Урок по окружающему миру по теме "Весна - утро года"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Тип урока: комбинированный урок.

Цель: обобщение наблюдений учащихся о зимнем сезоне, познакомить с весенними явлениями в неживой природе, со старинным обычаем проводов зимы и встречи весны.

Задачи урока:

Образовательные:

  • обобщить наблюдения учащихся о зимнем сезоне и сформировать знания о весенних явлениях в неживой и живой природе;
  • познакомить со старинными обычаями проводов зимы и встречи весны.

Развивающие:

  • продолжить развитие умения выявлять связи между состоянием неживой природы и изменениями в живой природе,
  • развивать эстетические чувства, наблюдательность, познавательный интерес.

3. Воспитательные:

  • воспитание любознательности и пытливости в процессе учения, чувства взаимопомощи, взаимовыручки,
  • воспитывать интерес к традициям наших предков,
  • уважительное отношение к старинным обычаям.

Оборудование: аудио-магнитофон, аудио-запись VIVALDI "Времена года", компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме "Весна - утро года", карточки с текстом для групповой работы.

Ход урока

Этап урока Содержание Задачи этапа
  Здравствуйте, ребята. Совсем скоро начнётся наш урок. Но прежде давайте поприветствуем гостей, которых очень рады видеть на нашей встрече. Слайд №1 (анимация)
I. Организация детей на занятие Ребята, готовы вы к уроку?

На вас надеюсь я друзья!

Мы хороший дружный класс,

Всё получится у нас!

Слайд №1 (анимация)

Мотивационный компонент урока.

Поддержание эмоционально-положительго настроя на урок, создание ситуации успеха, доверия.

II. Постановка целей и задач урока

Сравнение и выявление отличительных признаков времен года.

Февраль да март в России - месяцы переломные. Вроде бы ещё зима, да все знают, что к концу она движется. Вроде бы и солнышко пока низко над горизонтом, да все знают, что день на прирост пошёл. А главное отличие зимы от весны - звуки природы.

- Вы сейчас прослушаете два музыкальных отрывка VIVALDI и попробуйте определить звуки характеризующие зиму и весну.

- Звуки, какого времени года вы услышали? Докажите.

Д. Зима воет буранами, свистит вьюгами, хрустит мягким снежком.

Д. А пригреет солнышко - зазвенят капели, потекут ручьи.

- А чьи ещё голоса возвещают о приходе весны, как вы думаете?

- Правильно об этом нам рассказывает пение птиц.

Раньше считалось, что даже петухи в конце зимы звонче и веселее поют - тепло чуют.

Молодцы! Вы смогли различить звуки природы.

Сегодня на уроке мы должны выделить приметы февраля - последнего месяца зимы, и выяснить какие изменения в природе происходят в марте.

Слайд №2

Введение в тему урока

 

 

 

Использование музыки

Эстетическое наслаждение

Мыслительные приёмы сравнения, сопоставления, воображение.

Проблемный вопрос

Фронтальная форма работы

 

 

Отражение структур урока доступность их для осознания детьми.

III.Актуализация опорных знаний

Обобщить знания о зимних явлениях на основе наблюдения детей за снеговым покровом. Выделить основные признаки февраля - последнего месяца зимы.

- Почти на всей территории России в феврале лежит глубокий снег. Снежный покров образуется не в один день, а постепенно.

Три ученика нашего класса выполнили проектную работу "Исследование снегового покрова". (Приложение1)

Выступление детей

Каждый слой формируется в разных условиях и может подсказать нам, какой была погода в это время, а также наличие неблагоприятных экологических условий. Слои снега - это "Следы Зимы". По ним можно проследить приметы февраля.

- Ребята, какие приметы февраля мы выделим?

Д. Метель, вьюга, оттепели, осадки, :.

Повторение пройденного материала с целью усвоения нового.

Проектная деятельность.

Слайд №3

 

 

 

 

 

Слайд №4 (анимация)

 

IV. Новый материал

1.Масленица

Познакомить со старинным обычаем проводов зимы и встречи весны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Физ.минутка

 

 

 

 

 

 

3. Групповая работа

Выделить изменения в неживой и живой природе с наступлением весны.

В феврале, как говорят, - зима с весной встречаются. Издавна в конце зимы люди праздновали весёлый праздник Масленицу. У неё много других названий: Честная, Широкая, Весёлая, Объедуха, Сырная неделя.

- В прошлое воскресенье в нашем городе отмечался праздник - Масленица.

- Давайте послушаем репортаж с места событий.

Ученик. Масленица когда-то была языческим праздником в честь бога Солнца Ярилы (блин - символ солнца). Масленица отмечалась очень весело - катались с гор на санках, пели песни - звали Масленицу, штурмовали снежные городки. В конце праздника люди сжигали соломенное чучело масленицы, прощались с зимой.

- А сейчас зовём всех вас
На весёлый перепляс.
Весна, весна красная!
Приди весна, с радостью
С радостью, с радостью
С великой милостью
Со льном высоким,
С хлебами обильными.

- Масленица зиму провожает, холодную жизнь кончает!

- Мы выделили приметы февраля.

Февраль зиму кончает - весну :: (встречает, начинает).

Ребята, а что встречает февраль? (Весну)

А сейчас мы узнаем, какие изменения происходят в живой и неживой природе с приходом весны.

- И ещё, почему весну в народе называют "утром года"?

Поработаем в группах.

Детям раздаются тексты, в которых нужно выделить главное. (Приложение 2)

1 гр. Изменения в неживой природе.

2 гр. Изменения в жизни птиц.

3 гр. Изменения в жизни растений.

4 гр. Изменения в жизни животных.

Слайд № 5

Исторический экскурс.

 

 

 

Слайд №6, 7, 8

 

 

 

 

 

 

 

 

Охрана здоровья детей, снимается утомляемость, поддерживается эмоциональный настрой, развивается внимание.

 

 

Слайд №9

Проблемный вопрос

Критерии дифференциации - уровень обучаемости, способ - степень помощи.

Идёт активная познавательная деятельность учащихся, развитие способностей к анализу, синтезу, обобщению.

Работа с текстом.

Совместная деятельность сплачивает, даёт возможность каждому ребёнку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Итог групповой работы

- Помните, что работать вы должны дружно, прислушиваясь к мнению каждого члена группы. не забудьте выбрать человека, который будет защищать группу.

- Когда работа будет выполнена, дайте мне знать. На эту работу я вам даю 3 мин.

Ответы детей.

-Как изменилась неживая природа с наступлением весны? (Слайд №10, I ст.)

- Какие изменения произошли в жизни птиц?

- Как изменилась жизнь животных с приходом весны?

- Что происходит с растениями с наступлением весны?

- Какие изменения произошли в живой природе?

(Слайд №10 , II ст.)

Молодцы! Вы хорошо поработали.

- Так почему же весна - утро года?

Весну можно называть утром года за то, что весной пробуждаются от зимнего сна растения и животные. А ещё потому, что она является переходным временем от зимы с её длинными ночами и короткими днями (ночь года) к лету с длинными днями и короткими ночами (день года).

почувствовать свою значимость в коллективе, возможность реализации своего потенциала.

Объясняет выполненное задание ученик, которого выберут члены группы. Это воспитывает у ученика чувство ответственности, доверия, способствует повышению самооценки.

Слайд № 9

V. Итог урока. Подходит к концу наш урок. Мы хорошо поработали на уроке.

1.Давайте соберём таблицу, в которой назовём основные признаки февраля и изменения марта.

Я очень довольна вами и вашей работой на уроке.

Мне было с вами интересно.

2. Выставление отметок за урок.

3. Домашнее задание. (Приложение 2)

Урок закончен. Спасибо всем за хорошую работу.

Вызвать у детей чувство удовлетворённости результатами урока

 

Слайд № 11

Слайд №12