Урок "Путешествие по стране Орфография"

Разделы: Русский язык


Цель: в игровой форме в 5 классе повторить изученный материал по теме «Морфология».

Оборудование: карта сказочного леса, карточки с заданиями, буквы Ъ, Ь, Л, В, рисунок двери с замкóм и рисунок Буквозавра.

В игре участвуют 2 команды. Команда придумывает название, выбирают капитана. Путешествие проходит по карте. Команды получают о. За правильный ответ получают лепесток. Участники должны собрать цветок. Кто больше.

Ход урока

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы отправимся в путешествие по стране Орфографии. Как вы думаете, кто живет в этой стране? Там живут буквы. Жители этой страны жили хорошо и счастливо. В этой стране правила царица Орфограмма. Все ее очень любили. Но вдруг обрушилось несчастье – налетел Буквозавр и унес в свой замок царицу. Все очень горевали и не знали, как поступить. Я думаю, ребята, вы поможете им ее найти. Путешествие далекое и опасное. В пути будет много преград, и чтобы их преодолеть, вам понадобятся знания, смекалка, находчивость, ловкость и смелость. И самое главное – вы должны быть дружными. Как вы думаете, вы дружные? Смелые? Находчивые? Наш путь лежит по полям и лесам, а знаете ли вы. Как нужно вести себя на природе? С природой нужно обращаться бережно. Итак, в путь.

Шли мы, шли и зашли в такой густой лес, где не видно ни тропинок, ни дорог. Это лес потерянных слов. Древняя легенда рассказывает, что однажды стихи пошли в лес погулять и у них некоторые слова потерялись в этом лесу. Давайте поможем стихам отыскать потерянные слова.

Та часть слова,
Что изменяется…называется,
Остальную часть слова
Именуем мы… (окончание, основа)

…слова – главная значимая часть,
Родственные связи дарят…власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова. (корень)

За корнем - …
Обогрел местечко. Не словом угодил,
А лишь словечком.
Река большая превращается в речку,
Лес в лесника, А печь всего лишь в печку. (суффикс)

У корня в недругах представь-ка,
Есть дама гордая …. А злит она его одним
Стоит лишь только перед ним… (приставка)

Деревья расступились, и мы очутились на перекрестке трех дорог.

Приглашаются капитаны команд, они отгадывают загадку:

33 родных сестрицы – писаных красавицы, на одной живут странице, а повсюду славятся.  (буквы)

Кто угадает первым, выбирает дорогу, по которой идем дальше.

Следующее препятствие – озеро. Нужно к схемам подобрать слова.

Озеро мы переплыли. И на нашем пути новое препятствие – это горы. Около этих гор живут два брата Ъ и Ь. они согласились нас проводить. Если вы правильно расставите Ъ и Ь в словах: с.. езд, в.. юга, сер.. езный, в.. езжать, об.. явление, руж.. ё, бар.. ер, с.. езд, под.. езд, в.. юнок, с.. есть, с.. ёмка.

Следующее препятствие – это река. Около этой реки живет буква Л –Лодочник. Она согласилась дать нам лодки. Но их давно не ремонтировали, они продырявились, чтобы их починить, вы должны определить части речи следующих слов: Бежать, река, красивый, она, лес, держать, сильный, ты, береза, купить.

Дырки в лодках мы заделали и переплыли реку. Но на нашем пути самое трудное препятствие – болото. Около него живет буква В – водяной. Он загадал такие загадки. Вам нужно слова в единственном числе поставить во множественное число.

Кот -…

Плот -…

Крот -…

Грот -…

Дуга -…

Рука - …

Мука - …

Беда -…

Еда -…

Слива -…

Грива -…

Диво -…

А теперь слова мужского рода- в женский.

Повар - … , портной -…, купец -…, храбрец -…

Наоборот

Коза -…, оса - …, гроза - …, стрекоза -…

Болото нам помог преодолеть водяной.

Мы подошли к замку Буквозавра. Но на двери висит большой замок, чтобы он открылся, нужно в словах исправить ошибки.

Вакзал, касьба, фудбол, калесо, малако, слышиться, купатся, счасливый.

Смотрите, дверь открывается, и мы столкнулись с самим Буквозавром. Чтобы его победить, нужно разобрать его на части. Видите, он состоит из букв. Узнайте, из каких и найдите на рисунке. Сколько их?

Ура! Мы победили Буквозавра.

Теперь царица Орфограмма спасена.

Награждение. Итоги.