Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но и формирование универсальных учебных действий (УУД) обеспечивающих умение учиться. Таким образом, наряду со знаниевым компонентом (функциональной грамотностью младшего школьника – умением читать, писать, считать), в содержании обучения представлен деятельностный компонент, который прописан в ФГОС и в полной мере реализуется в системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Отличительной особенностью деятельностной парадигмы образования, заложенной в концепции системы Л.В.Занкова является не формирование определённой суммы ЗУН, а формирование ключевых компетентностей и УУД. К числу познавательных УУД относится умение работать с информацией, представленной в разных видах и разных источниках (хрестоматиях, словарях, справочниках, периодических изданиях, Интернете). В тоже время, умение работать с информацией является базовой характеристикой информационной культуры. Следовательно, одной из приоритетных задач системы Л.В.Занкова является формирование информационной культуры.
Информационная культура в системе Л.В.Занкова формируется средствами каждого учебного предмета. Но среди учебных дисциплин приоритетное место для формирования информационной культуры принадлежит информатике. Однако, в БУП начальной школы согласно ФГОС не выделено отдельного часа на изучение информатики. Информатика включается, как модуль в предметную область “Математика - Информатика” или “Технология”. Но мы считаем, что включение модуля в данные предметы не сможет сформировать единую, целостную информационную картину мира. Это будут разрозненные знания. А у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление об информационном мире. Поэтому, реализуя на практике систему Л.В.Занкова, мы дополнили её УМК по информатике для учащихся 2-4 классов “Первые шаги в мир информатики”.
Содержание УМК соответствует требованиям ФГОС второго поколения, письму Министерства образования РФ от 17.12.2001 №957/13-13 "Методическое письмо по вопросам обучения информатике в начальной школе", технологии и принципам развивающего обучения Л.В.Занкова, и направлен на формирование УУД, включающих умения учиться, добывать информацию, извлекать из неё необходимые знания.
Цели и задачи курса “Первые шаги в мир информатики”
Основная цель курса - формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности, с использованием компьютера.
Задачи:
- Усвоение системы понятий, связанных с формированием у учащихся представлений об информатике как о фундаментальной науке.
- Овладение конкретными навыками использования информационных технологий в различных областях деятельности.
- Формирование информационной культуры, информационной этики, бережного отношение к технике и источникам информации.
- Формирование информационной картины мира
Принципы построения курса
Курс по информатике “Первые шаги в мир информатики” базируется на принципах развивающего обучения Л.В.Занкова.
1. Обучение на высоком уровне трудности.
Несмотря на доступную и занимательную форму изложения материала, овладение информационными категориями является достаточно трудной задачей, для решения которой ребёнку необходимо прилагать некоторое усилие.
2. Быстрый темп изучения материала.
На каждом уроке ученики сталкиваются с новым материалом, либо с отработкой ранее изученного материала с новым взглядом.
3. Принцип научности.
В процессе знакомства с новыми понятиями или категориями происходит опора на науку, как источник системы понятий, закономерностей. Все вводимые информационные термины направлены на осознание, а не на заучивание.
4. Осознание процесса учения.
Изучая информационные понятия, учащиеся находят взаимосвязи с другими областями знаний и с окружающей жизнью.
5. Принцип наглядности.
В каждый урок включены иллюстрации, которые помогают детям представить, воспринять и понять новые информационные понятия и категории. Многие иллюстрации даны для закрепления изученного.
6. Принцип доступности.
Материал, представленный в учебнике, ориентирован на младших школьников с их психолого-физиологическими особенностями, уровнем знаний соответствующим данному возрасту и любой системе обучения.
7. Принцип целостности.
Содержание материала ориентировано на знакомство с основными понятиями и категориями информатики, которые являются фундаментом для осознанного изучения предмета в основной школе.
8. Продвижения в развитии всех учащихся, в том числе самых сильных и самых слабых.
Организация непрерывного процесса обучения младших школьников информатике в соответствии с принципами функционирования современной информационной среды.
Особенности курса:
Данный курс в полном объёме соответствует рекомендациям письма Министерства образования Российской Федерации от 17.12.2001 №957/13-13 “Методическое письмо по вопросам обучения информатике в начальной школе” и требованиям, предъявляемым к знаниям и умениям выпускников начальной школы в области информатики, отражённым в ФГОС второго поколения.
УМК “Первые шаги в мир информатики” носит пропедевтический характер – подготавливает к изучению информатики в средней школе. Линии обучения информатике в начальной школе соответствуют линиям основной школы, но ревизуются на пропедевтическом уровне.
Учебный материал подобран в соответствии с возрастными особенностями младшего школьника и уровнем его знаний в соответствующем классе начальной школы. Практико-ориентирован на формирование умений работать с информацией (минимальный объём теоретических знаний, большое количество практических заданий и игр).
Знакомство с основными понятиями происходит через проблему, которая возникает в начале урока в ходе диалога героев-помощников Мити и Али. Они предлагают учащимся поразмышлять, подумать и разрешить проблему. Тем самым учащиеся сами открывают новое знание с опорой на жизненный опыт и на имеющиеся знания. Ничего не даётся в готовом виде.
Курс предусматривает изучение информатики в двух вариантах бескомпьютерном и компьютерном - при наличии компьютеров в школе. Бескомпьютерная составляющая нацелена на изучение основ компьютерной грамотности, овладение понятийным аппаратом, формирование готовности к встрече с компьютером при дальнейшем обучении. Компьютерная составляющая предусматривает работу с компьютером, формирование первичных умений работать с информацией с помощью компьютера. В идеальном варианте изучаются 2 составляющих. Особенностью обучения информатике при использовании компьютера является постепенное наращивание компьютерной составляющей курса.
Методический аппарат учебника позволяет вести данный курс учителям начальных классов без специальной подготовки. При этом компьютеры использовать не обязательно. В случае использования персональных компьютером учителю начальных классов необходимо иметь элементарные знания работы на компьютере. Ведение уроков информатики учителями начальных классов позволяет создавать механизм для переноса формируемых на уроках информатики умственных действий на уроки по базовым дисциплинам.
Что включено в содержание курса?
Данный учебный курс рассчитан на 34 часа в год (1час в неделю). Во 2 классе предусмотрено знакомство с понятийным аппаратом информатики (информация, источники информации, виды информации, алгоритм и т.д.). В 3-ем классе предусмотрено знакомство с компьютером (основными устройствами компьютера, организацией информации в компьютере, знакомством с текстовым и графическим редактором Microsoft Word). В 4-ом классе предусмотрено знакомство с информационной деятельностью человека, информационной безопасностью, сетью Интернет). В содержание учебного материала третьего и четвёртого класса включен модуль “Учимся работать на компьютере”.
Таким образом, внедряя УМК по информатике “Первые шаги в мир информатики” для учащихся 2-4 классов в систему развивающего обучения Л.В.Занкова, всесторонне решается приоритетная задача - формирование информационной культуры младших школьников. Реализуя в школьной практике систему Л.В.Занкова в сочетании с УМК “Первые шаги в мир информатики”, который соответствует концептуальным идеям данной системы, школа выполняет социальный заказ информационного общества, а также требования ФГОС второго поколения.