Комплексный подход к нормализации речи детей с ограниченными возможностями здоровья

Разделы: Коррекционная педагогика


У детей с ограниченными возможностями здоровья, как правило, неустойчивая самооценка, они не верят в собственные силы, эмоционально-волевая сфера у таких детей искажена. У них наблюдаются нарушения координации движений, замкнутость, агрессивность, гиперактивность, медлительность, сниженный уровень памяти, внимания, восприятия, мышления. Все компоненты языковой системы речи ниже возрастной нормы. Наша задача – помочь семье, воспитывающей такого ребенка. Необходимо предусмотреть не только коррекционные проблемы, направленные на предупреждение и преодоление недостатков речи, но и использовать другие приемы и методы воздействия. Необходим комплексный подход к нормализации речи детей с ограниченными возможностями здоровья.

Хочу поделиться опытом работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ и семьи.

На протяжении многих лет в нашем детском саду используется медикаментозное лечение, предложенное узкими специалистами детского поликлинического отделения, и психотерапевтическое воздействие. Для эффективности психотерапии мы стараемся, чтобы сообщаемая информация была полезной и важной для ребенка. Психотерапевтические методы помогают в работе с детьми, имеющими как функциональные, так и органические поражения центральной нервной системы. Понимая, что главным средством психотерапии является слово, преподносим материал кратко, доступно. Мы терпеливые и справедливые наставники для детей. Систематически проводятся беседы, даются разъяснения, как детям, так и родителям. Метод внушения и убеждения дает стабильно хороший эффект. Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в особом внимании к ним, поощрении. В результате рациональной психотерапии, направленной на разумное воспитание и перевоспитание мышления, оценки своего состояния, мы помогаем данной категории детей самоутвердиться в жизни, регулировать свое поведение, исправлять речевые нарушения.

Психотерапевтическое воздействие перекликается с задачами логопедического обучения. Мы стараемся дифференцировать это воздействие по возрасту детей. Если у ребенка не получается какое-либо упражнение, логопед и воспитатели дают совет, как добиться удачи, вселяют уверенность в позитивном результате. При появлении даже минимальных успехов обращаем на них внимание окружающих и ребенка. Ребенку нравится, когда его хвалят в другой группе, кабинете. У нас практикуется получение «звездочек», призов, всевозможных поощрений. В результате этого ребята стремятся к скорой нормализации речи, изменений к лучшему поведению. Весь комплекс психотерапии проводится по принципу преемственности, индивидуального подхода, дифференцированной направленности бесед, разъяснений, убеждений, внушений.

Психотерапевтическое воздействие является важной частью коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи; правильно построенная, систематически проводимая психотерапевтическая работа повышает эффективность помощи детям-логопатам и содействует их социальной адаптации.

Нет такого психологического, педагогического, психотерапевтического направления, которое обошлось бы без использования сказок, которые являются посредниками между внутренним миром педагога и душами воспитанников. Используя метод сказкотерапии, мы развиваем эмоционально-волевую сферу ребенка, корректируем возникшие у него проблемы, развиваем личность, формируем созидательную систему ценностей. Мы считаем, что сказкотерапия – уникальный метод консультирования, коррекции, развития, реабилитации, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Наблюдая за героями, ребенок учится решать проблемы. Мы тактично направляем мысли, чувства, поступки детей в нужное русло. Здоровая идея, что все можно исправить, изменить, становится главной установкой. Достоинство сказок неоспоримо в коррекционной работе: обогащается словарь детей, лексико-грамматическое оформление речи, автоматизируются поставленные звуки. Сказки помогают детям правильно строить диалог, способствуют развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности. Дети с удовольствием учатся по сказкам, сочиняют их, рисуют начало, середину, конец, продолжение сказки.

В начале я довожу до детей замысел сказки, вызываю соответствующий эмоциональный отклик, побуждаю к высказываниям по поводу знакомого материала, затем подвожу к совместному составлению словесных описаний, помогаю активизировать в речи образные выражения, сказочные повторы. Необходима добровольность участия детей и важна мотивация участников. Стараюсь найти адекватный способ включения детей в игру сказкой. Это может быть случай, небылица, отгадывание загадок, музыкальный момент. Я заметила, что у детей нет чувства меры, сдержанности и редко возникает утомление, они раскрепощаются, забывают, что у них есть какие-либо проблемы. Необходимо умело  переключать внимание детей на другой вид деятельности. Хорошо, если после занятия они лепят из пластилина, делают зарисовки.

Дети любят сеансы смехотерапии, которые способствуют коррекции настроения. Они с удовольствием изображают смех героев, адекватно передают собственные состояния в движении, мимики, учатся выразительно интонировать с разной силой голоса в проблемных ситуациях.

Основным объектом, обеспечивающим ребенку возможность самовыражения, накопления опыта и его коррекции в процессе самостоятельной игры, являются куклы. Терапевтические куклы, которые мы применяем на занятиях, формируют у ребенка чувство ответственности за «чужую жизнь», помогают снижать психическое напряжение. Использование куклотерапии помогает ликвидировать переживания детей, улучшить адаптацию, разрешить конфликты. Продуманный подбор игрушек способствует выражению чувств, автоматизации звуков в речи, развитию лексико-грамматических категорий, связной речи. Мы с детьми выяснили, что замысел игрушки мастер может взять из жизни, из сказки. Игрушки могут отражать лексические темы, а могут отсутствовать в реальной жизни. Есть у нас игрушки, помогающие снять агрессию. Это игрушки, которые надевают на руку. Игрушки диких животных мы используем для выражения гнева, страха, хитрости. От имени кукол мы проводим развивающие игры, занятия. Таким образом, осуществляется связь состояния ребенка с ситуациями, которые могут встречаться ему в жизни. В группе у каждого ребенка имеется любимая игрушка, с которой он не расстается даже во время сна. Возможности куклотерапии позволяют решить такие важные коррекционные задачи, как развитие всех компонентов речи, самовыражение дошкольника, достижение эмоциональной устойчивости. Дети с ограниченными возможностями здоровья с удовольствием рассказывают сверстникам о проблемах, разыгрывают сказочные сюжеты от имени героев.

Для уравновешивания эмоционального состояния детей с ограниченными возможностями здоровья мы используем такой метод воздействия, как пескотерапия. Наши наблюдения показывают, что игры с песком положительно влияют на эмоции и являются замечательным средством для развития детей. Ребенок анализирует свои действия, лучше понимает себя и других, у него быстрее развиваются тактильно-кинестетические ощущения и мелкая моторика пальцев рук. Дети становятся более коммуникабельными, раскрепощенными.

Арттерапевтическая работа вызывает у детей и взрослых положительные эмоции. Очень удобно использование этого метода на логопедических и логоритмических занятиях. Мы используем музыку, танец, движения, драматическое искусство. Эта работа мобилизует творческий потенциал детей, создает доверительную обстановку в детском коллективе.

Дети с ограниченными возможностями здоровья не могут играть по правилам, удерживать взятую на себя роль, четко излагать свои мысли. Метод игротерапии помогает исследовать отношения детей. Познавая реальный мир, ребенок проецирует воспринимаемый опыт в игровую ситуацию.

При использовании пиктограмм, схем, таблиц у детей повышается внимание, интерес, речевая активность. Дети привыкают к самоконтролю, а это необходимо для подготовки к обучению в школе. Мнемотехника развивает у детей выдумку, фантазию, умение представить себя на месте другого. Заучивание стихотворений является отличным методом тренировки памяти, поэтому мы используем методы, облегчающие этот процесс. Метод наглядного моделирования является одним из таких методов. В начале мы знакомимся со стихотворением целиком, затем построчно, по смысловым частям. Предлагается подумать и изобразить эти части в рисунках. Наброски могут соответствовать слову, словообразованию, предложению. В свободное время ребенок может проверить себя.

С детьми с ограниченными возможностями здоровья ведется дополнительная работа всеми специалистами по графику и индивидуальному плану. Большую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья оказывают младшие воспитатели. Они помогают детям адаптироваться в непривычных условиях, ведут индивидуальную работу по привитию элементарных культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

Своевременная помощь специалистов детского сада на дому и в ДОУ способствует улучшению здоровья детей и их развитию.

Развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в 1-й и 2-й год обучения

рис.1

Из представленной диаграммы видна динамика развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Приведу пример. Заключение ПМПК при обращении в наш детский сад: Общее недоразвитие речи 1 уровень речевого развития у ребенка с синдромом дизартрии. Врожденная атаксия, логоневроз. Ребенок плохо двигался, в основном по стенке или ползал. Действовал с трудом левой рукой, а правую руку разрабатывали с помощью массажа, физиопроцедур, физических упражнений. Выполнялись рекомендации невролога и психиатра. Осуществляли эту работу старшая медсестра, медсестра по массажу и медсестра по физиотерапии, инструктор по физической культуре. В настоящее время малыш стал самостоятельно двигаться, физкультурные навыки у него удовлетворительные, он может захватывать предметы, рисовать. Большую радость доставляют ему упражнения на развитие мелкой моторики, сбор кубиков, занятия по математике. Удалось привить навыки самообслуживания, бытовые,  культурно-гигиенические, трудовые навыки. Словарь по возрасту, грамматика и связная речь с небольшими нарушениями. Различает и называет основные цвета. Заучивание стихотворений с использованием метода наглядного моделирования. После работы в домашних условиях этот ребенок был введен в состав группы детского сада, а мама получила возможность работать.

2-й год у нас занимается ребенок с двухсторонней сенсоневральной глухотой. До 4-х лет слуховые ориентировки отсутствовали. Ребенку была проведена кохлеарная имплантация на правое ухо. В результате систематических занятий увеличился пассивный словарь,  активный словарь расширился. Метод глобального чтения дал отличный эффект. В настоящее время девочка бегло читает по букварю, понимает прочитанное. Поставленные звуки, хотя и с большим трудом, но вводятся в речь. Предстоит большая работа, и я надеюсь, что у нас все получится.

По итогам психолого-медико-педагогической комиссии дети выписываются в дошкольные и школьные образовательные учреждения. В дальнейшем дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются по программе средней общеобразовательной школы, в единичных случаях – в коррекционной школе 7 и 8 вида.

Таким образом, в результате комплексной работы учителя-логопеда и других специалистов ДОУ у детей с ограниченными возможностями здоровья восстанавливается функция общения, контролируется  поведение, достигается компенсация утраченных способностей, реализуется возможность получения общего образования.