Урок геометрии в 9-м классе "Понятие вектора, равенство векторов"

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Аннотация.

Данный урок - это урок изучения нового материала. Является первым уроком темы "Векторы". Проводится после уроков повторения курса геометрии 8 класса или при повторении курса геометрии 9 класса в конце учебного года. (Учебник "Геометрия 7-9", Л. С. Атанасян). Результатом деятельности учащихся на уроке должны стать:

  • обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний о векторах( определение вектора и равных векторов, сонаправленных и противоположно направленных векторов, длины векторов);
  • активные действия учащихся с объектом изучения- вектором; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

Основные этапы урока:

  1. Оргмомент - 1 мин.
  2. Постановка цели урока - 3 мин.
  3. Парная работа (по учебнику) и ее проверка - 10 мин.
  4. Просмотр презентации новой темы, выполнение заданий -10 мин.
  5. Музыкальная пауза - 1 мин
  6. Закрепление изученного. Тест и его самопроверка -5 мин.
  7. Проверка индивидуальной работы у доски - 5 мин
  8. Дифференцированная самостоятельная работа 5 мин
  9. Подведение итога урока - 2 мин
  10. Постановка домашнего задания - 1 мин.
  11. Рефлексия 2 мин.

Урок изучения нового материала

Цель урока: изучение и первичное закрепление новых знаний по теме "Понятие вектора, равенство векторов"

Образовательные задачи урока:

  • организовать работу учащихся по выработке умения строить и находить равные векторы, сонаправленные, противоположно направленные; обеспечить закрепление указанного умения;
  • организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний и умений;

Развивающие задачи урока:

  • создать условия для развития познавательной активности учащихся, познавательного интереса к предмету;
  • развивать интеллектуальную, коммуникативную, рефлексивную культуру;
  • Воспитательные задачи урока:
  • воспитывать культуру умственного труда, культуру общения;
  • воспитывать умение работать в парах;

Межпредметные связи:

  • математика, информатика, физика.

Используемые приёмы: актуализация базовых умений, самостоятельное изучение нового материала в ходе парной работы, закрепление учебного материала на основе просмотра презентации, обучающий тест с самопроверкой, дифференцируемая самостоятельная работа.

Формы работы: общеклассная, парная, индивидуальная.

ТСО: компьютер, проектор, интерактивная доска .

ХОД УРОКА

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Оргмомент

(1 мин)

  • приветствует учащихся
  • заслушивает сообщение дежурного о готовности класса к уроку, наличии необходимых инструментов
  • сообщение темы урока
слайд№1
2.Постановка

цели урока

(3 мин)

  • просит учащихся разгадать шараду
  • спрашивает, знакомо ли учащимся слово вектор, где оно им встречалось
  • обобщает ответы учащихся
  • формулирует задачи урока: знать определение вектора и равных векторов, уметь обозначать и изображать векторы, изображать вектор, равный данному и коллинеарный данному.
Учащиеся разгадывают шараду и отвечают, что знают о векторе из физики: слайд№2

бывают векторные и скалярные величины, примеры таких величин слайд№3

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь слайд№4

3.Самостоятельная работа в парах по изучению нового материала( работа с учебником)

(5 мин)

4. Проверка парной работы

(5 мин)

Учащимся предлагается прочитать пункт 76 учебника и составить вопросы по материалу пункта учебника:
  • что такое вектор,
  • как обозначаются векторы;
  • какой вектор называется нулевым
  • что такое длина или модуль вектора

Учитель слушает и корректирует составленные учащимися вопросы.

Учащиеся читают новый материал и вместе с соседом по парте формулируют вопросы по его содержанию

Учащиеся задают составленные вопросы одноклассникам, желающие отвечают, иллюстрируют ответы на интерактивной доске.

5. Просмотр презентации нового материала (10 мин) Учитель демонстрирует слайды презентации , задает вопросы:

- назвать все изображенные векторы;

- найти длины векторов;

- выполнить задания на слайде 10

- указать сонаправленные и противоположно направленные векторы; ->

- отложить вектор с, равный вектору а от точек К, Р и F

- Учащиеся просматривают презентацию, записывают определения в тетрадь Слайды №5, 7,8, 10,12

Учащиеся отвечают на вопрос учителя Слайды №6,8,9,10,11

Два ученика у доски , все остальные на местах выполняют задания со слайда №10.

После выполнения заданий по щелчку мыши открывается определение коллинеарных векторов.

Учащиеся выполняют задание в тетрадях, а один ученик на интерактивной доске. Слайд№13(используется инструмент "умное перо")

6. Музыкальная пауза 1 мин Учитель просит учащихся встать, потанцевать вместе с героями слайда Слайд №14-музыкальная физминутка,

запускается автоматически

6. Закрепление изученного материала

(10 мин)

Обучающий тест.

Самопроверка теста

Индивидуальное задание №745 ( на доске)

Проверка работы у доски

Учащиеся отвечают на вопросы теста письменно в тетради. Слайд№15

Учащиеся проверяют себя (самопроверка) Слайд №16

Один ученик работает у доски

Учащиеся проверяют работу товарища

7. Дифференцированная самостоятельная работа (5 мин) Учитель предлагает учащимся два задания на выбор для самостоятельной работы Учащиеся по выбору выполняют задание№1 или №2

Слайд№17

7.Подведение итога урока

(2 мин)

Задаёт классу следующие вопросы:
  • Какие задачи стояли перед нами на уроке?
  • Смогли ли мы реализовать эти задачи?
  • Что было самым трудным на уроке?
  • Интересно ли вам было на уроке?
отвечая на вопросы учителя, подводят итог урока

выражают мнение об уроке, высказывают пожелания

8. Домашнее задание

(1 мин)

- задаёт домашнее задание:

выучить определения по учебнику п 76-78 и выполнить №740,741,742 или составить кроссворд

записывают домашнее задание в дневники Слайд №18
9. Рефлексия

(2 мин)

Учитель просит учащихся продолжить фразу

"Сегодня на уроке я:

  • научился
  • удивился
  • понял
  • узнал

- благодарит учащихся за работу

- объявляет об окончании урока

Слайд№19

Используемая литература и интернет-ресурсы.

  1. Атанасян Л.С.Геометрия 7-9.- М.:Просв.2006 .
  2. Геометрия. 7-11 классы: развернутое тематическое планирование. Базовый уровень. Линия Л.С. Атанасяна/авт.-сост. Т.А Салова.- Волгоград:Учитель, 2009. -75с. 
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA бублик 
  4. http://gif-anim.narod.ru/ анимашки 
  5. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80% D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D1%81%D0%BA% D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0%20%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BA%D0%B0&rpt=simage&img_url=www.fb2book.com%2Fbooks%2F30000%2F29000%2F28200%2F28120%2F28116%2Fsite%2Fimages%2Fi_001.jpg&spsite=fake-017-1908221.ru&p=2   картинка деда
  6. http://www.yarfoto.ru/V-school.html - картинки: ученица, ученик, сова с карандашами, учитель с указкой, мудрая сова
  7. http://www.yarfoto.ru/V-literature.html - звездочет
  8. http://aida.ucoz.ru/ оформление слайдов
  9. http://dzink.ru/download/YTo0OntzOjM6InVybCI7czo5MDoiaHR0cDovL2Rvd25sb2FkLmR6aW5rLnJ1LzE4MTUvMjMyMzgzODU vMi9hOWY3NmYxMzc3MGMvZHppbmsucnUtZml6a3VsdHVyYV93aXRjaF9kb2N0b3IubXAzIjtz OjY6ImFydGlzdCI7czoyMjoi0YT - музыкальное сопровождение
  10. http://smiles.33b.ru/smile.bereich0_128_60.html - анимашки-дети, стр4
  11. http://smiles.33b.ru/smile.1464020.html -мультяшки, танцующий воробей, стр1