ЦЕЛЬ:
- Научить решать примеры вида 5-0; повторить свойства вычитания, а именно:
- Из меньшего числа нельзя вычесть большее;
- Если уменьшаемое и вычитаемое - равные числа, то разность равно 0.
- Развивать самостоятельность, инициативность, умение производить контроль и самоконтроль (а это один из основных компонентов учебной деятельности).
- Воспитывать культуру поведения на уроке, формировать положительную школьную мотивацию.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Иллюстрированный материал к сказке "Колобок";
- Числовой ряд от 0 до 10.
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА.
Прозвенел и смол звонок, начинается урок.
Мы за парты тихо сели и на доску посмотрели.
Запустим "ракету хорошего настроения".
II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ.
Сегодня на уроке мы очутимся в гостях у сказки.
(открыть доску)
0123456789 10 Дед и баба заяц медведь 2-0=? 6-0=? Колобок волк 9+0=9
0=9
0=0
0+1=0
8=3
лиса 9-
1-
5-
Как называется сказка? ("Колобок").
Испекла баба колобка и положила его на окно остужаться, а колобок взял и спрыгнул.
Продолжите сказку...
(до слов "Не ешь меня, заяц ...)
А заяц говорит: "Не нужна мне песенка, колобок, выполни моё задание, тогда отпущу тебя."
Делать нечего. Согласился колобок. Но, ребята, колобок ведь только родился, он ещё многого не знает. Давайте поможем ему справиться с заданием.
III. НОВЫЙ МАТЕРИАЛ.
1. - Прочитайте 1-й пример. Сколько получится?
2-0=?
6-0=?
Научите колобка рассуждать с помощью шкалы линейки.
На какое число должен встать колобок?
Нужно вычесть 0. Должен ли колобок двигаться?
(Нет, ведь круглый 0 такой хорошенький, но не значит ничегошеньки).
Так колобок и остался на месте.
0 1 2 3 ...
2-0=2
Решите второй пример (С объяснением)
ИТАК, если из числа вычесть 0, изменится ли число?
Ребята, колобку понравилось решать примеры с нулём, ведь он и сам на ноль похож.
Поднимите руку те, кому тоже понравилось решать такие примеры.
2. Первичное закрепление.
Тогда откройте учебник на с. 16, N40.
Рассмотрите эти примеры. Чем они похожи?
(1. Все на вычитание. 2. Во всех примерах надо вычесть 0.)
Решим примеры, записывая их в тетради.
Кто может решить эти примеры без использования линейки?
Записываем 1-ый пример. Саша, диктуй!
8-0=8 | 7-0= | решите 2 примера самостоятельно. |
1-0=1 | 15-0= |
ПРОВЕРКА: - Зачитайте ответы 2-го столбика.
Итак, продолжите мою мысль: "если из числа вычесть 0, ...
(... то число не изменится, или .. .то получится тоже самое число.)
Не съел заяц колобка, потому что мы помогли ему справиться с заданием.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.
1. - Покатился колобок дальше. Катится, катится колобок, а навстречу ему ...
(волк, зубами щёлк)
Что говорит? (Колобок, колобок, я тебя съем)
А если хочешь живым остаться, выполни моё задание.
Конечно же, колобок согласился. Ведь у него есть такие хорошие друзья - это ребята 1 класса А. Не оставим колобка в беде?!
Волк дал колобку для решения 5 примеров. И если хоть один пример будет решён неверно, волк колобка съест. Подумал колобок и записал такие ответы...
(смотри выше, II этап урока -(доска)).
Проверим, нет ли ошибок? Ведь от этого зависит жизнь колобка.
(объяснить неверно решённые примеры)
Отпустил волк колобка. Обрадовался колобок. Конечно, ведь он во 2-ой раз жизнь свою спас. Катится, катится колобок, а кругом травка зеленная, цветы растут. Давайте и мы порадуемся.
ФИЗМИНУТКА
1,2,3,4,5 - вышли дети погулять. Остановились на лугу.
Я вперёд быстрей бегу. Лютики, ромашки, золотые кашки.
Собирал наш дружный класс. Вот какой букет у нас.
2. - Вдруг навстречу колобку медведь, да как начал, как начал реветь: "Колобок, колобок, реши задачу, а не то я тебя съем.
Устал колобок, от этих приключений, но жизнь дорога. Согласился он решить задачу с нашей помощью.
Рабочая тетрадь на печатной основе: с. 11.N23.
Прочитаем задание.
Что значит поровну? (На какой полке одинаковое количество тетрадей,)
Сколько полок, сосчитайте.
Итак, а это задача? (Если "да" - вопрос: "А что же нужно узнать в этой задаче?")
- Поставьте вопрос к задаче. (Сколько тетрадей на каждой полке?)
Как думаете, по сколько тетрадей будет на каждой полке?
Проверим ваше предложение.
Возьмите 8 фишек.
Разложим их на полки сначала по одной: на верхнюю полку одну, на 2-ю полку одну (и т.д.)
Остались фишки? (Да)
По сколько фишек на каждой полке?
Как записать решение? (Мы 8 тетрадей разложили, разделили на 4 полки)
8:4=2 Ответ: 2.
Уберите фишки. Закройте тетради и положите их на край парты.
3). - Покатился колобок дальше. Катится, катится колобок, а навстречу ему ... (лиса)
А она - хитрая-прехитрая. Дала ему целых 2 задания.
Откройте учебник на с. 17, № 46.
Как называются линии, ограниченные с двух сторон? (отрезки)
Как думаете, какое задание дала лиса колобку? (измерить длину отрезкой)
Поможем колобку. Какой инструмент понадобится?
Помните, что начало отрезка должно совпадать с цифрой 0 на шкале линейки. Длину отрезка подпишите сверху. Напоминаю, что слово сантиметр сокращенно пишется вот так: см.
Проверка: - Отрезки какого цвета имеют одинаковую длину?
Какова их длина? (6 см.)
Какова длина красного отрезка? (8 см.)
Сложный вопрос: "На сколько см красный отрезок длиннее синего отрезка?" (на 2 см.)
3). - Послушайте загадку, которую загадала колобку хитрая лиса (отгадку поймайте в кулачек)
Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая, (сорока)
Как догадались?
Найдите сороку внизу страницы.
Сколько букв в слове "сорока"?
Прочитайте задание лисы.
Сколько букв должно быть в новом слове? (4)
Какие слова мог придумать колобок? (баба, лиса)
Запишите в рамочке любое слово из 4 букв.
V. ИТОГ.
Похвалила лиса колобка, но и расстроилась тоже: ведь она осталась голодной. И тогда решила лиса пойти на хитрость и задала колобку такой вопрос: "А знаешь ли ты, колобок, какой ты формы?"
Колобок говорит: "Знаю, я имею форму круга".
А вы, ребята, согласны с ответом колобка? (Нет, он имеет форму шара) (В случае неправильного ответа:
Чем отличается круг от шара?
Как вы думаете, колобок плоский или объёмный? Колобок имеет форму шара (хотя на плоскости шар изображается в виде круга)).
Так и осталась лиса ни с чем. А колобок покатился дальше.
ТУТ И СКАЗКЕ КОНЕЦ. А КТО СЛУШАЛ - МОЛОДЕЦ!
РЕЗЕРВ:
Графический диктант "Путешествие точки"