Внеклассная работа по математике как фактор развития и социализации обучающихся коррекционной школы

Разделы: Математика


Учебные достижения учащихся

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 11 VIII вида» – это учебное заведение, где учатся дети с ограниченными возможностями здоровья.

Работая в данном образовательном учреждении с 1989 года в качестве учителя математики, на протяжении 10 лет реализую систему коррекционо-развивающего обучения кандидата педагогических наук Е.Д. Худенко.

Математика – один из ведущих общеобразовательных предметов в коррекционной школе, где обучающиеся, воспитанники, испытывают трудности в обучении, обусловленные разной степенью нарушения или снижения познавательной деятельности.

В результате чего основная цель обучения математике – максимальное преодоление недостатков умственного, эмоционально-волевого и физического развития школьников, подготовка их к социальной реабилитации и интеграции в современное общество.

В своей педагогической деятельности руководствуюсь следующими принципами:

  • Коррекционной направленности.
    (Планирую уроки таким образом, чтобы в ходе обучения учащиеся не только осваивали материал, но и смогли скорригировать имеющиеся недостатки).
  • Развития динамичности восприятия.
    (Обучение веду на достаточно высоком уровне трудности, предлагаю учащимся систему тренировочных упражнений, многофункциональные учебные задания).
  • Продуктивной обработки информации.
    (Формирую навык переноса способов обработки информации и тем самым развиваю механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения).
  • Развития и коррекции высших психических функций.
    (Развиваю высшие психические функции у обучающихся, путем включения в содержание урока специальных коррекционных упражнений и заданий).
  • Мотивации к учебной деятельности.
    (Повышаю мотивацию к учению с помощью интересных заданий, продуктивности и отточенности инструкций, повышения дидактической значимости оценки, создания условий обучения, при которых происходит раскрытие способностей каждого ученика и он убеждается в своих возможностях).

Стремясь к общему развитию ребенка, учитываю индивидуальные особенности обучающихся, при этом ориентируюсь на требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся специальной (коррекционной) школы.

Результативность своей деятельности оцениваю на основании мониторинга качества обученности школьников с помощью психолого- педагогических методик, организованного педагогического наблюдения. Для оценки уровня развития деятельности составляю специальные задания и использую предметный материал изученных курсов.

Внедрение в практику методики коррекционно- развивающего обучения Е.Д. Худенко, индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся, внеклассная работа по предмету помогли добиться положительных результатов.

Мои учащиеся демонстрируют высокие и прочные знания по предмету.

1. Динамика общей и качественной успеваемости по математике

  • 2005-2006 г. – 18 человек
  • 2006-2007 г. – 20 человек
  • 2007-2008 г. – 20 человек


Диаграмма 1. Уровень обучаемости учащихся по математике.

Общая успеваемость по математике за последние три года – стабильна, качество растет. Положительная динамика наблюдается в усвоении всех тем программы. У учащихся выпускных классов сформированы общеучебные умения и навыки по предмету (согласно требований программы специальных (коррекционных) школ VIII вида).

2. Результаты административных контрольных срезов на конец учебного года

Повышению уровня качества знаний по математике способствуют использование на уроке разнообразных коррекционо-развивающих средств обучения, индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся.

Показатель уровня успеваемости по математике за последние три учебных года стабилен – 100%, качественная успеваемость по предмету возросла с 62% до 70%.


Диаграмма 2. Показатели результативности административных контрольных работ по математике.
Источник: Классные журналы
7-«А», 7-«Б» классов за 2005-2006 учебный год;
8-«а», 8-«б» классов за 2006-2007 учебный год;
9-«А», 9-«Б» классов за 2007-2008 учебный год.

Таблица 1.Уровень сформированности учебной деятельности

Уровни 7 класс 8 класс 9 класс
Высокий
Средний
Низкий
24%
56%
20%
30%
60%
10%
34%
64%
2%

Таблица2. Культура учебного труда

Показатели Уровень 7 класс 8 класс 9 класс
Готовность к уроку Высокий
Средний
Низкий
56%
33%
11%
67%
29%
4%
78%
22%
0%
Уровень внимания на уроке Высокий
Средний
Низкий
47%
53%
10%
53%
41%
6%
55%
42%
3%
Активная позиция Высокий
Средний
Низкий
42%
28%
30%
50%
33%
17%
58%
37%
5%

Изучение развития обучающихся показывает стабильную положительную динамику. 

3. Результаты анкетирования обучающихся, проведенного психологом школы

  • Диагностика состояния высших психических функций свидетельствует о повышении уровня развития вербальной памяти, логического мышления, осмысленности и динамики восприятия у всех учащихся.

Таблица 3. Результаты сформированности логических умений и навыков таковы:

  Май 2006 год Май 2008 год
Обобщение 59% 89%
Исключение лишнего 56% 97%
Различение цвета 22% 100%
Временные представления 33% 87%
  • Способность к обратимости мыслительного процесса (к переходу с прямого на обратный ход мысли):

2006 г. – 29%; 2008 г. – 51%

  • Гибкость мышления, способность к переключению от одной умственной операции к другой, свобода от сковывающего влияния шаблонов и трафаретов:

2006 г. – 34%; 2008 г. – 53%

  • Математическая память. Её характерные особенности также вытекают из особенностей математической науки, это память на обобщения, формализованные структуры, логические схемы.

2006 г. – 23%; 2008 г. – 59%

  • Способность к пространственным представлениям в

2006 г. – 24%; 2008 г. – 74%

  • Уровень комфортности при взаимодействии с учителем составляет

2006 г. – 56%; 2008 г. – 81%

  • Уровень удовлетворенности преподаванием математики среди учащихся на сегодняшний день составляет 1.6-2.0. Увеличился процент учащихся, испытывающих интерес к изучению предмета математики

с 67% (2006 г.) до 74% (2008 г.).

Таблица 4.Взаимоотношения педагога с учащимися.

Удовлетворенность обучающихся содержанием и характером взаимоотношений учителя математики О.Н. Залашковой и учащихся 9-а, б классов
Категория участников образовательного процесса Степень удовлетворенности, в %
низкая средняя высокая
Обучающиеся 5% 14% 81%

Источник. С.Г. Чупенкова, педагог-психолог специальной- коррекционной школы-интерната №11 VIII вида г. Междуреченска. Отчет о результатах изучения удовлетворенности участниками образовательного процесса условиями обучения в школе (апрель 2008 год).

Таблица составлена по результатам опроса 20 учащихся, проведенного в рамках мониторинга в ходе реализации программы развития школы-интерната в 2007-2008 учебном году.

Данные анкетирования свидетельствуют об увеличении процента учащихся, испытывающих интерес к изучаемому предмету.

На протяжении трех лет процент учащихся, принимающих участие в общешкольных внеклассных мероприятиях по математике (более 70%). Обучающиеся, воспитанники стабильно демонстрируют признаки высокого уровня познавательной активности (43%). Изучают дополнительную литературу при подготовке к уроку или внеклассному мероприятию, задают вопросы, а при решении задач стараются самостоятельно найти решения.

Более 50% выпускников в 2008 году по окончании 9 класса, имея необходимый уровень знаний, получили возможность обучаться в профессиональных училищах г. Абакана и г. Новокузнецка.

Полностью текст работы приведен в Приложении.