Цель урока: познакомить обучающихся с основными особенностями художественной культуры Китая.
Задачи:
- Развивать чувства, эмоции, образно-ассоциативное мышление и художественно-творческие способности, интерес обучающихся к художественной культуре народов мира;
- Воспитывать художественно-творческий вкус и потребности в освоении ценностей мировой художественной культуры, дух толерантности и уважения к культуре чуж народов.
- Учить использовать приобретенные знания и умения для расширения кругозора и осознанного формирования собственной культурной среды.
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- мультимедийная презентация к теме урока (у автора);
- образцы вееров;
- фарфоровая посуда;
- карточки с заданиями;
- репродукции картин китайских художников разных жанров;
- Электронный учебник «История искусства»;
- Карта Китая.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Слово учителя:
(на экране первый слайд с темой урока и эпиграфом)
– Сегодня я предлагаю вам, совершить путешествие в древнюю и загадочную страну, находящуюся далеко на востоке, которая подарила миру много изобретений, и которыми человечество пользуется до сих пор. В этой стране впервые было изобретено колесо, бумага, порох, компас, фарфор и еще множество других вещей. Никто из вас не догадался, куда мы отправимся?
Мы отправимся в необычную страну – Китай – и познакомимся с ее культурой и искусством. «Китай все страны мира превзошел, во всех искусствах до вершин дошел», – писал узбекский поэт 14 века Алишер Навои.
А помогут нам телеведущие передачи «Вокруг света» Яна и Андрей .
Яна: Дорогие ребята, мы продолжаем цикл передач, посвященных странам Востока. Китай (карта Китая) или Поднебесная империя как с незапамятных времен китайцы называли свое государство, раскинулась на необъятных просторах Восточной и Центральной Азии. Китай – третья по величине страна в мире, после России и Канады. Ее территория составляет свыше 9000 квадратных километров. Здесь в долине реки Хуанхэ около 6000 лет назад зародилась одна из древнейших цивилизаций, которая оказала влияние на развитие всех народов, населяющих страны Дальнего Востока.
Андрей: Сегодня мы познакомимся с художественной культурой Китая и постараемся понять ее значение и уникальный характер, познакомимся с удивительными и замечательными традициями великого китайского народа.
Учитель: Часто мы с некоторым пренебрежением относимся к китайцам. Однако культура Китая заслуживает только уважения и восхищения.
Когда-то известнейший китайский философ Лао Цзы сказал (учитель читает слова эпиграфа):
То, что глубоко посадил, нельзя выдернуть.
То, что крепко обхватил, трудно отнять.
Поэтому нельзя положить конец ритуальным
подношениям сыновей и внуков своим предкам.
Знакомясь с художественным наследием Китая, попытаемся понять, как сложилось своеобразие китайского искусства и в чём заключается главный смысл его прекрасных памятников.
Испокон веков жизнь Поднебесной империи, или Серединной земли , была тесно связана с земледелием. И первые мировоззрения китайцев отразились в мифологии этого народа.
Читаем миф о зарождении жизни.
Миф о зарождении жизни. (Китай)
В начале не было ничего – ни сущего, ни не сущего. Мир был сокрыт мраком. Первым пришло желание. И появилось светлое чистое Небо Шан-ди. А след за ним и Нюйва – мать Земля, богиня с телом змеи. Породила Нюйва других богов. А небесный император Шан-ди создал в центре мира гору Куньлунь. На вершине той горы поселился он сам и стал управлять миром.
Земля же тем временем отделилась от неба. Ввысь поднялись священные горы, к морям потекли реки, полные рыб. Леса и степи переполнились дикими животными. Над лугами парили непуганые птицы. Но не было ещё людей, и потому мир оставался незавершённым. Знала это прародительница Нюйва. Хоть и было у неё тело змеи, но лицо было белым, человеческим.
Она сползла с обрыва к пруду, взяла горсть жёлтой глины и вылепила небольшую фигурку. Не успела она поставить её на ножки, как фигурка ожила, закричала «уа-уа» и весело запрыгала.
Нюйва сама радовалась. Она вылепила ещё несколько сот человечков. Потом сорвала лиану, опустила её в топь. И когда лиана покрылась глиной, стряхнула её на землю. Всюду, где падали кусочки глины, возникали кричащие и прыгающие человечки. Впоследствии богатые и знатные говорили, будто они вылеплены руками Нюйвы в отличие от бедных и худородных, которых её руки не касались.
Задание:
– Что мы можем сказать о мировоззрении китайцев по этому мифу?(слайд)
(Мать-прародительница – это Земля, женское начало. Но верховное божество – Небо – начало мужское. Земля изображалась в виде женщины с туловищем змеи – это говорит о тотемизме древних китайцев. Мужское начало – «ян» светлое, небесное. Женское начало – «инь» темное. Поклонялись силам природы, что прослеживается и культуре Китая.)
Яна: Первое китайское государство возникло во II тысячелетии до н.э.
История развития китайского зодчества неразрывно связана с развитием всех видов искусства Китая. Горы, высоко вздымающиеся скалы, Сады и другие части природы составляют панораму для здания. Китайский зодчий похож на художника. Он высматривает место и прикидывает что будет сочетаться с этим местом. Он никогда не построит здания, если оно не будет сочетаться с окружающим массивом. Один из художников- пейзажистов в своём поэтическом трактате о живописи передал то ощущение естественной взаимосвязи архитектуры и пейзажа, которое свойственно этому времени: “Вверх башни храмовой пусть будет у небес: не следует показывать строений. Как будто есть, как будто нет... Когда на ровном месте высятся храмы и террасы, то надо бы как раз, чтоб ряд высоких ив стал против человеческих жилищ; а в знаменитых горных храмах и молельнях достойно очень дать причудливую ель, что льнёт к домам иль башням... Картина летом: древние деревья кроют небо, зелёная вода без волн; а водопад висит, прорвавши тучи; и здесь, у ближних вод - укромный тихий дом”.
Давайте послушаем небольшой рассказ «Шедевры китайской архитектуры» (просмотр электронного учебника «История искусства») – 7 минут – 6 слайдов
Андрей: Основной формой культовых и жилых зданий в Китае является прямоугольный в плане деревянный павильон, главная особенность которого – большие резные кронштейны, поддерживающие крышу. А вот каким его увидел Николай Гумилев, поэт, в стихотворении «Фарфоровый павильон», посвященному Китаю (ученик читает): звучит восточная музыка
Среди искусственного озера
Поднялся павильон фарфоровый
Тигриною спиною выгнутый,
Мост яшмовый к нему ведет
И в этом павильоне несколько
Друзей, одетых в платья светлые
Из чаш, расписанных драконами,
Пьют подогретое вино
То разговаривают весело,
А то стихи свои записывают,
Заламывая шляпы желтые,
Засучивая рукава.
И ясно видно в чистом озере –
Мост вогнутый. Как месяц яшмовый,
И несколько друзей за чашами,
Повернутых вниз головой…
Писатели и поэты разных стран, покоренные изяществом и культурным богатством Китая, часто описывали в своих произведениях китайскую культуру.
И.А. Гончаров в очерке «Фрегат «Паллада» в главе «Шанхай» писал : «По берегу стоят великолепные европейские дома, с колоннадами, балконами, аристократическими подъездами»
«Дом американского консула… – один из лучших в Шанхае. Кругом него парк, или, вернее, двор с деревьями. Широкая веранда опирается на красивую колоннаду. Летом, должно быть, прохладно, солнце не ударяет в стекла…»
Итак, многоярусность крыш, загнутые вверх края крыш, монументальность и праздничность – вот отличительная черта китайской архитектуры (показ слайдов)
Учитель: давайте подумаем над увиденным:
– В чем заключаются особенности китайского зодчества?(искусное, продуманное расположение зданий на фоне природы, умение зодчих найти для них наиболее живописное и естественное место)
– Вспомните, для чего была построена Великая китайская стена? (для защиты от врагов) (слайд 2)
– Почему стена имеет названия «Стена слёз» и «Самое длинное кладбище мира»?
(на её строительстве погибло очень много людей)
– Для чего по верху стены проходила дорога? (первоначально это был путь для воинов. После он превращается в торговый Великий шёлковый путь).
– Почему монастырь Юньган принадлежит к шедеврам мировой архитектуры?(по грандиозности замысла и величия его воплощения)
– Каково назначение китайских пагод?
(Пагода – башня при храме, которая строилась для того, чтобы подчеркнуть могущество императора)
Яна : Наряду с тем в отличие от архитектуры жилых зданий и храмов , подчиненных строгим правилам и канонам, сады и парки в Китае представляют собой очень широкое разнообразие. Это сады для созерцания, сады воды, сады камней… Единственным правилом для составления китайского сада служит обязательное использование четырех элементов мироздания – растительности, земли, воды и камня – и при этом, сад должен выглядеть так, будто его не коснулась рука человека. Традиционный китайский сад ничего не выражает, он символизирует свободу и безмятежность.
Задание 1: Изготовление макета китайского сада (звучит музыка)
Оборудование для детей: плоская тарелка с песком, небольшие камни, веточки, емкости для воды.
Учитель: давайте посмотрим, какие удивительные сады создали ребята. Теперь такие сады вы можете создать на своем садовом участке или на пришкольном.
Яна: Особой популярностью в Китае пользовалась скульптура. Она выражала идею могущества и неограниченной власти.
Мы остановимся в Пекинском художественном музее. Давайте войдем и посмотрим на экспонаты выставки. Наш экскурсовод – известный искусствовед Смирнов Антон.
Антон: Когда мы говорим о скульптуре Китая, перед нашим мысленным взором возникают, словно полные безудержного движения, терракотовые фигуры танского времени: мчащиеся или вздыбленные кони, юные девушки-танцовщицы, взмахивающие длинными рукавами, тонкие и одухотворённые лица буддийских божеств из пещерных храмов До недавнего времени заброшенные, многие буддийские пещеры храмы теперь открыли науке новую эпоху в изучении скульптуры.
В первом зале мы с вами видим древние керамические изделия. Керамика – это изделия из обожженной глины. Здесь широко представлены предметы домашней утвари, созданной еще в V тысячелетии до н.э. Большую часть зала занимает так называемая “Терракотовая армия” – это керамические фигуры воинов выполненных в полный рост в боевом облачении, с оружием и даже с боевыми лошадьми и колесницами. Не один из этих воинов не похож друг на друга. Эта армия была обнаружена неподалеку от гробницы императора жившего в III тысячелетии до н.э.. Построенное в боевом порядке глиняное войско охраняло покой своего императора. (слайд)
Над всеми пещерами западного берега скального монастыря Луньмыня на огромной открытой платформе высится двадцатипятиметровая статуя Будды Вайрочаны - божества света. Он сидит в величественной позе, полуприкрыв свои длинные глаза, неподвижный и безмятежный. Лицо его, с полными чувственными губами и бровями форме “полумесяца”, не выражает никакой отчуждённости от всего земного, и само как бы является воплощением земного спокойствия и земной красоты. Огромные нимбы кругами расходятся по стене вокруг его головы, подчёркивая классическую ясность его лица. Стоящие рядом фигуры воинов-охранителей, которые своим уродством и страшным видом должны были отпугивать от него злые силы по контрасту как бы ещё больше выделяют красоту этого бога-человека. Гигантская статуя в те времена являлась как бы символом мощи буддийской религии, достигнутой в танское время. Однако в действительности она скорее воплощала гуманистические идеалы этой эпохи, широту и свободу её образов и эстетических представлений. Лицо Будды - китайское лицо, его тело такое мягкое и пластичное. В отличие от статуй предшествующего времени он сочетает в себе большую духовную выразительность с чисто физической красотой и гармонией (слайд)
Такой же пластической красотой отличается и статуи юношей-бодхисаттв (учеников Будды, оставшихся на земле для спасения людей), олицетворяющих идею доброты и милосердия. Они стоят, слегка изогнувшись в гибком и плавном движении, выставив бедро и опустив покатые плечи. Живописные складки скользящих тонких одежд и драгоценные ожерелья ложатся вокруг тела, обрисовывая его. Они, не скрывая земной красоты обнажённого тела, в то же время словно сливаются с ним, удлиняя, облагораживая и делая особенно изящными его пропорции..(показ слайдов)
Яна: Спасибо, Антон.
Учитель: Почему скульптура пользовалась особенной популярностью? (скульптура выражала идею могущества и неограниченной власти)
– Каким образом подчеркивается величие Будды в китайской скульптуре? (огромным размером, огромные нимбы, уродливость воинов-хранителей)
Яна: Блестящего расцвета достигла средневековая китайская живопись, представляющая собой одно из ярчайших явлений в истории мировой культуры.
Начиная со средневековья, китайские живописцы создавали свои картины на длинных полотнищах шелка или бумаги, которые имели форму горизонтального или вертикального свитка завершенного деревянными валиками. Шелк подвергали предварительной обработке, затем расстилали на полу или на низком столике.
Перед художником стояли набор кистей, тушечница в которой они растирал спрессованную тушь и сосуд для воды. Краски минерального или растительного происхождения разводили водой. Когда картина была закончена, ее наклеивали на плотную бумагу и сворачивали в свитки, которые хранили в драгоценных шкатулках и вынимали оттуда для того чтобы рассмотреть.
Горизонтальные многометровые свитки развертывали на столе, вглядываясь в каждый эпизод. Вертикальные, вешали на стену так же постепенно разворачивая и внимательно рассматривая. В китайской живописи существует 12 жанров – самые популярные из них это “жень у” – изображающий людей и их вещи ; широко представлен портретный жанр (слайд)
“Хуо-няо” – цветы и птицы – художники работающие в этом жанре изображают прекрасных, часто сказочных птиц среди цветов; жанр “шань-шуй” – переводится как картины гор и вод где горы традиционно олицетворяли мужское начало – “ян”, а воды символизировали женское начало –“инь”.
Часто картины снабжены пояснительными надписями или стихотворными текстами. Искусство каллиграфии в Китае считается высшей добродетелью, а знание более чем трех с лишним тысяч иероглифов – считается признаком высокой учености человека. Китайская письменность очень сложна, один иероглиф обозначает иногда не одно слово, целое предложение.
У нас в студии специалист по китайской живописи Шелест Алесей.
Алексей: Перейдем в следующий зал. Здесь широко представлена традиционная китайская живопись, которая как вид искусства издревле пользуется большим уважением. Если мы взглянем на картину художника Ни Цзаня (XIVв.), где написано тонкое деревце с обнажёнными ветвями, выросшее среди маленького острова, затерянного среди безбрежной глади воды, мы воспримем сначала лишь показанный художником печальный пейзаж. И только прочтя помещённую в верху картины надпись, понимаем, что художник в этом лирическом и грустном пейзаже изображал не только природу, но хотел передать свои горестные чувства, вызванные завоеванием его родины монголами. Аллегория, символ и поэтическое образное толкование мира вошли исстари в плоть и кровь китайской действительности. Мост через озеро, пещера в скалах, беседка в парке часто получали такие названия: “ Мост орхидей”, “Ворота дракона”, “Павильон для слушания течения реки” либо “Беседка для созерцания луны” . Китайская живопись двусмысленна.. Так, художник XVII - XVIII вв. Ши Тао на картине “Дикие травы”, где видна только дорога, заросшая сорняком, помещает надпись, полную скрытого смысла:”Вот, что растёт на проезжей дороге”. Под дикой травой, засоряющей путь, художник подразумевал завоевателей- маньчжуров, пришедших к власти в 1644 году и надолго задержавших столь славный в прошлом путь развития китайской культуры.
Рассмотрим некоторые примеры живописи и выделим основной принцип рисования в Китае.
(просмотр слайдов)
Итак, основной принцип рисования – наблюдать и копировать краски природы. Отсюда в картине всегда есть подтекст, скрытый смысл, который надо понять. Рассмотрим картины китайских художников(показ слайдов)- звучит музыка (Ма Юань «Утки, скала и мэйхуа» и Го Си «Ранняя весна»- анализ картин по учебнику с. 203)
Почему художники не рисуют картины с натуры?
Главное – интерпретация образов. Важно прокомментировать увиденное. Художник часто будто бы рисует, наблюдая с вершины горы. Не случайно многие картины имеют иероглифические надписи, поясняющие суть картины.
Прокомментируем портретную живопись по картине Лян Кая «Портрет поэта Ли Бо» с. 204 учебника (слайд 15): жанр портрета – один из древнейших в китайской живописи. Он известен еще с 5 века до н.э. и связан с культом предков. Написать портрет для китайского художника – «выразить душу», «писать образ». «писать истинную природу человека» Образ поэта Ли Бо воплощен в монохромном портрете. Это обобщенный образ-символ, где портретное сходство уступает место передаче духовной атмосферы, творческого настроения поэта.
Широко в Китае было распространено строительство садово-парковых комплексов.
Смотрим на диске слайд «Садово-парковое искусство» (6) или фотографию в учебнике с. 198
– Какой вид искусства напоминают эти композиции?
Живопись. Действительно, садово-парковые комплексы построены по законам пейзажной картины.
Свои впечатления от произведений мастеров китайской живописи выразил поэт К.Бальмонт в стихотворении «Великое Ничто» (учебник Г.И. Даниловой МХК с. 204) – стихотворение читает ученик.
А ребята так «видят» замысел китайских художников (картины, нарисованные с помощью компьютерной графики в стиле «горы-воды», «цветы-птицы»)
Учитель: Почему картины никогда не заключали в рамку, а хранили в специальных шкатулках и доставали лишь изредка для рассматривания? (Погода, климат в Китае не позволяли развешивать картины на стенах, их хранили в ларцах и очень ценили.)
– Что вы узнали о художественном своеобразии и жанровых особенностях китайской живописи? (особенности – монохромность, отсутствие богатства и разнообразия красок, воздушная перспектива; основные жанры – портрет, «горы-воды», «цветы-птицы»)
Андрей: Китайская земля пережила много бед в своей истории. Их захватывали, разоряли, сжигали. Но как сказано, что написано пером, то не вырубишь топором. Именно так не сломить китайскую поэзию. Она существовала и будет существовать.
Китайскую поэзию иногда сравнивают в Китае с осенней хризантемой, прекрасным, но печальным цветком. Горький жизненный опыт научил китайских поэтов трезвому отношению к жизни, а постоянная тревога перед угрозой вражеского нашествия сделала их творчество особенно эмоциональным. Многие стихи писались в то время на музыку и благодаря этому быстро приобретали популярность в виде песен. Накопленная столетиями огромная поэтическая культура давала обильные плоды. Выражения лирических переживаний и настроений в поэтической форме стало обычным в среде чиновничества. Поэтический восторг перед красотой природы или прелестью воспоминаний о любви и дружбе рождали вдохновение, и слова сами лились из души поэтов: Ли Бо, Чжао Гу, Ду Сяошань, Чэн Хао и другие. Чтение отрывков из их стихотворений.
Учитель: анализ этих поэтических текстов я предлагаю выполнить дома.
Яна: Особый пласт художественной культуры Китая – это прикладное искусство. В зале скульптуры мы с вами можем увидеть одно из чудес и загадок Китая. Фарфоровые изделия с давних времен привлекают к себе внимание мастеров всего мира. Китайская фарфоровая посуда настолько тонка, что кажется прозрачной, ее сравнивают с яичной скорлупой. При этом посуда, украшенная затейливым, сказочным орнаментом становится просто бесценной. Цари и императоры всего мира считали большой честью иметь у себя сервизы из китайского фарфора. Однако разгадать секрет изготовления китайского фарфора не одному иноземному мастеру не удалось. Китайские мастера очень бережно хранят свой секрет и передают его из поколения, в поколения создавая потрясающие шедевры(посуда из фарфора, слайды)
Китайская керамика имеет также как и поэзия и живопись точку перелома в своём развитии. При тайском периоде керамика имеет разнообразную цветовую гамму, точные и тонкие линии и простоту цвета. Использование природных красок свойственно для этого времени. Серо-голубой и серо-зелёные цвета можно часто встретить на китайском блюде иле вазе. Мелкие трещины это не дефект мастера, а тонко продуманный шаг. Неровности глазури, засохшие капли облицовки и мелкие трещины по всей поверхности дает ощущение законченности изделию.
Виды танского и сунского прикладного искусства многообразны. В это время выделывались по образцу древности бронзовые зеркала, богато украшенные с оборотной стороны пышным рельефным узором цветущих растений, резвящихся животных, птиц и плодов. Мебель, вышивки и ткани этого времени - все предметы художественного ремесла стоят на высоком уровне искусства.
Достигшие в сунское время блестящего мастерства ткани “кэ-сы” (резаный шёлк) особенно близки живописи этого времени. Узоры этих тканей создавались по образцам известных художников. Кэ-сы отличается по виду необычайной мягкостью, нежностью, какой-то особенно драгоценной зернистой матовостью фактуры. Лёгкие птицы на ветвях, пейзажи; распускающиеся бутоны нежно – розовой сливы мэйхуа – основные мотивы кэ-сы.
Процесс изготовления этих тканей происходит следующим образом: на станок натягивается нитяная основа, по которой в ручную ткётся поперечный узор, а затем, отдельно, фон. Каждый цвет узора, каждый тон ткётся также отдельно, благодаря чему узор как бы чуть-чуть отделён от фона откуда и происходит название (резаный шёлк).
Учитель: Изучение Китая началось сравнительно недавно, лишь в конце XIX века. Однако долгое время истинное лицо великой китайской культуры оставалось нераскрытым. В настоящее время гигант, сбросивший с себя оковы многовекового рабства и достигший за короткие годы значительных успехов во многих областях, привлёк к себе внимание ,и величественная история, всепобеждающая сила его древней и самобытной культуры являются как бы ключом к современному Китаю. Огромный, прекрасный и ещё малоизвестный нам мир культуры Китая дополнил собой и бесконечно обогатил наше представление об искусстве. Китай сегодня осваивает бывшие многие столетия недоступным ему достижения Запада, и вместе с тем он бережно сохраняет те ценности, которые созданы трудом и талантом его народа. Настоящее этой грандиозной страны нельзя понять, не зная её прошлого.
Как вы думаете, что это? Конечно веер. Знаете, а веер не всегда являлся аксессуаром, и не всегда служил только для того чтобы им обмахиваться в жару. Давным-давно, китайские воины использовали веера сделанные из металлических пластин в качестве щитов, которыми укрывались от стрел. (Задание 2: Изготовление веера. Из приготовленных заготовок путем сложения сделать веер)
Андрей: Уважаемые туристы следующую нашу остановку мы совершим в Пекинской государственной консерватории. Где мы с вами посмотрим и послушаем, как звучат китайские народные инструменты. На протяжении многих тысячелетий вплоть до наших дней в китайской народной музыке существует звуковая система, состоящая из 5 звуков разной высоты. По этому, для европейца звучание китайской народной музыки кажется необычным. Китайские народные инструменты это в основном ударные, разного рода барабаны, колокольчики, литавры, так же духовые инструменты – флейты, дудочки, лютни; широко распространены щипковые инструменты, такие как – гусли и арфы. В Китае с древности очень популярен театр, и раньше в театрах играли только мужчины, женские роли тоже исполняли мужчины переодетые в женские наряды. (Прослушивание муз фрагмента из оперы “Повесть о белой змейке»”)
Учитель: Когда человек впервые оказывается в Китае, его поражает запах этой страны. Мне хочется, чтобы и вы почувствовали этот аромат, сейчас мы зажжем ароматическую палочку и окунемся в атмосферу ароматов. Аромат благовоний, различных пряностей и специй наполняет воздух. С древних времен Китай славится своими пряностями и продает их по всему миру. Именно для того чтобы продавать шелковые ткани и пряности в далекие времена был проложен Великий шелковый путь, по которому караваны возили различные диковинные товары в дальние страны , в том числе и в Россию.
Чем еще славен Китай? Конечно кухней. Китайская национальная кухня популярна во всем мире. Основу китайской кухни составляют блюда из овощей и риса. Из простых продуктов китайцы готовят просто удивительные блюда.
Китай славен и своими учениями, праздниками. Так, например, 25 февраля 2009 года в Китае отмечался праздник дракона. А вес)ь мир пользуется принципами учения «Фэн-шуй». Что это такое?
Ученик рассказывает о фэн-шуе.
Китайские слова "фэн" и "шуй" означают "ветер" и "вода". Эти образы постоянно находятся в орбите нашего восприятия и суть нашего взаимодействия с ними можно выразить пословицей "что на верху, то и внизу". Наше место в этой системе определяет характер нашего восприятия. Мы можем распоряжаться своей судьбой, создавая или изменяя среду обитания. Во многих отношениях Фэн-шуй служит орудием нашего личного и коллективного развития.
Фэн-шуй определяет условия жилого пространства, оказывающее на нас положительное или отрицательное воздействие. Согласно традиционному учению, обстановка рассказывает нам определенную историю, и если мы будем изменять элементы своего окружения, то сможем улучшить или ухудшить эту историю.
Фэн-шуй – это древнее китайское искусство создания обстановки, основанное на простой предпосылке: "То, где мы находимся, не менее важно, чем то, кем мы являемся". Наше взаимодействие с миром может быть неполноценным, если среда неблагоприятна.
Фэн-шуй необходимо совмещать с другими областями знаний, для удовлетворения конкретных требований определенной культурной среды, географических и климатических условий и просто человеческой уникальности. Следует помнить и о том, что правила фэн-шуй не универсальны для любых производственных условий. Это не таблетка от головной боли. Знание личности является составной частью эффективного действия фэн-шуй.
В своем подходе к фэн-шуй руководствуйтесь теми же критериями, что и при выборе одежды. Большинство людей знает, какая одежда им к лицу, а чего следует избегать, мы делаем выбор в соответствии с нашими представлениями о себе. Сходным образом правила фэн-шуй следует применять к конкретным обстоятельствам в вашей жизни.
Заканчивая наше сегодняшнее путешествие, давайте вспомним:
Что нового вы узнали? Что вас удивило?
Как китайцы называют свою страну? (Поднебесная империя)
Что необычного в архитектуре Китая?
Какое воспоминание у вас появляется, когда вы слышите словосочетание “Терракотовая армия”
Как называются самые популярные в Китае жанры живописи? (“цветы и птицы”, “горы и воды”)
И так, сегодня на уроке мы с вами узнали много нового и интересного о Китае. Я надеюсь, что вы духовно обогатились и приобщились к древней и своеобразной культуре Китая.
Выставление отметок.
Домашнее задание тоже показывается на экране: сочинение-эссе «Мое путешествие по Китаю».
Задания на выбор: презентация, творческая мастерская (с. 205 учебника), анализ мифа, анализ поэтического текста.
Тест.