Занятие с детьми старшего дошкольного возраста по ФЭМП на тему "Путешествие по царствам математики"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели занятия:

  • совершенствовать навыки счёта в пределах 10, учить называть числа в прямом и обратном порядке, закреплять понимание отношений между числами (справа, слева, между);
  • различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, сравнивать их по цвету, размеру, форме, толщине;
  • способствовать закреплению умения ориентироваться на листе бумаги (в центре, справа, слева, сверху, снизу);
  • совершенствовать представления детей о последовательности дней недели, продолжать учить называть месяцы, части суток;
  • продолжать воспитывать умение работать в коллективе, умение слушать друг друга.

Оборудование: письмо от Елены Премудрой, таблички с названиями царств (Числовое, Фигурное, Времени, Пространства), карточки с числами 1-10, блоки Дьенеша для игры «Какая фигура лишняя», мяч, карточки для ориентировки в пространстве для каждого ребёнка и 3 для воспитателя, 5 конвертов с буквами слова «математика», призы.

Ход занятия

1. –Ребята, к нам пришло письмо. Давайте прочитаем, что в нём написано:

«Ребята! Я знаю, что вы умные, внимательные, воспитанные, дружные. Отгадайте название страны, в которой я живу. Вам предстоит нелёгкий и трудный путь. Вы побываете в различных царствах. Желаю вам успеха!

Елена Премудрая»

2 – Чтобы попасть в первое царство нам нужно встать друг за другом, взять друг друга за пояс и закрыть глаза. Отправляемся в путь. Стоп, открываем глаза. В каком царстве мы оказались? Прочитайте его название. (Дети читают: Числовое царство). Как вы думаете, почему оно так называется? Хорошо ли вы знаете числа? Если мы справимся с заданием, то получим букву из слова, загаданного Еленой Премудрой.

- Ребята! До нас в этом царстве побывала Баба Яга и все числа перепутала. (Числа 1-10 разбросаны по всему ковру). В каком порядке должны стоять эти числа? Соберите числа в ряд. Назовите числа в обратном порядке.

- Какое число стоит между числами 5 и 7, 8 и 10, 2 и 4? Назовите соседей числа 8, 4, 7. Назовите первое число, последнее.

- Молодцы! Вы справились с заданием. Но где же конверт с буквой из загаданного слова? Куда его Баба Яга спрятала? Давайте поищем. (Уголок конверта с буквой выглядывает из-под ковра).

Молодцы! (В конверте дети находят букву М).

3. – Наше путешествие продолжается. Чтобы попасть в следующее царство, мы превратимся в лилипутов. (Показ лилипутских шагов.) Возьмём друг друга за руки и закроем глаза. Идём, идём. Стоп, открываем глаза. Куда же мы пришли? (Дети читают: Фигурное царство). Мы поиграем в игру «Какая фигура лишняя?» (Блоки Дьенеша разложены в 3 ряда).

- Посмотрите на первый ряд фигур (красный большой толстый треугольник, жёлтый большой толстый круг, синий большой тонкий квадрат). Какая фигура лишняя, почему? (Лишний круг, потому что у него нет углов, а у треугольника и квадрата есть углы. Лишний квадрат, потому что он тонкий, а треугольник и круг толстые).

- Какая фигура лишняя во втором ряду и почему? (Синий маленький толстый прямоугольник, красный маленький тонкий треугольник, жёлтый большой тонкий квадрат).

(Ответы детей: лишний прямоугольник, потому что он толстый, а треугольник и квадрат тонкие. Лишний треугольник, потому что у него 3 угла, а у прямоугольника и квадрата по 4. Лишний квадрат, потому что он большой, а прямоугольник и треугольник маленькие).

- Посмотрите на третий ряд фигур. (Жёлтый большой толстый квадрат, синий маленький тонкий прямоугольник, жёлтый маленький толстый круг). Какая фигура лишняя, почему? (Лишний квадрат, потому что он большой, а прямоугольник и круг маленькие. Лишний прямоугольник, потому что он синий и тонкий, а квадрат и круг жёлтые и толстые. Лишний круг, потому что у него нет углов, а у квадрата и прямоугольника есть углы).

- Молодцы! Ребята, а на какие группы можно разделить все эти фигуры?

(По цвету: синие, красные, жёлтые. По размеру: большие и маленькие. По форме: квадраты, прямоугольники, круги, треугольники. По толщине: толстые и тонкие).

- Вы заработали конверт с буквой из слова, которое обозначает название страны, где живёт Елена Премудрая. Но где же он? Его спрятал Кощей Бессмертный. Давайте искать конверт. (Уголок конверта выглядывает из-под стола). (Дети находят конверт с буквой А).

4. – Продолжаем наше путешествие. Но сначала мы превратимся в великанов. Как шагают великаны? Вставайте, берите друг друга за руки, закрывайте глаза. Готовы? Отправляемся в путь. Стоп, открываем глаза. Мы попали в… (Дети читают: царство Времени). Как вы думаете, что относится к времени? (Ответы детей). Мы с вами поиграем в игру. Я буду задавать вопросы и кидать мяч, а вы должны быстро ответить на вопрос и передать мяч обратно. (Воспитатель стоит в центре, а дети вокруг него и бросает мяч всем детям по очереди).

- В какое время суток бывает обед?

Самое тёмное время суток?

Когда вас приводят в детский сад?

А когда забирают?

Как называется первый день недели?

Пятый день недели?

Последний день недели?

Сколько дней в неделе?

Сколько дней в неделю работает детский сад?

Сколько дней в неделю вы отдыхаете дома?

Какой день недели идёт после воскресенья?

А какой после среды?

Какие вы знаете времена года?

Сколько их?

Сколько месяцев в году?

Назовите первый месяц года.

Последний месяц года?

Первый месяц весны?

Последний месяц лета?

Второй месяц осени?

С какого месяца начинается зима?

А в каком месяце заканчивается?

- Молодцы, ребята! Вы ответили на все вопросы. Давайте поищем конверт с буквой. Знаю, знаю это проделки Змея Горыныча. Куда он спрятал конверт? (Конверт лежит в шкафу с игрушками). (Дети находят конверт с буквой Т).

5. – Чтобы попасть в последнее царство, нужно взять друг друга за колено, закрыть глаза. Идём, идём. Стоп, открываем глаза. Мы с вами пришли в… (Дети читают: царство Пространства). Ребята, возьмите по 1 карточке и садитесь на стулья. (На каждой карточке нарисован квадрат из 9 клеток, в котором находятся 5 геометрических фигур: квадрат, круг, прямоугольник, овал, треугольник разного цвета. Фигуры расположены следующим образом: в центре квадрата, справа, слева, сверху, снизу от центральной фигуры).

- Ребята, давайте проверим внимательные ли вы? У меня в руках 3 карточки. Нужно найти у кого из вас такие же карточки как у меня.

- У кого на карточке в центре находится красный овал, слева жёлтый прямоугольник, справа зелёный круг, сверху синий квадрат, снизу оранжевый треугольник?

У кого в центре жёлтый квадрат, сверху оранжевый овал, снизу зелёный прямоугольник, слева синий треугольник, справа красный круг?

У кого на карточке в центре находится синий прямоугольник, справа оранжевый треугольник, слева зелёный овал, снизу жёлтый круг, сверху красный квадрат?

- Вы действительно внимательные дети. Нужно найти конверт. Кот Баюн без нас шалил и его куда-то спрятал. (Дети находят конверт с буквой Е под стулом).

6. – Догадались, что за слово получается? Трудно? Давайте поищем оставшиеся буквы. Они все спрятаны в одном месте. Не нашли в группе? Где же они могут быть? (В приёмной на столе лежат оставшиеся буквы М, А, Т, И, К, А). В какой стране живёт Елена Премудрая? (Математика). Елена Премудрая знала, что вы разгадаете её загадку и приготовила для вас призы. Где же они? (На детских шкафчиках).

Детям вручаются конфеты.

7. – Понравилось вам путешествие? В каких царствах мы с вами побывали? Что вы делали в Числовом царстве, в Фигурном, царстве Времени, Пространства? Молодцы, ребята вы справились со всеми заданиями.