Задачи:
- уточнить и закрепить знания детей о насекомых, домашних животных и птицах;
- развивать устную диалогическую речь;
- корригировать внимание, мышление, восприятие;
- воспитывать положительные эмоции личности;
- развивать певческие навыки.
Оборудование: экологический букварь, картинки насекомых, «зашумленные» картинки, разрезные картинки домашних животных и птиц, мяч, маски гусей, картинки цветов, картинки с силуэтным изображением животных.
Ход урока
1. Организационный момент
– Сегодня мы с вами отправимся в путешествие из города в деревню. На чем поедем?
Мы едем, едем, едем,
В далекие края,
Веселые соседи,
Хорошие друзья,
Тра-та-та (2 р.)
Мы везем с собой ……(дети называют свои имена)
2. Основной этап
– Вот мы и выехали из города. Что вы видите? (экологический букварь: трава, цветы, солнце, насекомые)
– Как назвать их одним словом? (насекомые)
– Узнайте, какие насекомые спрятались на картинке? («зашумленная» картинка).
Дети называют: жук, бабочка, пчела.
– Ребята, встаньте те, у кого картинка с летающим насекомым, ползающим, прыгающим.
(Картинки вывешиваются на доску в три столбика)
– Кто скажет, кто из насекомых приносит пользу человеку? А кто жалит и кусает? (пользу человеку приносят пчелы, а комары, осы жалят и кусают)
– Ребята, давайте поиграем в игру «Один-пять» (игра с мячом)
Один комар – пять комаров
Один жук – пять ….
Один муравей – пять ….
Одна пчела – пять ….
Одна бабочка – пять …..
– Молодцы!
– Отгадайте загадку:
На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (кузнечик)
Учитель музыки: Давайте споем песню «В траве сидел кузнечик»
(дети поют песню про кузнечика)
В траве сидел кузнечик (2 р.)
Совсем как огуречик,
Зелененький он был.
Но вот пришла лягушка,
Прожорливое брюшко, (2 р.)
И съела кузнеца.
Представьте себе (2 р.)
И съела кузнеца.
– Ребята, а кто отгадает еще одну загадку.
Шевелились у цветка
Все 4 лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (бабочка)
– Обведите и раскрасьте бабочку.
– Вы знаете ребята, у меня в конверте лежит предложение, только слова все перепутались. Поможете составить?
Дети составляют предложение на доске из слов: села, цветок, на, бабочка.
– А чем питаются бабочки? (Бабочки питаются нектаром цветов).
– Давайте каждый из вас посадит свою бабочку на цветок. (На доске картинки цветов. Ребенок выходит к доске, прикрепляет бабочку к цветку и составляет предложение: «Бабочка села на …нарцисс.)
– Какие красивые бабочки у вас получились!
– Поехали дальше?
Дети отвечают: Поехали!
– А вот и деревня! Давайте прочитаем как она называется.
Дети читают: «Антошкино».
– Что за название? Как вы думаете?
(Входит Антошка.)
– Здравствуйте ребята! Меня зовут Антошка, поэтому и деревня называется Антошкино.
Учитель музыки: Ребята, давайте поиграем вместе с Антошкой.
(Дети поют песню про Антошку и играют с ним под музыку)
– Ребята, а какие животные живут в деревне? (Коровы, лошади, свиньи, козы, овцы и др.)
– Как назвать их одним словом? (Домашние животные)
– Я прочитаю стихи, а вы найдите отгадку среди силуэтных картинок.
УТКИ
Переваливаясь важно,
В воду прыгнули отважно
И, о чем-то говоря,
В речке плещутся:
– Кря-кря!
КОРОВА
Ходит Зорька по лугам,
Молоко приносит нам.
Жить бы Зорьке в терему,
А она … в хлеву:
– Му-му!
КОНЬ
На скаку играя гривой,
Скачет быстро он, красиво.
Не догонишь, не догонишь.
Ишь как скачет:
– И-го- го!
КУРИЦА
Ищут зернышки подружки
С хохолками на макушке.
От крыльца недалеко
Раздается:
– Ко-ко-ко!
СВИНЬЯ
Пятачок умоет в луже
И торопится на ужин.
Отрубей я ей сварю,
Скажет мне она:
– Хрю-хрю!
КОЗА
Колокольчиком звеня,
Убежала от меня.
Тает луг в вечерней тьме,
Где искать ее?
– Ме-ме!
ГУСЬ
Шея, словно знак вопроса.
Не найти длиннее носа.
Смотрит в поле на стога
И кричит он:
– Га-га!
– На какие две группы можно разделить эти картинки? (Птицы и животные)
– Чем птицы отличаются от животных? (Птицы умеют летать, у них есть крылья, тело покрыто перьями)
– Давайте назовем их ласково: корова – коровка, …
– Отгадайте загадку.
Спит или купается,
Все не раздевается.
День и ночь на ножках
Красные сапожки. (гусь)
Инсценировка песни «Два веселых гуся»
– А сейчас, подойдите и выберите себе конверт с заданием.
Максим – конверт с красным кругом.
Женя – конверт с зеленым квадратом и т.д.
– Соберите разрезную картинку, назовите животное или птицу, как голос подает и кто детеныш.
(У меня лошадь. Она ржет. У лошади жеребенок.)
3. Итог.
– Пора ехать в город.
Мы едем, едем, едем,
В далекие края,
Веселые соседи,
Хорошие друзья.
– Вот мы и вернулись. Понравилось вам путешествие?
– А что запомнилось больше всего?
Список литературы:
- Материал к занятиям по развитию речи. Домашние животные и птицы / Т.И. Подрезова. – М.: Айрис-пресс, 2008.
- Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – синтез, 2007.
- Худенко Е.Д., Барышникова Д.И. Планирование уроков развития речи в 3 классе специальных (коррекционных) школ VIII вида. – М.: АРКТИ, 2004.