Цели:
- формировать навык правильного, осознанного, выразительного чтения;
- совершенствовать восприятие, понимание текста;
- познакомить учащихся с творчеством Н.Н.Носова;
- развивать интерес к чтению, память, творческие способности уч-ся;
- воспитывать нравственные качества;
- способствовать развитию умения выражать свои мысли и чувства.
Оборудование:
- портрет писателя Н.Н.Носова,
- выставка книг "Произведения Н.Носова",
- учебник "Литературное чтение" 4 класс,III часть, автор О.В.Кубасова
- индивидуальные карточки для самостоятельной работы.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Настрой детей на учебный день, на урок литературного чтения
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Подарите улыбки друг другу:
- Улыбнитесь друг другу! Приятного Вам учебного дня!
- Начинаем урок литературного чтения!
III. Проверка домашнего задания.
1) Пьеса С.Я.Маршака "Про козла".
Каковы особенности пьесы?
(Пьеса- это любое драматическое произведение, предназначенное для театра- трагедия, комедия, драма, водевиль. Если хотят поставить на сцене спектакль по роману или повести, то этот роман или эту повесть инсценируют, т.е. превращают в пьесу.)
Как называют персонажей пьесы?
(персонаж пьесы- человек, действующий сейчас, сию минуту, на наших глазах, в нашем присутствие)
2) Инсценировка пьесы- 1 действие
Спасибо! Молодцы!
3). игра "Внимательный читатель" по тексту пьесы.
Чьи это слова?
-Жил я, баба, много лет. Видел баба, белый свет. А таких разумных слов Не слыхал я от козлов. (дед) |
Баю-баюшки-баю, Я вам песенку спою, Как мой дядюшка-козёл. В огородники пошёл Всю капусту прополол. Где была капуста, Нынче стало пусто:(козел) |
-Сбегать по воду пора. Дай-ка, баба, два ведра (козёл) |
|
-А, попался, длиннорогий Нас здесь семеро волков. Вкусный ужин нам готов. (волк) |
- Ах, козел, ты наш козел! Ты куда от нас ушел? (баба) |
Если смерть моя пришла, Растопчу я вас рогами! Заколю я вас рогами! (козёл) |
Я грибов набрал немножко: Только где мое лукошко?(козел) |
А у козлика-козла Шубка белая цела. Целы глазки, целы ножки. Борода, копытца, рожки (дед) |
IV. Сообщение темы.
1) Целевая установка
Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с пьесами.
Но сначала вспомните, из какого произведения следующие строки:
"Мы с Мишкой решили бороться за красное знамя:Наш огород был недалеко от реки. Мы измерили землю рулеткой, наметили участки и вбили колышки с номерами." ("Огородники")
Кто автор этого произведения? (Н.Носов)
Какое ещё произведение этого автора вы читали на уроке в этом учебном году? "Клякса"
А как вы думаете, почему сейчас мы вспомнили о Н.Носове?
Правильно, потому что повесть, которую мы будем читать сегодня на уроке, написал Н.Носов и называется она "Витя Малеев в школе и дома".
Повесть "Витя Малеев в школе и дома" состоит из 21 главы, мы сегодня будем читать только 15 главу.
Что характерно для произведений Н.Носова? (они весёлые, короткие, смешные)
Кто является главным героем его произведений?
(мальчишка, по имени которого зачастую и ведётся рассказ)
2) Рассказ о Н.Носове.
3) Работа с книгой.
Читая тексты, вы должны ответить на вопросы:
"Кто является главным героем повести?
а) Чтение главы 15ой произведения Н.Носова "Витя Малеев в школе и дома"
- учитель,
- по ролям,
- по цепочке-до слов:запрыгал по комнате (стр.24),
- работа над содержанием 1 части.
1) Кто навестил Шишкина в тот день? (Витя Малеев, одноклассники)
2) А кто навещал его каждый день? (Витя Малеев)
3) Был ли Шишкин рад приходу ребят? Почему?
(нет, потому что он не был болен)
4) Каким голосом Костя разговаривал с ребятами?
(неуверенно, заикается, отвечает тем же словами что и вопросы)
5) Какой диагноз, по словам Шишкина, был поставлен ему доктором?
(апендикос)
6) Как ребята подбадривали больного?
- по ролям
- по цепочке- до слов:надо учиться (стр. 27)
работа над содержанием II части.
1) Кто раскрыл секрет Шишкина? (Лёня)
2) Как это случилось? (прочитайте-стр.24)
3) Как ребята отнеслись к обману Шишкина? (с осуждением)
4) Как он пытался объяснить свой обман?
Самостоятельное чтение - до конца.
1) Как Костя объяснил свои прогулы?
2) Как ученики относились к учительнице Ольге Николаевне?
Какие слова текста подтверждают это?
3) Какое обещание дал Костя к учительнице?
4) С какой просьбой обратился Костя к учительнице?
5) Как она отреагировала на эту просьбу? (стр.31)
V. Работа с иллюстрациями учебника (стр. 21,25)
VI. Работа с текстом. Найди пропущенное слово. (работа в парах)
Проверка (читаем + доска + сигнальная карточка)
VII. Подведение итогов.
1) какое настроение сложилось у вас после прочтения этого текста? (с одной стороны-грустное-обман; с другой стороны-радостное-что все его простили)
2) кто является главным героем повести?
3) понравился ли вам этот герой? Чем?
4) чтобы вы ему посоветовали? (не обманывать, не подводить друзей и учителя)
VIII. Д/з. стр. 20-31, выразительное чтение, чтение по ролям.