ЦЕЛЬ:
- Обобщить и проверить знания учащихся приёмов сложения, вычитания и состава числа в пределах 10;
- Совершенствовать умение составлять и решать задачи: на уменьшение и увеличение числа, разностное сравнение, нахождение суммы;
- Развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь учащихся, умение наблюдать, анализировать, рассуждать;
- Прививать аккуратность, воспитывать культурное поведение в общественном транспорте.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедиа, экран, счётные палочки, картонный паровоз с вагонами, таблички с названиями станций, два бумажных цветка, конверты с цветными картинками, математические веера.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент:
"Весёлая разминка" (СЛАЙД №1)
(учащиеся проговаривают слова и повторяют движения за учителем)
Левая, правая строят города,
Левая, правая водят поезда.
Левая, правая могут шить и штопать,
Левая, правая могут громко хлопать.
II. Сообщение темы и цели урока
. (СЛАЙД №2)уч -ль: Ребята, сегодня необычный урок, а урок путешествие по математическим станциям по теме: "Сложение и вычитание в пределах 10".
Во время путешествия нам предстоит: (СЛАЙД №3)
Таблицу сложения и вычитания повторить;
Думать, рассуждать, творить
И конечно задачи решить!
III. Подготовка к путешествию.
уч -ль: Ребята, отгадайте загадку и узнаете, на чём будем путешествовать.
Загадка:
Железные избушки держатся друг за дружку,
Одна с трубой тянет всех за собой (паровоз, поезд)
Верно! Это паровоз. (слайд №4)
Чтобы ход паровозу набрать,
Число на нём предстоит угадать.
Я думаю, это не трудный вопрос
Число - это сумма всех весёлых колёс! (сумма равна 10)
уч -ль: Наш паровоз готов! Но вот вагоны отцеплены. Давайте их составим.
(на доске помещён паровоз и отцепленные вагоны, на которых написаны числовые выражения)
1 задание: "Составим поезд". Прочитайте и решите числовое выражение, а ответ выражения покажет номер вагона по порядку.
2+2 |
2+1 |
10 - 9 |
4 - 2 |
Поезд наш готов! Садимся поудобнее и отправляемся в путь! Ребята, давайте вспомним правила поведения в транспорте.
2 задание: беседа "Поведение человека в общественном транспорте".
уч -ль: Какие правила пассажир обязан соблюдать в общественном транспорте?
- Не сорить; (слайд № 5)
- Не кричать, разговаривать тихо;
- Не толкаться;
- Уступать место старшим;
Молодцы! Надеюсь, что вы всегда будете культурными и вежливыми пассажирами.
IV. Устный счёт.
I. Станция: "Эстафетная".(на доске табличка с названием станции)
1. Игра "Поторопись - да не ошибись".
(на доске записаны столбики чисел для двух команд)
уч -ль: Назовите,состав каких чисел выделен в рамке? Вам необходимо найти другие пары чисел, сумма которых равна 9 и 10. В этой игре участвуют 2 команды, выигрывает команда, которая быстрее обведёт сумму данных чисел.
7 3 5 2 1 3 2 7 4 9 1 3 8 4 5 2 8 2 5 8 1 8 6 4 4 5 5 3 5 2 3 6 3 9 6 4 4 4 0 9
2. Игра "Собери ромашку".
(на доске: лепестки ромашки с различными числовыми выражениями и "сердцевинками" 7 и 8)
уч -ль: В этой игре участвуют 2 команды. Сначала к доске выходят по одному человеку от каждой команды, они находят подходящий лепесток для своего цветка и садятся на место и т. д. выигрывает команда, которая быстрее соберёт ромашку.
V. Проверка знаний, умений и навыков учащихся.
II Станция: "Проверь себя". (слайд №6)
1. Тест "Сложение и вычитание до 10".
(учащимся раздаются листочки с тестом).
1. Обведи кружком вычитаемое:
9 - 5 = 4
2. Обведи кружком значение суммы:
6 + 4 = 10
3. Отметь знаком V верный ответ. Можно ли переставлять местами уменьшаемое и вычитаемое?
Можно
Нельзя
4. Отметь знаком V верный ответ. Уменьшаемое 9, вычитаемое 3.Разность равна:
5
6
7
5. Число уменьшили на несколько единиц. Какое действие выполнили? Отметь знаком V
Сложение
Вычитание
6. Отметь знаком V верный ответ. Число 5 меньше числа 9:
На 4
На 3
На 2 ?
7. Отметь знаком V верный ответ. В букете 6 белых и 8 жёлтых роз. На сколько белых роз меньше, чем жёлтых?
На 1
На 3
На 2
8. Подчеркни верное неравенство:
5 л < 4 л
6 л > 1 л
2. Проверка теста. (слайд № 7)
(Дети сигналят светофорчиками. Верный ответ - зелёный сигнал, ошибка в задании красный сигнал).
Физминутка для глаз (слайд № 8)
III. Станция "Геометрическая".3. Назови геометрические фигуры. (слайд № 9)
(на слайде помещены: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, отрезок, горизонтальная и вертикальная прямая линия, ломаная линия ).
уч -ль: Ребята, что вы знаете о треугольнике? Сколько звеньев в ломанной линии? Как по - другому называется квадрат?
4. Выложи фигуру. (слайд №10)
(из счётных палочек учащиеся выкладывают на парте фигуру)
уч -ль: Сосчитай, сколько палочек нужно, чтобы выложить фигуру, как на рисунке.
Возьми нужное число палочек и выложи такую фигуру. (10 палочек) Сколько получилось прямоугольников?
Убери 2 палочки так, чтобы остался один прямоугольник?
ФИЗМИНУТКА:
IV. Станция "Задачная".Дружно за руки взялись!
Руки вверх, руки вниз!
Руки быстро в кулачок,
Положили на бочок.
Вправо - влево покачались,
Назад - вперёд, назад - вперёд,
Ну-ка, кто там отстаёт?
5. Задача на смекалку. (слайд № 11)
уч -ль: По рисункам узнай массу гуся и массу курицы.
На сколько масса курицы меньше массы гуся?
6. Составление и решение задачи. (слайд № 12)
(учащиеся составляют условие и вопрос к задаче по картинке, а после разбора задачи решение записывают в тетради самостоятельно).
- ответы учащихся.
7. Индивидуальная работа по карточкам.
(для тех учащихся, кто быстро справится с решением задачи)
V. Станция "Игровая".
8. Работа в паре "Собери картинку" (слайд № 13)
(каждой паре учащимся: раздаётся конверт с разрезанной картинкой и карточкой с числовыми выражениями )
уч -ль: Ребята, в этом задании нужно посчитать выражение на карточке и найти соответствующий ответ на карточке с картинкой. Кто посчитает без ошибок, получится красивый сказочный персонаж.
VI. Итог урока. Рефлексия.
уч -ль: Ребята, на этом наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось путешествовать по математическим станциям? Чему вы учились во время путешествия? Мне ещё очень хочется узнать, а какое у вас настроение после путешествия? Давайте полюбуемся своим настроением и выразим его в цвете. Закрасим лепестки у цветочка - настроения цветными карандашами.
- Красный цвет - отличное настроение;
- Зелёный цвет - хорошее настроение;
- Синий цвет - плохое настроение.
(учащиеся закрашивают лепестки, а затем на доску прикрепляют лепесток к "сердцевинке" )
уч -ль: Молодцы! (учитель хвалит каждого ребёнка за работу на уроке).