусным обедом. Кому достался червяк, муха?

На следующий день у друзей был день рождения. Они нарядно оделись. Кто надел синюю курточку, кто коричневую?

Гоше и Антоше подарили зонтик и часы. Что получил каждый?

– Молодцы, дети. Гоша и Антоша говорят вам спасибо!

9. Смыслоразличительная роль ударения

– Дети, вы знаете, чем занимаются в октябре люди?

Люди собирают урожай, ходят в лес за грибами. Леший тоже любит собирать грибы. А вот в школе он не учился. Говорит, что слова могут обойтись и без ударения.

Давайте ему докажем, что правильно ставить ударение – это очень важно. На доске записаны пары слов: пили-пили, замок-замок, плачу-плачу, кружки-кружки, белки-белки, мою-мою. Дети выделяют ударный гласный в слове. Устно составляют предложения.

– Для чего нам надо правильно ставить ударение? От перестановки ударения может измениться смысл слова.

10. Работа в тетрадях

– Дети, мы сегодня учились ставить ударение, выделять в слове ударный слог, узнали роль ударения, поговорили об октябре.

Давайте составим небольшой рассказ о месяце октябре. Вспомним, кто к нам приходил, прилетал в гости на занятие. Изображения наших героев помогут вам составить предложения. На доске написано название рассказа и первое предложение. Примерный текст рассказа.

Октябрь

Октябрь – середина осенней поры. С деревьев падают увядшие, пожелтевшие листья. Звери на зиму заготавливают припасы, утепляют норы. Перелетные птицы улетают в теплые края. Люди собирают урожай с огородов. В октябре все готовятся к зиме.

Ученики записывают рассказ в тетради.

11. Подведение итогов

– Чему мы научились на занятии?

Как вы думаете, мы справились с заданием?

Что больше всего понравилось?

12. Рефлексия

На доске выкладываем лучики к солнышку.

Желтые лучи – “У меня нет вопросов, я все понял, мне было интересно”.

Красные лучи – У меня остались вопросы по уроку”.

Результативность – все лучи желтого цвета.

За хорошую работу на занятии дети получают “грибы” – закладки.

Список литературы

  1. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев: Дидакт. игры и занимат. упражнения по рус. яз. для учащихся нач. шк.: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение: АО “Учеб. лит.”, 1995.
  2. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Физкультурные минутки. – М.: Астрель – АСТ – Ермак, 2005.