Тип урока: повторительно-обобщающий.
Цели урока: Актуализация и систематизация знаний учащихся по теме «Древний Египет»
Задачи:
- Способствовать формированию умения читать карту;
- способствовать развитию речи и логического мышления;
- воспитывать уважение к истории и традициям Древнего Египта;
- воспитывать чувство прекрасного;
- формирование информационной культуры школьников;
- развивать творческие способности учащихся.
Оборудование:
- интерактивная доска
- презентация «Древний Египет»;
- карта путешествия. На ней нанесены следующие пункты:
- храмы (в гостях у жреца)
- хижина земледельца
- древнеегипетская школа
- гробница фараона
- жетоны для правильных ответов в виде пирамид и сфинксов;
- одежда для археолога;
- буклеты- памятки для учащихся с информацией о Египте.
Ход урока
1. Организационный момент
Под звуки арабских мотивов появляется археолог. (В роли археолога выступает старшеклассник) В руках у него сундучок, из которого он достает карту и свиток со стихотворением о Египте. Археолог читает стихотворение и приглашает учащихся отправиться в путешествие за сокровищами. (Приложение №1). (Слайд №1 – символы Египта).
2. Основная часть
Учитель: Следуя карте, сегодня на уроке мы совершим путешествие по Древнему Египту. А для начала давайте расскажем нашему гостю – археологу, что мы знаем о Древнем Египте. Ребята, от ваших ответов зависит – возьмет или нет нас археолог в путешествие (Слайд №2 – карта Египта).
Задание №1
Показать на карте и рассказать о географических и климатических особенностях страны фараонов. (1-2 ответа учащихся. Например, Египет - страна, расположенная на северо-востоке Африки. Главная река – Нил. К востоку и западу от нильской долины расположены пустыни. Климат в Египте жаркий и т.д.). Археологу помогает учителю раздавать жетоны за правильные ответы и переключает слайды
Задание №2
Археолог: Молодцы ребята, порадовали, я тоже приготовил вам несколько вопросов:
- Опасные каменистые преграды на пути Нила (пороги)
- Как называют правителя Египта? (фараон)
- Знатный человек в Египте (вельможа)
- Высокий тростник, растущий в дельте Нила (папирус)
- Служитель бога в храме (жрец)
- Фантастическое существо с телом льва и головой человека или барана (сфинкс)
- Укрепление из насыпей глины и тростника для защиты низменностей от затопления (дамба)
- Самый главный бог в Египте (Амон)
- гробница фараона (пирамида)
За каждый правильный ответ вручается жетон.
Задание №3
Археолог: Здорово, ребята. Теперь я вижу, что вы многое знаете о Египте, и вы сможете мне помочь найти сокровища фараона. (Слайд №3 – карта путешествия).
- И первая наша остановка – храмовый комплекс.
- Вспомните, что такое храм? (место поклонения богам)
- Куда, как считали египтяне, переселяется человек после смерти? (загробный мир)
- Каких богов особенно почитали египтяне? Сейчас каждому из вас будут выдана таблица богов. Ваша задача соотнести имена богов с их изображением.
За каждый правильный ответ вручается жетон. (Слайд №4 – таблица богов)
Задание №4.
Археолог: Следуя нашей карте, мы попадаем в хижину земледельца. (Слайд №5, 6).
- Расскажите, как жили и чем питались простые египтяне ?
- Назовите основные занятия египтян?
- Чем они отличаются от занятий вельмож?
- Почему о жизни египетских вельмож мы знаем гораздо лучше, чем о жизни земледельцев и ремесленников?
Учитель: я рада, что вы так много знаете о жизни египтян.
За каждый правильный ответ вручается жетон.
Задание №5.
Археолог: А кто этот человек на слайде? (писец). Да, мы с вами попадаем в древнеегипетскую школу. (Слайд №7)
- Почему обучение стоило дорого? (платили учителям и за папирус)
- Как называется письмо в Египте? (иероглиф)
- Чем отличается иероглиф от буквы? (обозначает слово)
- На чем писали в Египте? (на папирусе)
- Назовите, основной цвет чернил? (черный)
За каждый правильный ответ вручается жетон.
Задание №6.
Археолог: Настала минута, когда мы приближаемся к главной загадке нашего урока- к обретению богатств фараона. Для того, чтобы добраться до них необходимо ответить на следующие вопросы. (Слайд №8)
- Что изображено на слайде? (пирамида)
- Кому принадлежит самая высокая пирамида? (Хеопсу)
- Кому принадлежит ступенчатая пирамида? (Джосеру)
- Какова высота пирамиды Хеопса? (150 м)
- Чем шлифовали каменные глыбы, готовя их для пирамид? (песком)
- Из какого металла изготовлялись орудия труда в Египте? (из бронзы)
За каждый правильный ответ вручается жетон.
3. Итог урока
Археолог: спасибо, друзья, что вы помогли мне найти сокровища фараона. Сколько жетонов вы набрали? За свою работу вы получаете хорошие оценки и буклеты на память о Древнем Египте.
Учитель: Итак, наше путешествие подошло к концу. Я рада, что каждый из вас поучаствовал в поиске сокровищ. Надеюсь, многие из вас поняли, что главное сокровище – знания.