В программе Министерства образования РФ "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2005-2010 гг." прописано о необходимости "повышения общественного статуса патриотического воспитания в образовательных учреждениях всех уровней - от дошкольного до высшего профессионального".
Патриотическое воспитание - это процесс формирования политически сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культуры.
Автор программы "Детский сад - Дом радости" Н. М. Крылова выделяет одно из направлений работы с воспитанниками - приобщение ребёнка к основам духовной культуры и интеллигентности. По её мнению патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни - на занятиях и в окружающей действительности. Воспитание патриотических чувств у дошкольников на сегодняшний день является актуальным. Актуальность этого направления связана, прежде всего, с особенностями детей дошкольного возраста, так как в этот период происходит формирование духовно - нравственной основы ребёнка, его эмоций, чувств, мышления, социальная адаптация в обществе и оттого, как они будут сформированы, во многом зависит всё последующее развитие ребёнка.
Для осуществления данного направления определи цель: воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через разные виды деятельности. Работу с детьми планировали с учётом особенностей личностного, психического и духовного развития ребёнка. Содержание распределили по блокам: "Знакомство с историей России"; "Край, в котором ты живёшь"; "Великие люди России".
Воспитание у детей патриотических чувств успешно проходит в процессе приобщения их к культурному наследию. Благодатный педагогический материал веками накапливался в устном народном творчестве - фольклорных и классических произведениях, в произведениях русских художников, музыкантов, архитекторов.
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей России осуществлялось через разные формы работы: занятия "Россия - Родина моя", "Кремль"; занятие-сказание о Москве; беседа "О государственной символике", "Гимн России"; развлечение "Мы живём в России"; презентация фильма "Россия, как много в этом слове!". В самостоятельной художественной деятельности рисовали Красную площадь с воспитанниками; организовали строительную игру "На красной площади", читали художественные произведения: С. Баруздина, Б. Житкова, Ю. Степанова и др.
Россия - это не только Москва. Кремль, Красная площадь, а ещё и разные старинные города, в которых живут люди разных национальностей, имеющие свою историю, культуру, традиции. Дети с интересом рассматривали открытки, буклеты о городах, посмотрели фильм "Города старинные, звон колоколов!". Посещали выставки, на которых были представлены посуда и игрушки, расписанные хохломскими и гжельскими мастерами. Для обогащения и систематизации знаний детей о России в группе оформили уголок "Мир России", в котором имеются книжки-самоделки о России, портрет президента России, иллюстрации с символикой российского государства, буклеты, книги о Москве и городах России.
О силе и славе матушки-России, о любви и верности русских людей рассказывалось в книгах, былинах, которые передавались из поколения в поколение. О ратных сражениях богатырей русских: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича узнали дети из книги "Русские богатыри", на занятие - сказание о И. В. Карнауховой - собирательнице былин о богатырях русских. С интересом рассматривали картины художников В. Васнецова "Богатыри"; М. Карамзина "Добрыня Никитич на пиру у князя Владимира"; И.Е.Репина "Садко". Свои впечатления о подвигах, славе богатырей отражали в работах по изобразительной и речевой деятельности, оформили творческую книгу "Богатыри земли русской!" и выставку детского творчества "Русь богатырская!"
Есть события в истории России, о которых помнят очень долго, которые вызывают интерес к прошлому России, к службе солдат в русской армии. При проведении посиделок "Гусары в России" дети узнали об образовании гусарских полков, об участии их в битвах, сражениях, о легендарном русском гусаре-поэте Денисе Давыдове.
Имея представления о гусарах, дети с желанием приступили к подготовке и участию в городском конкурсе строя и песни "Есть у нас пилоты, есть и моряки!", представив отряд гусаров. Дошкольники имеют представление о назначении и функциях армии, о некоторых родах войск. К празднику день защитника Отечества провели досуг "Вот какой - самый лучший папа мой!".
Незабываемый день - день Победы. В канун этого праздника вся страна чествует ветеранов, героев Великой Отечественной войны. Дети готовились к встрече с ветеранами войны и приготовили для них праздничный концерт "Этот день Победы помнит вся страна". К этой знаменательной дате была организована автобусная экскурсия к памятникам героев войны с возложением цветов. Трогательно и торжественно проходила данная церемония, при которой ни один ребёнок не остался равнодушным, выражая свои ощущения и впечатления.
Любовь к большой Родине начинается с любви к малой. Чем больше дошкольник будет знать о родном городе, тем больше будет любить его, надо показать детям, что он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. "Мой любимый город Соликамск" - так называлось занятие, на котором дети узнали о достопримечательностях города. Посмотрев фильм "Соликамск в прошлом и настоящем" и совершив экскурсию на тему: "Путешествие по городу соли и грёз" (с посещением музея "Усть - Боровской солеваренный завод"), увидели, как в далёком прошлом добывали соль братья Калиниковы, на заводе купца Рязанцева. С интересом и любопытством рассматривали рассолоподъёмную скважину, огромную чугунную сковороду, на которой выпаривали соль, палати для просушки соли.
Организуя поездки по Соликамску, у детей появилась возможность увидеть историческую панораму города: архитектурные ансамбли Троицкого собора, Богоявленскую церковь, Дом Воеводы; предприятия, культурные центры. В группе оформили уголок "Мир города", где находится необходимый материал для закрепления знаний детей о городе: альбомы о градообразующих предприятиях, продукты детской деятельности: "творческие книги", альбомы, поделки, макет города, фильм "Соликамск - соляная столица России", доклады воспитанников с которыми они участвовали на детской конференции "Мой любимый город - Соликамск".
Бережное отношение к природе - один из показателей проявления патриотических чувств у дошкольников. Наш Пермский край богат природными ресурсами, красивыми лесами, животным миром. Очень часто совершаем экскурсии в парк, лес. Детям предоставляем возможность увидеть красоту окружающей природы, взаимодействие людей с окружающим миром.
Незабываемым был поход "В гости к матушке Природе" и поездка на водоём, из которых дети узнали, что каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький очень значим и нуждается в бережном отношении к нему.
Россия - великая страна, славившаяся именами людей, внесшими огромный вклад в русскую культуру. При ознакомлении старших дошкольников с великими людьми России провели цикл занятий: "Занятие-сказание о В. И. Дале", "Л. Н. Толстой - великий друг детей", "А. В. Суворов - великий полководец России".
Ни в одной стране не возникло такой семьи гигантов, таких величайших мастеров, такого ярчайшего созвездия блистательных имён, как в России.
Н. М. Крылова предоставляет нам, педагогам, большую возможность знакомить детей старшего дошкольного возраста с историческими фактами из жизни великих людей России: адмиралом П. С. Нахимовым, учёным-академиком М. В. Ломоносовым, с деятельностью подвижника русского языка В. И. Далем, учёными: Д. И Менделеевым, К. Э. Циолковским и многими другими великими людьми России. Над творчеством великого русского поэта А. С. Пушкина, работали не один год. Дети знакомы с биографией поэта, знают его произведения, совершили увлекательную, познавательную экскурсию "В музей - квартиру А. С. Пушкина", были участниками пушкинских праздников: "В Лукоморье путь отрыт", в попурри "Что за прелесть эти сказки!" (по сказкам А. С. Пушкина).
Содержательная и интересная форма работы - реализация творческого проекта "Великие люди России", в котором приняли участие дети и их родители. Тщательно анализировали выбор темы, подбирали материал и оформляли проекты. На заключительном этапе работы воспитанники выступили с презентацией результатов своего труда перед сверстниками и родителями учреждения.
Таким образом, формируя знания детей о России, приобщая их к культурному наследию и раскрывая детям красоту родной природы, мы не только способствуем развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, а воспитываем у них патриотические чувства и духовные качества, используя при этом разные виды деятельности.