Чертеж болтового соединения

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели:

  • образовательная - закрепить знания об изображении и обозначении резьбы; формировать умения выполнять чертеж болтового соединения;
  • развивающая - расширить политехнический кругозор, умение пользоваться справочными пособиями;
  • воспитательная - воспитывать ответственное отношение к урокам.

Тип урока: комбинированный/

Методы проведения: объяснение, показ слайдов презентации, работа со справочниками, графические упражнения.

Материальное обеспечение: мультимедийная установка, модель болтового соединения, справочники.

План урока

Этап урока Содержание урока
1 Проверка домашнего задания - 5 мин  
2 Изучение нового материала - 22 мин Модель болтового соединения, запись крепежных деталей, правила и свойства выполнения чертежа болтового соединения.
3 Выполнение чертежа - 15 мин По алгоритму выполнение чертежа болтового соединения
4 Домашнее задание - 3 мин Параграф 32 п.1, вопросы №1-6, задание на стр.169

Ход урока

  1. Организационная часть: обратить внимание на готовность к уроку. На предыдущем уроке ученики получили задание выполнить чертеж болта параграф 31 задание на стр. 166
  2. Сообщение темы и целей урока. На экране презентация по теме урока "Чертеж болтового соединения". Слова учителя: "Мы должны выяснить порядок построения чертежа болтового соединения и выполнить его" (1 слайд).
  3. Повторение предыдущего материала: опрос по экрану и таблицам (2 слайд).
  4. Формирование знаний и умений по выполнению чертежа болтового соединения (3-8 слайды).

1. Вступительная беседа о резьбовых соединениях.

Предыдущее задание стало плавным переходом к изучению нового материала. Среди разъемных соединений наибольшее распространение получили резьбовые. К ним относятся болтовое, шпилечное и винтовое соединения. (Показ моделей данных соединений.) Детали этих соединений - болты, винты, шпильки, гайки и шайбы - имеют установленные стандартом форму, размеры и условные обозначения. Пользуясь этими обозначениями, можно отыскать размеры крепежных деталей в соответствующих таблицах стандартов. Как это делать, мы разобрали на прошлом уроке, на примере выполнения чертежа болта. С изображением крепежных деталей приходится встречаться в основном на сборочных чертежах. На этих чертежах величину отдельных элементов резьбовых деталей определяют в зависимости от наружного диаметра резьбы (d). Размеры крепежных деталей на сборочных чертежах не наносят. Но как же в таком случае определить, какой болт или шпилька входит в соединение? Необходимые данные записываются в специальной таблице-спецификации, с ней мы познакомимся позже. А сейчас рассмотрим чертеж болтового соединения.

2. Показ модели болтового соединения и чертежей деталей, входящих в него.

Вопрос: Какие детали входят в болтовое соединение?

Обобщение. (Показ модели, чертежей деталей болтового соединения.) В деталях, которые нужно соединить, просверливают отверстия немного большего диаметра, чем диаметр болта. В них вставляют болт, устанавливают шайбу и закручивают гайку.

Чертеж болтового соединения рекомендуется выполнять упрощенно, т. е. фаски на шестигранных и квадратных головках болтов и гаек, а также на стержнях не изображают; допускается не показывать зазор между стержнем болта и отверстием в соединяемых деталях.

3. Объяснение алгоритма выполнения чертежа болтового соединения. (8 слайд).

Чтобы чертеж болтового соединения легче было понять, покажем поэтапно образование болтового соединения.

Рассмотрим две соединяемые детали: их фронтальный разрез, вид сверху и профильный разрез. (рис 217 учебника). Обратите внимание: эти детали заштрихованы в разные стороны для их отличия на изображениях.

Покажем болт в отверстиях этих деталей. Болты в сборочном чертеже изображают нерассеченными, если секущая плоскость направлена вдоль их оси. Гайки и шайбы также не будем штриховать. Болт на виде сверху покажем только окружностью стержня с изображением резьбы, а головку изображать не будем.

Изображаем шайбу: на фронтальном и профильном разрезах она не заштрихована и как бы "надета" на болт. А на виде сверху шайбу изобразим окружностью.

Покажем на чертеже гайку. Она не штрихуется и показывается опять наслоенной на изображение болта. На виде сверху - правильный шестиугольник, который строится делением окружности на 6 равных частей.

Вот получен окончательный чертеж болтового соединения. В спецификации для болтов указывают диаметр и тип резьбы, длину стержня и номер стандарта, (запись учеников в тетрадях) Запись Болт M12x1,25x60 означает: болт с метрической резьбой диаметром 12 мм, шаг 1,25 мм (мелкий), длина стержня 60 мм. Запись Гайка M 16 означает: гайка с метрической резьбой, имеющая диаметр 16 мм, шаг резьбы крупный. Для шайб указывают диаметр болта. Запись Шайба 12 означает: шайба для болта диаметром 12 мм. (слайд 9).

Вопрос: В каком порядке выполняется чертеж болтового соединения? (Ответы учащихся).

4. Выполнение учащимися чертежа болтового соединения.

Учащиеся самостоятельно выполняют чертеж болтового соединения, обращая свое внимание на экран установки. (8 слайд). Рассмотрим пример определения относительных размеров для болтового соединения с резьбой М20 (d = 20 мм):

- диаметр окружности, описанной вокруг шестиугольника, D = 2d (2 х 20 = 40 мм);

- высота головки болта h = 0,7d (0,7 х 20 = 14 мм);

- для нарезной части 10 = 2d + 6 (2 х 20 + 6 = 46 мм);

- высота головки h = 0,8d (0,8 х 20 = 16 мм);

- диаметр отверстия под болт dO = 1,1d (1,1 х20 = 22 мм);

- диаметр шайбы Dш, = 2,2d (2,2 х 20 = 44 мм);

- высота шайбы Sш = 0,15d (0,15 х 20 = 3 мм).

По этим размерам можно построить чертеж болтового соединения.

5. Домашнее задание: параграф 32 п.1 вопросы 1-6, задание на стр.169.

6. Заключительная часть.