Роль коммуникативного пространства класса в формировании общечеловеческих ценностей младших подростков

Разделы: Общепедагогические технологии, Классное руководство, Социальная педагогика


Система образования, в сегодняшних условиях, стремиться ориентироваться на идеалы гуманизма и общечеловеческие ценности. Педагогическая теория должна помочь учителю в поиске наиболее эффективных путей формирования общечеловеческих ценностей, которые должны стать основой воспитания человека XXI века.

Что же такое общечеловеческие ценности?

Общечеловеческие ценности — теоретически существующие моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох [3]. В педагогике известна классификация подразделяющая ценности на терминальные (основные, базисные) и производные от них, инструментальные (соответствующие качества человека). Представление о таких ценностях существует достаточно давно. Одной из первых известных записей, содержащих перечень правил морали, являются “Заповеди Моисея”. Президент России Владимир Путин на заседании Государственного совета 26 декабря 2006 года особо отметил, что идеологический вакуум, образовавшийся после крушения социалистической идеологии, обязательно будет заполнен [4]. Но будет заполнен либо экстремизмом, шовинизмом, национализмом и национальной нетерпимостью, или при активной педагогической поддержке общегуманистическими, общечеловеческими ценностями [1]. Данная проблема тем более актуальна в современной социокультурной ситуации, которая характеризуется усилением этнической, конфессиональной, возрастной и корпоративной поликультурностью. Так как в условиях современного мира никакое сообщество людей не существует изолированно от других, то для мирного сосуществования культур необходима некоторая общая система ценностей.

В наше время проблема развития и воспитания человека, с интериоризированными (принятыми как свои) общечеловеческими ценностями, выдвинулась в ряд наиболее важных и злободневных вопросов. Интерес к этой проблеме проистекает из объективной потребности воспитания растущего приспособить человека способного к сохранению национальной и социокультурной идентичности, и в то же время толерантного к иным культурам.

Школьные годы могут оказать значимое влияние на формирование жизненных ценностей завтрашнего гражданина. Понятие “формирование”, имеющее по меньшей мере двойственную трактовку (как внешнее, по отношению к формируемому объекту, действие и как внутреннее “оформление” того или иного качества объекта), в данном случае приобретает первый смысл: “создавать, составлять, организовывать что-либо” [2]. Другими словами говоря, нас интересует процесс формирования ценностей, организуемый извне, то есть педагогами. Данный процесс обладает своей спецификой, речь идёт о младших подростках.

Учащиеся младшего подросткового возраста отличаются любознательностью, доверчивостью, импульсивностью, романтичностью и предельной открытостью к миру, способны не только много, но и быстро усваивать новые тенденции. Это означает, что они, с одной стороны, способны к быстрому усвоению новых социкультурных тенденций, а с другой стороны могут быть абсолютно не критичны в процессе этого усвоению.

Для младшего подростка характерно наличие и ценность чувства товарищества, усиление потребности в дружеском общении. Чаще всего эта потребность реализуется им в ближайшей значимой общности сверстников, каковой, как правило, является школьный класс. Референтность класса, как социальнопсихологической группы, возрастает для подростков в том случае, если в классе созданы условия для удовлетворения потребности в общении со сверстниками. При наличии и реализации данных условий можно говорить о коммуникативном пространстве класса.

В современной педагогике более известно понятие “воспитательное пространство”, имеющееся практически у каждой воспитательной организации (в нашем случае – у школьного класса). Термин, “воспитательное пространство” трактуется в педагогике, как среда, механизмом организации которой является событие (Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова, Д. В. Григорьев). При этом событие рассматривается как совместное бытие детей и взрослых и во внешней среде (природной и социальной), и во внутреннем мире человека (мыслях и чувствах), и в его действиях и поступках (Е. И. Головаха, А. А. Кронник). Любое подпространство содержит все свойства пространства, то есть совместное бытие является и основой коммуникативного пространства.

Далее мы будем придерживаться точки зрения, определяющей коммуникативное пространство класса как систему внутреннего и внешнего общения класса на межличностном, межгрупповом и межколлективном уровнях. Данная система включает сеть взаимоотношений (микроклимата класса), а также содержание и способы взаимодействия на каждом из названных уровней [6].

Отсюда вытекают основные пути использования коммуникативного пространства класса в процессе формирования общечеловеческих ценностей подростков.

а) Внутренне коммуникативное пространство класса играет ведущую роль в ценностных ориентациях младших подростков, причём в ряду внутренних коммуникативных связок наиболее значимой для них является связка “школьник класс”. Таким образом, классный руководитель должен знать о содержательной стороне внутриклассного общения: с нашей точки зрения именно содержание общения непосредственно взаимосвязано с ценностями. Способы общения задают, скорее нормативную, а не ценностную составляющую воспитания. Обогащать содержание общения одноклассников общечеловеческими ценностями (в информационной, дискуссионной и рефлексивной формах) – стратегическая задача классного руководителя.

б) Внешнее коммуникативное пространство класса приобретает в современной социокультурной ситуации всё большее значение: класса престаёт быть единственным или главным источником информации влияющей на ценностные ориентации подростков [5].

В связи с этим следующей задачей классного руководителя является изучение внешнего коммуникативного пространства класса по следующим направлениям:

– какая информация, извлекаемая из Интернет, является наиболее значимой для младших подростков;

– какие ценностные ориентации преобладают в семьях учащихся;

– в какие формальные и неформальные субкультуры, внешние по отношению к классу, включены школьники.

Помимо изучения внешнего коммуникативного пространства класса, классный руководитель должен и уметь использовать его позитивный ценностно – ориентационный потенциал и компенсировать или нейтрализовывать его негативные составляющие.

К сожалению школьная практика показывает, что довольно часто классные руководители не только игнорируют возможности и опасности внешнего коммуникативного пространства класса, но и явно не достаточно работают с внутренним коммуникативным пространством класса, не использую его ценностно – ориентационный потенциал.

В заключение, хочется вспомнить, известное изречение Антуана де Сент-Экзюпери, по поводу того, что главной роскошью является роскошь человеческого общения. К этому можно добавить: общение является не только роскошью, но и важнейшей сферой различия добра и зла, значимого и несущественного, главного и второстепенного, прекрасного и отталкивающего. Этот вывод особенно важен, когда речь идёт о воспитании подростков.

Литература:

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Общечеловеческие ценности
  2. http://www.ozhegov.org/
  3. Грицанов А. А. “Новейший философский словарь”
  4. Фрэнсис Фукуяма “Наше постчеловеческое будущее”
  5. Ясницкая В. Р. Как сделать класс классным : воспитание подростков / Ясницкая В. Р. – М.: Просвещение, 2008. – 223 с.
  6. Ясницкая В. Р. Социальное воспитание в классе: Теория и методика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Под. Ред. А. В. Мудрика – М.: Издательский центр “Академия”, 2004. – 352с.