Задачи:
Образовательные:
- Формировать практические умения и навыки пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Коррекционно-развивающие:
- Закрепить правильное звукопроизношение в словах, чистоговорках и стихах.
- Развивать речевую коммуникацию, зрительное внимание и восприятие, словесно-логическое мышление, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением, ловкость.
Воспитательные:
- Научить выслушивать своих товарищей, не перебивать их речь.
- Формировать такие нравственные качества, как сочувствие, готовность прийти на помощь, умение прощать, чувство коллективизма.
Оборудование: магнитофон с аудиозаписями (Азбука для малышей. Е.Благадина, Б.Заходер, М. Либин, В.Лунин, Г. Сапгир, В.Татаринов “Песня про Р”), зеленые перчатки 2 пары, клей, кисти, салфетки, ватман или листы формата А3, короны для чтецов, картинки для коллажа, картинки для игры (морковка, помидор, груша, розовый шар, черный карандаш), подарки и угощения для детей.
Ход мероприятия
Логопед: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, как украшена наша группа, здесь много разноцветных шаров. У нас сегодня с вами необычный праздник, и начнется он с одной очень интересной песенки.
Звучит музыка. (“Азбука для малышей”, Е.Благадина, Б.Заходер, М. Либин, В.Лунин, Г. Сапгир, В.Татаринов “Песня про Р”)
Логопед: Вы догадались, что за праздник у нас сегодня?
Дети: Праздник звука [Р]
Логопед: Мы все трудились в течение учебного года, обучались красивой и правильной речи и многого достигли. Сейчас дети, которые подружились со звуком [Р], прочтут нам стихи. Встречаем их аплодисментами.
1 ребёнок:
2 ребёнок:
|
3 ребёнок:
И то, что можно внятно
Сказать для всех понятно,
Красиво, чисто, ясно – как люди говорят,
Наш Саша так корежит,
Что сам понять не может.
4 ребёнок:
Произнесёт словечко – и сам тому не рад.
Он скажет: “До свиданья”, а слышится “до зданья”.
Он спросит: “Где калоши?”, а слышно “это лошадь?”
5 ребёнок:
Он так спешит с налёта
Прочесть, спросить, сказать,
Как будто тонет кто-то, а он бежит спасать.
Он может, но не хочет за речью последить.
Нам нужен переводчик – его переводить.
Все:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Логопед: Спасибо, ребята! Кто ответит, для чего нам нужна правильная и красивая речь?
Дети: Чтобы с нами было приятно общаться, мы хорошо учились в школе…
Логопед: Совершенно верно. Давайте вспомним, чему мы учились на первых занятиях?
Дети: Мы выполняли гимнастику для язычка, губ и “заводили моторчик”.
Логопед: Сейчас мы с вами вспомним, как все начиналось. И поможет нам в этом одно очень интересное стихотворение.
(В.Н. Чернякова “Развитие ЗКР у детей 4 – 7 лет”., М., 2005 г.)
1 ребёнок:
Чтоб звук [Р] получился,
Ты с ним долго не возился,
Выполняй всё, как и я.
Всё получится, друзья!
2 ребёнок:
Ротик свой мы открываем,
Язычок приподнимаем,
В бугорочки упираем,
Краешки к зубам прижмем,
Да и сильно дуть начнем.
3 ребёнок:
Язычок наш задрожит,
Никуда не убежит.
Всем он так и говорит:
4 ребёнок:
“Эта сильная струя
Дрожать заставила меня.
Не от страха я дрожу,
Лишь мотор свой завожу”.
Логопед: Молодцы ребята. Рассаживайтесь на свои места. После того как мы научились произносить звук [Р], мы произносили слоги, слова, чистоговорки. И сейчас мы вспомним некоторые из них:
Игра “Закончи слово”
Ра-ра-ра – начинается игра.
Ра-ра-ра – дым поднялся от … костра.
Ро-ро-ро – у Мальвины друг … Пьеро.
Ры-ры-ры – злые … комары.
Ру-ру-ру – скачет с сумкой … кенгуру.
Ру-ру-ру – продолжаем мы игру?
Ра-ра-ра – у сластён в зубах … дыра.
Ры-ры-ры – у мальчиков … шары.
Ро-ро-ро – у Раи новое … ведро.
Ар-ар-ар – кипит наш … самовар.
Ор-ор-ор – созрел красный … помидор.
Ру-ру-ру – мы закончили игру.
Логопед: Смотрю, вы засиделись. Поэтому приглашаю вас в круг на разминку.
(“Научитесь слышать”., Н.Г.Алтухова, С-Пб. 1999 г.)
У нас во рту живет язык.
К словам знакомым он привык.
Легко сказать ему:
“Вода, утенок, небо, нет и да (Дети загибают пальцы на каждой руке.)
Но пусть он скажет “черепаха!”
Не задрожит ли он от страха?
Дети: Че-ре-па-ха. (Дети хлопают в ладоши.)
Логопед:
Пусть повторит за мной язык
Такое слово: боровик.
Дети: Бо-ро-вик. (Дети хлопают в ладоши.)
Логопед: Боровик растет в лесу.
Дети: Боровик растет в лесу. (Дети загибают 4 пальца на правой руке.)
Логопед: Боровик в лесу беру.
Дети: Боровик в лесу беру. (Дети загибают 4 пальца на левой руке.)
Логопед:
А теперь наш язычок
Скажет: “Чи-ки-чи-ки-чок”.
Дети: чи-ки-чи-ки чок. (Марш на месте.)
Логопед: Сел на дудочку сверчок.
Дети: Сел на ду-доч-ку свер-чок. (Дети хлопают в ладоши.)
Логопед: Начал дырочки считать.
Дети: Раз, два, три, четыре, пять. (Марш на месте.)
Логопед:
Снова осень. Листопад.
Листья желтые летят.
Дети: Лис-тья жел-ты-е ле-тят. (Дети хлопают в ладоши.)
Логопед:
Ты за мною повтори:
Прилетели снегири,
С нами будут зимовать.
Дети: С нами будут зимовать. (Дети загибают по 4 пальца на каждой руке.)
Логопед: Раз, два, три, четыре, пять!
Дети: Раз, два, три, четыре, пять. (Марш на месте.)
Игра “Цап, или убери палец”
(Помощники логопеда надевают на руку зеленую
перчатку – это “крокодил”)
Дети делятся в группы по 4–6 человек.
Одни из вас держат руку горизонтально, как крышу домика, пальцы прямые. Другие осторожно подставляют к ладони указательный палец, так, чтобы получилась буква [Т].
Я буду произносить слова со звуком [Р], вы повторяете за мной. Как только я произнесу слово “крокодил” ловцы сжимают ладонь, стараясь схватить палец. Задача других мгновенно отдернуть палец, чтобы рот “крокодила” не успел вас укусить.
Командир
Зефир
Стружка
Тир
КрокодилТрактор
Кефир
Петрушка
МирКостёр
Крокодил
Ватрушка
БазарКрокодил
Тетрадь
Крокодил
Тротуар
Логопед: Есть дети, которых ни разу не поймали? Молодцы!
Игра на внимание “Прыгни”
Прослушайте задание:
Вы повторяете за мной слова со звуком [Р] и стоите
на месте, каждый раз, когда я произнесу слово
“прыгни”, быстро подпрыгивайте.
Прыгни
Порт
Товар
Собирает
Прыгни
КовёрТропинка
Прыгни
Трудный
Грязный
Пароход
ПрыгниКостёр
Повар
Прыгни
Острый
Мокрый
ОткройСтройка
Мастер
Шнур
Прыгни
Старый
Прыгни
Дети присаживаются на стульчики.
Логопед: Как много мы с вами вспомнили слов со звуком [Р], и в нашей группе тоже есть предметы, в которых встречается этот звук?
Дети называют предметы со звуком [Р], которые встречаются в группе.
Игра “Сосчитай-ка”
Логопед достает из мешочка картинки, а дети считают предметы. Например, одна ароматная груша, две ароматные груши, три ароматные груши, четыре ароматные груши, пять ароматных груш. И т.д.
Логопед: Все дети сегодня принесли картинки со звуком [Р] и сейчас мы с вами сделаем красивый коллаж, который подарим детям средней группы. Они будут рады вашему подарку.
(Дети изготавливают коллаж, подбирая
соответствующие картинки)
Награждение, сладкие призы.
Примечание. Такой же праздник дети старшей группы провели для детей средней группы. Данное мероприятие позволило не только вызвать положительные эмоции у детей от общения друг с другом, но и дало возможность старшим потренироваться в речевом искусстве, а младшим указать цель, к которой они должны стремиться. По итогам праздника выпущена групповая газета.
Литература
Научитесь слышать. С-Пб.: изд-во
“Лань”, 1999.