Цель: в игровой форме в 5 классе повторить изученный материал по теме «Морфология».
Оборудование: карта сказочного леса, карточки с заданиями, буквы Ъ, Ь, Л, В, рисунок двери с замкóм и рисунок Буквозавра.
В игре участвуют 2 команды. Команда придумывает название, выбирают капитана. Путешествие проходит по карте. Команды получают о. За правильный ответ получают лепесток. Участники должны собрать цветок. Кто больше.
Ход урока
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы отправимся в путешествие по стране Орфографии. Как вы думаете, кто живет в этой стране? Там живут буквы. Жители этой страны жили хорошо и счастливо. В этой стране правила царица Орфограмма. Все ее очень любили. Но вдруг обрушилось несчастье – налетел Буквозавр и унес в свой замок царицу. Все очень горевали и не знали, как поступить. Я думаю, ребята, вы поможете им ее найти. Путешествие далекое и опасное. В пути будет много преград, и чтобы их преодолеть, вам понадобятся знания, смекалка, находчивость, ловкость и смелость. И самое главное – вы должны быть дружными. Как вы думаете, вы дружные? Смелые? Находчивые? Наш путь лежит по полям и лесам, а знаете ли вы. Как нужно вести себя на природе? С природой нужно обращаться бережно. Итак, в путь.
Шли мы, шли и зашли в такой густой лес, где не видно ни тропинок, ни дорог. Это лес потерянных слов. Древняя легенда рассказывает, что однажды стихи пошли в лес погулять и у них некоторые слова потерялись в этом лесу. Давайте поможем стихам отыскать потерянные слова.
Та часть слова,
Что изменяется…называется,
Остальную часть слова
Именуем мы… (окончание, основа)…слова – главная значимая часть,
Родственные связи дарят…власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова. (корень)За корнем - …
Обогрел местечко. Не словом угодил,
А лишь словечком.
Река большая превращается в речку,
Лес в лесника, А печь всего лишь в печку. (суффикс)У корня в недругах представь-ка,
Есть дама гордая …. А злит она его одним
Стоит лишь только перед ним… (приставка)
Деревья расступились, и мы очутились на перекрестке трех дорог.
Приглашаются капитаны команд, они отгадывают загадку:
33 родных сестрицы – писаных красавицы, на одной живут странице, а повсюду славятся. (буквы)
Кто угадает первым, выбирает дорогу, по которой идем дальше.
Следующее препятствие – озеро. Нужно к схемам подобрать слова.
Озеро мы переплыли. И на нашем пути новое препятствие – это горы. Около этих гор живут два брата Ъ и Ь. они согласились нас проводить. Если вы правильно расставите Ъ и Ь в словах: с.. езд, в.. юга, сер.. езный, в.. езжать, об.. явление, руж.. ё, бар.. ер, с.. езд, под.. езд, в.. юнок, с.. есть, с.. ёмка.
Следующее препятствие – это река. Около этой реки живет буква Л –Лодочник. Она согласилась дать нам лодки. Но их давно не ремонтировали, они продырявились, чтобы их починить, вы должны определить части речи следующих слов: Бежать, река, красивый, она, лес, держать, сильный, ты, береза, купить.
Дырки в лодках мы заделали и переплыли реку. Но на нашем пути самое трудное препятствие – болото. Около него живет буква В – водяной. Он загадал такие загадки. Вам нужно слова в единственном числе поставить во множественное число.
Кот -…
Плот -…
Крот -…
Грот -…
Дуга -…
Рука - …
Мука - …
Беда -…
Еда -…
Слива -…
Грива -…
Диво -…
А теперь слова мужского рода- в женский.
Повар - … , портной -…, купец -…, храбрец -…
Наоборот
Коза -…, оса - …, гроза - …, стрекоза -…
Болото нам помог преодолеть водяной.
Мы подошли к замку Буквозавра. Но на двери висит большой замок, чтобы он открылся, нужно в словах исправить ошибки.
Вакзал, касьба, фудбол, калесо, малако, слышиться, купатся, счасливый.
Смотрите, дверь открывается, и мы столкнулись с самим Буквозавром. Чтобы его победить, нужно разобрать его на части. Видите, он состоит из букв. Узнайте, из каких и найдите на рисунке. Сколько их?
Ура! Мы победили Буквозавра.
Теперь царица Орфограмма спасена.
Награждение. Итоги.