Цели занятия:
- развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
- познакомить со свойствами воздуха (невидимый, бесцветный) и с его значением для всего живого.
- продолжать учить отвечать развернутыми предложениями.
- активизировать речь и обогащать словарь детей.
- воспитывать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
Словарная работа: невидимый, бесцветный, воздух, пузырьки, струя воздуха, ветерок.
Материалы и оборудование:
- воздушные шары.
- сюрпризная коробочка.
- карта.
- рисунки-подсказки.
- емкости с водой.
- стаканы.
- трубочки.
- карточки с заданиями по ур.развития.
- полотенце.
- кораблики.
- клеенка большая и маленькая.
- веер.
- 2 надутых шарика.
- магнитофон.
Ход занятия
В. Сегодня к нам прилетели два воздушных шарика. А зовут их Ах и Ох. Один веселый, упругий, большой, а другой маленький, худой и грустный.
– Ребята, как вы думаете, почему второй шарик маленький?
Д. В нем нет воздуха, он сдулся. (Повторение)
В. А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим? (Индив.опрос)
Д. Посильнее надуть
В. Как вы думаете, что будет внутри шарика после того как мы его надуем?
Д. Воздух (Индив. и хоров. повторение)
В.Откуда же берется воздух?
Д. Мы его выдыхаем (Индив. и хоров. повторение)
В. Давайте, вместе с вами попробуем вдохнуть и выдохнуть воздух. Теперь подставьте ладонь ко рту– наберите воздух в рот и выдохните (Дети выполняют)
В. Что вы почувствовали?
Д. Движение воздуха (Индив. повторение)
В. Ребята, шары воздушные не просто прилетели к нам в гости, они приглашают нас в путешествие. Вы хотите путешествовать?
Д. Да, хотим.
В. Здесь есть карта. На карте указан путь по которому мы должны идти. И шарики просят чтоб мы обращали внимание на рисунки-подсказки и выполняли задания.
– Ну что готовы? Приготовились, покружились и мы оказались на начале пути.
– Надо посмотреть по карте правильно мы начали путь. Какая здесь подсказка?
Д. Сюрприз.
В. Значит мы на правильном пути. Открываем сюрприз.
– Здесь ребята, лежат шарики. Что же с ними делать?
Опыт №1.
– Надуть шарики, чтобы они стали круглыми и упругими. А чтобы воздух сохранился, шарик зажмите пальцами.
(Дети выполняют)
– Это задание, мы с вами выполнили. Следуем дальше .Шарики держите крепко, чтобы они не улетели .Какая здесь подсказка?
Д. Вода.
– Какое же здесь задание?
Опыт №2.
– Перед вами тазики с водой, опустите шарики с отверствием вниз, медленно разжимая пальцы.
– Что появилось в воде?
Д. Пузырьки. (Повторение)
В. Откуда же они берутся?
Д. Из шариков выходит воздух и в воде появляются пузырьки. (Повторение)
В. Справились с заданием?
Д. Справились.
В. Следуем дальше. Какая здесь подсказка?
Д. Стакан с трубочкой.
В. Правильно. Сейчас узнаем, какое же задание нас ждет.
Опыт №3.
– Возьмите трубочку, подуйте в нее, подставьте ладонь. (Показ)
– Что вы почувствовали?
Д. струю воздуха.
В. А теперь вдохните струю воздуха в трубочку опущенную в воду. Что происходит?
Д. Выходят пузырьки – это воздух. (Повторение)
В. Значит, и из трубочки, и из шарика выходит воздух, который мы сначала вдыхаем, а потом выдыхаем.
– Что выходит из трубочки, и из шарика? (Повторение)
– И с этим заданием справились. Следуем дальше. Какая здесь подсказка?
Д. Глаза.
– Значит, сейчас мы с вами отдохнем.
– Ребята, посмотрите, что находиться вокруг нас?
Д. Столы, книги, мебель.
(Упражнение для глаз)
– Посмотрите влево, вправо, вверх, вниз.
– Действительно нас окружает разнообразная мебель, игрушки, книги.
– Отдохнули? Следуем дальше по карте. Какая здесь подсказка?
Д. Веер.
Опыт №4.
В. Присядем на палас и узнаем задание. Возьмите веер и помашите перед собой.
– Что вы почувствовали?
Д. Ветерок. (Повторение)
В. Как он возникает?
Д. Это движется воздух.
В. Значит, что находится кроме мебели, игрушек вокруг нас?
Д. Воздух. (Повторение)
В. Для чего он нужен человеку?
Д. Чтобы дышать. (Повторение)
– А для кого он еще нужен?
Д. Животным, растениям.
В. Скажите вы видите воздух вокруг нас?
Д. Нет, не видим.
В. Как вы думаете – воздух какой?
Д. Невидимый, бесцветный. (Повторение индив., хоров.)
В. И с этим заданием справились. Следуем дальше. Какая здесь подсказка?
Д. Карточка.
В. Правильно. Сейчас узнаем, какое же задание нас ждет.
– Посмотрите, внимательно на карточку, зачеркните тот лишний рисунок, которому не нужен воздух. (Дети выполняют, проверяем индивидуально, дети объясняют свой выбор)
В. Смотрите на карту. Здесь нарисован самолет. Представьте, что вы самолеты. Чтоб взлететь, нужно вдохнуть как можно больше воздуха (топливо) Вздохнули! А теперь полетели! Крылья самолетов покачиваются, самолеты летят плавно и красиво. Но воздух (топливо) кончается, и самолеты приземляются на аэродром в порт. Направляемся на рисунок-подсказку – кораблики.
(Дети садятся за столы. Включаю музыку)
– Ребята что вы слышите?
Д. Шум моря.
В. Ветер по морю гуляет, волны поднимает. А теперь сядьте красиво, спинки выпрямили. Представьте, что вы настоящие капитаны и перед вами ваши корабли.
– Какое же задание нас ждет?
Опыт №5.
В. Опустите кораблики на воду. Смотрите, они плывут или стоят на месте?
Д. Стоят на месте.
В. Что мы можем сделать, чтобы кораблики поплыли?
Д. Подуть на них.
В. Давайте, подуем.
– Что же двигает наши кораблики?
Д. Воздух. (Повторение)
В. А откуда берется воздух?
Д. Мы его выдыхаем.
В. Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли быстрее?
Д. Посильнее подуть.
В. А теперь глубоко вдохните, наберите воздух и быстро выдохните.
– Поплыли кораблики быстрее? Получилось?!
– Наше путешествие заканчивается. На карте я вижу последнюю подсказку. Написано поиграйте в интересную игру «Раздувайся пузырь».
Почувствуем, как мы раздуваемся, когда вдыхаем воздух, и как сужаемся, когда выдыхаем воздух.
Хороводная игра «Раздувайся пузырь».
Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой кружок, стоя близко друг к другу. Вместе произносят: Раздувайся, пузырь, Раздувайся, большой, Оставайся такой Да не лопайся. Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!». Тогда они отпускают руки и приседают на корточки, говоря при этом: «Хлоп!». Можно также предложить детям после слов «лопнул пузырь» двигаться к центру круга, по-прежнему держась за руки и произнося при этом звук «ш-ш-ш» – воздух выходит. Затем дети снова надувают пузырь – отходят назад, образуя большой круг.
– Вот и закончилось наше путешествие. Скажем спасибо воздушным шарикам?
Д. Да.
В. Скажите пожалуйста, что нас окружает кроме мебели, игрушек, книжек?
(Ответы детей)
– А кто не может жить без воздуха?
(Ответы детей)
– А воздух имеет цвет?
Д. Нет не имеет. Он бесцветный. (Повторение)
В. Мы его видим?
Д. Нет, не видим.
В. Какой он?
Д. Невидимый.
– Молодцы! Вы все верно поняли. Тогда вдохните по больше воздуха и надуйте свои шарики, чтобы они стали круглыми и веселыми.