Цели:
- Образовательные: формирование умений и навыков при решении квадратных уравнений, применение квадратных уравнений при решении задач;
- Развивающие: развитие навыков самоконтроля, развитие речи, формирование самостоятельности в мышлении;
- Воспитательные: воспитание ответственного отношения к учебе, воли и настойчивости для достижения конечных результатов.
Тип урока: обобщающий.
Ход урока
1. Организационный момент. Объявление темы, целей, плана урока.(2 мин.) 2. Устная работа с классом. (10 мин.)На доске записаны уравнения:
- 4 – 4х2 =0,
- 16х2 + 22х – 38 = 0,
- х2 + 36 = 0,
- х 2+ 5х + 4 = 0,
- х2 – х – 30 = 0,
- 16 – 8х + х2 = 0,
- 5х2 + 2 – 11х = 0,
- 5х2 – 26х + 5 = 0,
- 10х2 + 3х + 5 = 0,
- 7х + х2 = 0,
- 5 – 8х + 3х2 = 0,
- х2 + х – 30 = 0,
- 10х2 – 9х + 2 = 0,
- 5х2 – 16х + 12 = 0,
- 2х – 4х2 = 0.
Вопросы классу:
- Какое уравнение называется квадратным?
- Какое уравнение называется неполным?
- Какие из уравнений являются неполными?
- Назовите коэффициенты уравнений.
- Какое уравнение называется приведенным?
- Какие из уравнений являются приведенными?
- Какое выражение называется дискриминантом?
- Как зависит количество корней уравнения от дискриминанта?
- Прочитайте теорему Виета.
- Составьте квадратное уравнение, корнями которого являются числа: 2 и -3; 0,5 и -2; 8 и 5; 5 + v2 и 5 – v2.
- Прочитайте теорему, обратную теореме Виета.
- Решите подбором приведенные квадратные уравнения.
В это время 6 учеников решали на доске уравнения:
х2 – 169 = 0,
7х2 – 15х = 0,
х2 – 11х + 10 = 0,
8х2 + 3х + 3 = 0,
4х 2 – 20х + 25 = 0,
-2х2 = 0.
С классом проводится обсуждение решений уравнений. Учащиеся класса задают дополнительные вопросы. Отвечающие оцениваются.
3. Фронтальная работа (6 мин.)1) К доске приглашается ученик для решения уравнения:
х(3 – х) = (х – 1)(х + 1)
2) К доске приглашается ученик для решения задания:
При каком а один из корней уравнения 2х2 + 2(а – 3)х + 9 = 0 равен 5?
Ученики оцениваются.
4. Групповая работа (8 мин.)Класс разбивается на группы по 4 человека (по 2 парты ). Каждой группе предлагается проанализировать решенное уравнение и найти ошибку.
5. Решение задачи (8 мин.)
1-й вариант 2-й вариант 3-й вариант
Сильный ученик решает на доске задачу № 650
(учебник).
В это время слабым ученикам можно предложить
карточки с разными видами квадратных уравнений.
(см. Приложение 1).
7. Подведение итогов (2 мин.)Учащимся предложено закончить предложения:
- Сегодня на уроке я повторил...
- Сегодня на уроке я закрепил...
- Сегодня на уроке я еще раз убедился...