Цель: познакомить с видами городского пассажирского транспорта, изготовить плоскостную модель автобуса.
Задачи:
- Расширять представление детей об особенностях городского пассажирского транспорта.
- Формировать умения и навыки работы с картоном, бумагой, клеем. Соблюдать правила техники безопасности при работе с ножницами.
- Прививать культуру поведения в общественном транспорте и соблюдения правил дорожного движения.
- Развивать познавательную активность детей и их творческое воображение.
Тип урока: изучение новых знаний.
Материалы и инструменты: цветная бумага, картон, клей, кисточка для клея, салфетка, ножницы, карандаш.
Наглядные пособия: иллюстрации городского пассажирского транспорта, плакат с изображением улиц города, схема выполнения модели, образец модели автобуса, словарные слова.
Раздаточный материал: шаблоны, готовые детали.
Методы: словесные (беседа, инструктаж, рассказ), наглядные (показ схем, образцов изделия), объяснительно-иллюстративные (плакат, показ иллюстраций), практические (трудовые действия), частично-поисковый,
Ход урока
I этап: Организационный
Цель: проверить готовность учащихся к уроку.
- Приветствие.
- Проверка готовности детей к уроку.
II этап: Актуализация опыта учащихся
Цель: определить уровень знаний учащихся о городском пассажирском транспорте.
Загадывание загадок.
– Дом по улице идет, на работу всех везет
Не на курьих ножках, а в резиновых сапожках.
(Автобус.)– Удивительный вагон!
Посудите сами: рельсы в воздухе, а он
Держит их руками.
(Троллейбус.)– Красный вагон по рельсам бежит,
Всех, куда надо, он быстро домчит.
Заливистый звон его нравится детям
так в чем же мы с вами по городу едем?
(Трамвай.)– Под городом, под городом
Туда-сюда, туда-сюда
По глубоким подземным тоннелям
ездят поезда.
(Метро.)
В ходе отгадывания загадок на доску вывешиваются иллюстрации городского пассажирского транспорта. Опираясь на них, проводится беседа, в итоге которой дети определяют тему занятия и проводят сравнительный анализ видов городского пассажирского транспорта.
Педагог | Учащиеся |
– Как называется этот транспорт? – Почему городской? Почему пассажирский? – Как вы думаете, какая тема занятия? – Чем отличается метро от других видов городского пассажирского транспорта? – Сравните трамвай и троллейбус? Чем схожи? Чем различаются? – Сравните автобус и троллейбус? Чем схожи? Чем различаются? |
Этот транспорт можно назвать городским, пассажирским,
общественным. Этот транспорт ездит по городу. Перевозит людей, которые являются пассажирами. Думаю, что тема занятия городской пассажирский транспорт. Метро находится под землей, это подземный городской транспорт. Схожи тем, что передвигаются с помощью электрического тока. Различие в устройстве передвижения: трамвай двигается по рельсам, а троллейбус на колесах. И автобус и троллейбус передвигаются на колесах. У автобуса двигатель работает на топливе, а у троллейбуса за счет электрического тока. |
III этап: Изучение новых знаний
Цель: расширить представление учащихся о городском пассажирском транспорте.
3.1. Мотивация к трудовой деятельности.
Цель: создать условия для мотивации учащихся на занятие.
Педагог | Учащиеся |
– Что изображено на плакате ? – Послушайте, что случилось в этом городе:
Школьники в школу, дети в детсад, взрослые в банк, на завод, на почтам.
– Что случилось в городе? Почему люди не могут добраться до нужного места? – Как мы можем им помочь? – Какой транспорт нужен для этого города? Почему? – Скажите, пожалуйста, что мы должны сделать на уроке? |
На плакате изображены улицы города.
Нет транспорта, поэтому жители города не могут добраться до нужных мест. Чтобы им помочь мы можем изготовить модель пассажирского транспорта. Для этом город нужны автобусы, так как город небольшой. Мы будем изготавливать модель автобуса. |
3.2. Практическая деятельность
а) изготовление кузова модели автобуса
Цель: Формировать умения и навыки работы с картоном и соблюдать правила техники безопасности при работе с ножницами.
Педагог | Учащиеся |
– Будем изготавливать модель автобуса (вам придется
быть конструкторами и слесарями-сборщиками). – Из каких частей состоит автобус? (словарные слова вывесить на доску) – Какие детали лучше изготовить из картона? Почему? – Остальные детали изготовим из бумаги. |
Кузов: кабина водителя и салон; окна, двери, колеса,
фары. Лучше из картона изготовить кузов и колеса, так как они должны быть прочные. |
Перед началом трудовых действий детям дается инструктаж по работе с ножницами и правила сгибания картона (
б) динамическая пауза (игра – Светофор)
Цель: создать условия для отдыха детей через смену деятельности, учить соблюдать правила дорожного движения.
Педагог | Учащиеся |
– Я буду показывать флажки с цветами светофора по очереди, если красный – присесть , если желтый встать, если зеленый – маршировать. – Ой, что случилось, светофор сломался, и сигналы стал показывать не по-порядку. Будьте, внимательны! |
выполняют движения выполнение движений на внимательность |
в) оформление кузова модели автобуса
Цель: оформить модель автобуса, соблюдать правила работы клеем.
В оформление кузова автобуса входит приклеивание полоски бумаги, дверей, окон, колес (шины, диски), фар. Перед началом работы проводится инструктаж по правилам склеивания деталей (Приложение 3). Наклеивание деталей идет по этапам схемы, которая вывешивается на доску.
IV этап: Применение знаний
Цель: использовать субъективный опыт учащихся на практике, прививая культуру поведения в общественном транспорте.
Педагог | Учащиеся |
– Изготовили модели автобусов. Чтобы помочь жителям
города их нужно разместить на улицах. – Как узнать где можно расположить автобус? – Как люди определяют на каком автобусе им нужно ехать? Где это можно увидеть? – Когда мы едем в общественном транспорте кем являемся? – Каждый пассажир должен знать и выполнять правила поведения в общественном транспорте. Сейчас я проверю, какие вы пассажиры и как выполняете правила, когда едите в автобусе. Игра "Я – пассажир":
– Хорошие вы пассажиры, знаете правила. |
Модели автобусов можно разместить у остановки, там где указан ее знак. На проезжей части дороги, соблюдая направление движения. По номеру маршрута, который указывается на табличках в автобусе. Мы являемся пассажирами.
если дети согласны– сидят молча, не согласны хлопают в ладоши. |
V этап: Домашнее задание
Цель: закрепить полученные знания, через творческую деятельность.
Педагог | Учащиеся |
– Вам нужно дополнить или что-то изменить в конструкции
модели автобуса, так чтобы получился автобус будущего.
-Какие виды автобусов у вас могут быть? (при затруднении ответов возможна помощь педагога) – На следующем уроке ваши автобусы будут выставлены на выставке "Техника будущего". |
Мы можем изготовить автобус – трансформер, автобус – машину времени, автобус – межпланетный транспорт. |
VI этап: Итог урока
Цель: анализ проделанной работы на уроке.
Педагог | Учащиеся |
– Что изготовили на уроке? – Как использовали наши модели? – Какие правила повторили? – Какие затруднения возникли в ходе урока? Как их исправили? – Сегодня на уроке вы изготовили замечательные модели автобусов. Помогли жителям города. Все работали очень хорошо. Молодцы! – На следующем уроке мы с вами отправимся в небольшое путешествие, используя модели автобусов будущего, сделанные вами дома. |
Мы изготовили модель автобуса. Ими мы смогли помочь жителям города. Повторили правила работы клеем, ножницами, правила дорожного движения, правила поведения в автобусе. Ответы детей. |