Цели:
- закрепить знания о написании слов с непроизносимыми согласными в корне;
- развивать орфографическую зоркость, зрительную память, речь, мышление;
- прививать интерес к уроку.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Актуализация знаний, сообщение новой темы.
Учитель:
- Сегодня у нас необычный урок. Вы хотели бы попасть в космос и совершить путешествие в космическое пространство? (Ответы детей)
- Совершив путешествие, мы закрепим знания о написании слов с непроизносимыми согласными в корне и другими изученными орфограммами (Слайд 1).
- Отгадайте загадку и вы узнаете, на чем мы полетим:
" Чудо-птица, алый хвост,
Полетела в стаю звёзд. ( Слайд 2)
- Для путешествия в космическое неизвестное нужна выдержка, внимание, но и готовность прийти на помощь в трудную минуту.
3. Минутка чистописания.
На доске прописные буквы: Ю В Т Г А Л
Учитель:
- Сегодня мы повторим написание следующих букв. Сравните их по парам, найдите сходные элементы. Чем похожи все буквы? Когда на письме применяются заглавные буквы? Эти буквы нужны будут для написания следующих слов. Каждый космонавт должен знать историю космоса. Прочитайте слова. Чем они похожи? Известны ли вам фамилии эти людей? (Слайды 3, 4, 5)
Запишите слова: Юрий Алексеевич Гагарин, Валентина Терешкова, Алексей Леонов, выделяя орфограммы.
4. Работа по новой теме.
А) Учитель:
- Прежде, чем полететь в космос, надо пройти курс подготовки на земле (Слайд 6). Игра "Чей ряд быстрее и правильнее напишет словарные слова?" ( Слайд 7).
Б) Ознакомление с новым словарным словом (Слайд 8).
Учитель:
- Что же такое "Космос?"
Это всегда новое, неизведанное, фантастическое. Сейчас мы познакомимся с написанием этого слова. Для этого сделаем краткий фонетический разбор слова на доске (1 человек).
- Подберите однокоренные слова к слову "космос". (Дети: космический, космонавт). Правильно, но есть ещё одно научное слово - "космохимия". Оно обозначает исследование химических процессов в космическом пространстве.
В) - Следующее испытание. Будущие космонавты должны научиться выносить перегрузки на пределе нечеловеческих возможностей. Необходимо зрительно запомнить стихотворение и записать его по памяти (Слайд 9):
Внимание! Взлёт.
Наша ракета помчалась вперёд!
Прощально растают вдали
Огни золотые любимой Земли.
- Сколько предложений в тексте? Какие встретились орфограммы? (Чтение хором, самостоятельная работа с последующей проверкой).
Г) Повторение о написании слов с непроизносимой согласной в корне.
Учитель:
- В иллюминаторы нашего корабля видна планета Туманности. Она названа так потому, что ее жители не могут справиться с написанием слов (Слайд10). Давайте мы их прочитаем:
Вкус:ный, опас:ная, радос:ный, прекрас:но, ужас:но, чудес:ный, сер:це, интерес:но.
- Каким способом проверки воспользуетесь при написании слов? (Последующая самопроверка) (Слайд 11).
Д) Упражнение в нахождении неправильных написаний.
Учитель:
- А сейчас необходимо помочь одной планете. На ней воздух непригоден для дыхания кругом масса мелкой пыли, на поверхности заметны полосы нефтяной плёнки, а в атмосфере тянутся дымовые хвосты. На планете появился космический пират, а пиратом он стал потому, что не умеет грамотно писать. Помогите ему исправить ошибки в тексте (Слайд 12).
"Позно вечиром мы возвращялис дамой. Молния освитила месносьть. Густой тросник напруду казался болшим."
Е) Учитель:
На борт нашего корабля поступили какие-то странные зашифрованные сигналы. Надо из слов каждой строчки составить предложения (Слайд13).
"небо, позади, звез?ное.
к, мы, мес?ности, приближаемся, знакомой.
т(а,о)щились, тучи, лугами, над, гиган?ские.
до(ш,ж)дь, посыпался, грус?ный, вдруг".
Проверка. Чтение детьми полученных предложений.
- О чем рассказ? Придумайте ему название. Какие слова с непроизносимыми согласными встретились в нем? Как проверяли?
5. Итог урока.
- Нам, к сожалению, пора возвращаться домой на планету Земля. Что больше понравилось? Написание каких слов повторили?