Преподавание курса «Экономика. История и современная организация хозяйственной деятельности» для учащихся 7-8-х классов требует от учителя постоянного методического совершенствования. Практика показала, что традиционные методы преподавания экономики, особенно в работе с мотивированными учащимися, в основной школе себя не оправдывают.
Поэтому, в работе с восьмиклассниками становится необходимостью использование современных образовательных технологий.
Урок «Деньги и банки в век электроники» в 8 классе построен по проектной технологии. Урок направлен на реализацию главной цели – формирование умений учащихся анализировать и систематизировать полученные знания. Перед учащимися были поставлены задачи: выяснить схемы действия и значение разного вида платежных карточек; подготовить проекты с использованием информационно-коммуникационных технологий; защитить подготовленные проекты.
Урок рассчитан на два часа. На первом уроке учащиеся знакомятся с этапами проектной деятельности, критериями ее оценки; объединяются в проектные группы и выбирают темы для проектов. Учителем предлагаются темы проектов, такие как «Пророчество Альфреда Блумингдейла», «Карточки для богатых путешественников», «Заправочные карточки» и другие.
В течение недели, до следующего урока, учащиеся разрабатывают сценарии выступлений, посещают банки, заправочные станции, готовят презентации, наглядные материалы: схемы, таблицы, «банковские карточки». Учитель при подготовке проектов находится в роли консультанта.
На втором уроке учащиеся защищают подготовленные проекты. Группа экспертов, выбранных из числа одноклассников, оценивает проекты по заранее объявленным критериям.
Тип урока: изучение новой темы.
Форма урока: проектная деятельность.
Цель урока: формирование умений анализировать и систематизировать полученные знания.
Задачи урока:
- развитие социального кругозора личности в подростковом возрасте, интереса к изучению экономики;
- формирование информационно- технологической компетентности;
- выяснить схемы действия и значение разного вида платежных карточек.
Учитель: Современный человек в
отличие от человека девятнадцатого века, а тем
более человека времен Адама Смита или Маркса,
подавляющую часть своих потребностей
удовлетворяет через деньги или с использованием
денег. Бумажные деньги имеют много недостатков, и
бумажное обращение становится все более и более
обременительным для самой цивилизации. Ведь вся
масса бумажных денег в мире составляет многие
миллионы тонн. А это вырубленные леса, громадное
количество экологически вредных красителей,
быстрый перенос через деньги носителей болезней.
Более того, само бумажное обращение в немалой
степени стимулирует и бумажное
делопроизводство, требующее еще в десятки и
сотни раз больших ресурсов.
Думается, что ни у кого нет сомнений, что XXI век
станет веком именно электронных денег.
Электронное денежное обращение требует на
порядки меньше затрат природных и человеческих
ресурсов. Переход на электронное денежное
обращение станет мощным стимулом перевода на
безбумажные технологии и иных сфер человеческой
деятельности, что сохранит миллионы гектаров
леса, реки, воздух и биосферу.
Учитель знакомит учащихся с темой и целью урока; темами проектов, этапами работы над проектом; критериями оценивания проектов.
Темы проектов:
- Пророчество Альфреда Блумингдейла
- Карточки для богатых путешественников
- Банковские карточки
- Заправочные карточки
- Разновидности банковских карточек
Этапы работы над проектом:
1. Определить тему проекта
2. Сформулировать цель проекта
3. Распределить роли в группе (сбор информации,
конспектирование, подбор иллюстраций,
подготовка презентации, устного ответа и т.д.)
4. Сделать презентацию; устное сообщение,
письменный отчёт, обеспечить объектами
наглядности
5. Провести рефлексию (что узнали, чему научились)
Предполагаемые результаты проектной деятельности:
- Инструкция по использованию карты;
- Статья в журнал «Экономика для школьников»;
- Схема расчетов при помощи карточки;
- Реклама карточки;
- Инсценировка ситуаций;
- И другие.
Критерии оценивания проекта:
- степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
- количество новой информации использованной для выполнения проекта;
- степень осмысления использованной информации;
- оригинальность идеи, способа решения проблемы;
- формулирование цели проекта;
- уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности;
- владение рефлексией;
- творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
- социальное значение полученных результатов.
Учащиеся объединяются в проектные группы, выбирают тему проекта, распределяют роли в группе, готовятся к защите проекта. Подготовительная работа проводится в течение одного урока. На втором уроке происходит защита проектов. Группа экспертов из числа учащихся оценивает деятельность групп по критериям, сообщенным учащимся заранее.
Выводы к уроку:
- На смену бумажным деньгам идут новые деньги, деньги на новом информационном носителе – электронные деньги.
- Электронные деньги являются виртуальными деньгами. Они не имеют вещественного выражения и представляют собой всего лишь информацию, записанную в специализированных банках данных (в денежных банках).
- Распоряжение этими деньгами осуществляется либо через банковские терминалы, либо с помощью персональных денежных контроллеров в виде карточек того или иного вида. При платеже, производимом через электронно-кассовый аппарат в магазине или ином месте, сумма платежа списывается с карточки, а платежеполучатель получает право на выставление платежного требования на сумму платежа (электронный вексель), который он уже и предъявляет в собственный банк.
- Денежные карточки (магнитные, чиповые и т. д.) не несут в себе и не хранят деньги. Они служат только для распоряжения деньгами, которые хранятся на счете в банке.
- Электронизация денежной системы требует создания новой отрасли промышленности – электронно-денежного приборостроения. В сферу этого производства входит изготовление электронных карт, объем производства которых может составить десятки и сотни миллионов единиц, электронных кассовых аппаратов, всякого рода считывающих устройств, большого количества программных продуктов, производство банковских машин, серверов, программ к ним, сетевого и коммуникационного оборудования и многого другого.
Приложения к уроку:
- Проект учащихся. Сценка «Пророчество Альфреда Блумингдейла» (Приложение 1)
- Презентация урока (Приложение 2)
- Презентации учащихся (Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5)