Обобщающий урок по теме "По следам фараона". 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Тип урока: повторительно-обобщающий.

Цели урока: Актуализация и систематизация знаний учащихся по теме «Древний Египет»

Задачи:

  1. Способствовать формированию умения читать карту;
  2. способствовать развитию речи и логического мышления;
  3. воспитывать уважение к истории и традициям Древнего Египта;
  4. воспитывать чувство прекрасного;
  5. формирование информационной культуры школьников;
  6. развивать творческие способности учащихся.

Оборудование:

  1. интерактивная доска
  2. презентация «Древний Египет»;
  3. карта путешествия. На ней нанесены следующие пункты:
    • храмы (в гостях у жреца)
    • хижина земледельца
    • древнеегипетская школа
    • гробница фараона
  4. жетоны для правильных ответов в виде пирамид и сфинксов;
  5. одежда для археолога;
  6. буклеты- памятки для учащихся с информацией о Египте.

Ход урока

1. Организационный момент

Под звуки арабских мотивов появляется археолог. (В роли археолога выступает старшеклассник) В руках у него сундучок, из которого он достает карту и свиток со стихотворением о Египте. Археолог читает стихотворение и приглашает учащихся отправиться в путешествие за сокровищами. (Приложение №1). (Слайд №1 – символы Египта).

2. Основная часть

Учитель: Следуя карте, сегодня на уроке мы совершим путешествие по Древнему Египту. А для начала давайте расскажем нашему гостю – археологу, что мы знаем о Древнем Египте. Ребята, от ваших ответов зависит – возьмет или нет нас археолог в путешествие (Слайд №2 – карта Египта).

Задание №1

Показать на карте и рассказать о географических и климатических особенностях страны фараонов. (1-2 ответа учащихся. Например, Египет - страна, расположенная на северо-востоке Африки. Главная река – Нил. К востоку и западу от нильской долины расположены пустыни. Климат в Египте жаркий и т.д.). Археологу помогает учителю раздавать жетоны за правильные ответы и переключает слайды

Задание №2

Археолог: Молодцы ребята, порадовали, я тоже приготовил вам несколько вопросов:

  1. Опасные каменистые преграды на пути Нила (пороги)
  2. Как называют правителя Египта? (фараон)
  3. Знатный человек в Египте (вельможа)
  4. Высокий тростник, растущий в дельте Нила (папирус)
  5. Служитель бога в храме (жрец)
  6. Фантастическое существо с телом льва и головой человека или барана (сфинкс)
  7. Укрепление из насыпей глины и тростника для защиты низменностей от затопления (дамба)
  8. Самый главный бог в Египте (Амон)
  9. гробница фараона (пирамида)

За каждый правильный ответ вручается жетон.

Задание №3

Археолог: Здорово, ребята. Теперь я вижу, что вы многое знаете о Египте, и вы сможете мне помочь найти сокровища фараона. (Слайд №3 – карта путешествия).

- И первая наша остановка – храмовый комплекс.

  1. Вспомните, что такое храм? (место поклонения богам)
  2. Куда, как считали египтяне, переселяется человек после смерти? (загробный мир)
  3. Каких богов особенно почитали египтяне? Сейчас каждому из вас будут выдана таблица богов. Ваша задача соотнести имена богов с их изображением.

За каждый правильный ответ вручается жетон. (Слайд №4 – таблица богов)

Задание №4.

Археолог: Следуя нашей карте, мы попадаем в хижину земледельца. (Слайд №5, 6).

  1. Расскажите, как жили и чем питались простые египтяне ?
  2. Назовите основные занятия египтян?
  3. Чем они отличаются от занятий вельмож?
  4. Почему о жизни египетских вельмож мы знаем гораздо лучше, чем о жизни земледельцев и ремесленников?

Учитель: я рада, что вы так много знаете о жизни египтян.

За каждый правильный ответ вручается жетон.

Задание №5.

Археолог: А кто этот человек на слайде? (писец). Да, мы с вами попадаем в древнеегипетскую школу. (Слайд №7)

  1. Почему обучение стоило дорого? (платили учителям и за папирус)
  2. Как называется письмо в Египте? (иероглиф)
  3. Чем отличается иероглиф от буквы? (обозначает слово)
  4. На чем писали в Египте? (на папирусе)
  5. Назовите, основной цвет чернил? (черный)

За каждый правильный ответ вручается жетон.

Задание №6.

Археолог: Настала минута, когда мы приближаемся к главной загадке нашего урока- к обретению богатств фараона. Для того, чтобы добраться до них необходимо ответить на следующие вопросы. (Слайд №8)

  1. Что изображено на слайде? (пирамида)
  2. Кому принадлежит самая высокая пирамида? (Хеопсу)
  3. Кому принадлежит ступенчатая пирамида? (Джосеру)
  4. Какова высота пирамиды Хеопса? (150 м)
  5. Чем шлифовали каменные глыбы, готовя их для пирамид? (песком)
  6. Из какого металла изготовлялись орудия труда в Египте? (из бронзы)

За каждый правильный ответ вручается жетон.

3. Итог урока

Археолог: спасибо, друзья, что вы помогли мне найти сокровища фараона. Сколько жетонов вы набрали? За свою работу вы получаете хорошие оценки и буклеты на память о Древнем Египте.

Учитель: Итак, наше путешествие подошло к концу. Я рада, что каждый из вас поучаствовал в поиске сокровищ. Надеюсь, многие из вас поняли, что главное сокровище – знания.

Приложение 1

Приложение 2