Тип урока: комбинированный урок.
Цель: обобщение наблюдений учащихся о зимнем сезоне, познакомить с весенними явлениями в неживой природе, со старинным обычаем проводов зимы и встречи весны.
Задачи урока:
Образовательные:
- обобщить наблюдения учащихся о зимнем сезоне и сформировать знания о весенних явлениях в неживой и живой природе;
- познакомить со старинными обычаями проводов зимы и встречи весны.
Развивающие:
- продолжить развитие умения выявлять связи между состоянием неживой природы и изменениями в живой природе,
- развивать эстетические чувства, наблюдательность, познавательный интерес.
3. Воспитательные:
- воспитание любознательности и пытливости в процессе учения, чувства взаимопомощи, взаимовыручки,
- воспитывать интерес к традициям наших предков,
- уважительное отношение к старинным обычаям.
Оборудование: аудио-магнитофон, аудио-запись VIVALDI "Времена года", компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме "Весна - утро года", карточки с текстом для групповой работы.
Ход урока
Этап урока | Содержание | Задачи этапа |
Здравствуйте, ребята. Совсем скоро начнётся наш урок. Но прежде давайте поприветствуем гостей, которых очень рады видеть на нашей встрече. | Слайд №1 (анимация) | |
I. Организация детей на занятие | Ребята, готовы вы к уроку? На вас надеюсь я друзья! Мы хороший дружный класс, Всё получится у нас! |
Слайд №1 (анимация) Мотивационный компонент урока. Поддержание эмоционально-положительго настроя на урок, создание ситуации успеха, доверия. |
II. Постановка целей и задач урока Сравнение и выявление отличительных признаков времен года. |
Февраль да март в России - месяцы
переломные. Вроде бы ещё зима, да все знают, что к
концу она движется. Вроде бы и солнышко пока
низко над горизонтом, да все знают, что день на
прирост пошёл. А главное отличие зимы от весны -
звуки природы. - Вы сейчас прослушаете два музыкальных отрывка VIVALDI и попробуйте определить звуки характеризующие зиму и весну. - Звуки, какого времени года вы услышали? Докажите. Д. Зима воет буранами, свистит вьюгами, хрустит мягким снежком. Д. А пригреет солнышко - зазвенят капели, потекут ручьи. - А чьи ещё голоса возвещают о приходе весны, как вы думаете? - Правильно об этом нам рассказывает пение птиц. Раньше считалось, что даже петухи в конце зимы звонче и веселее поют - тепло чуют. Молодцы! Вы смогли различить звуки природы. Сегодня на уроке мы должны выделить приметы февраля - последнего месяца зимы, и выяснить какие изменения в природе происходят в марте. |
Слайд №2 Введение в тему урока
Использование музыки Эстетическое наслаждение Мыслительные приёмы сравнения, сопоставления, воображение. Проблемный вопрос Фронтальная форма работы
Отражение структур урока доступность их для осознания детьми. |
III.Актуализация опорных знаний Обобщить знания о зимних явлениях на основе наблюдения детей за снеговым покровом. Выделить основные признаки февраля - последнего месяца зимы. |
- Почти на всей территории России в
феврале лежит глубокий снег. Снежный покров
образуется не в один день, а постепенно. Три ученика нашего класса выполнили проектную работу "Исследование снегового покрова". (Приложение1) Выступление детей Каждый слой формируется в разных условиях и может подсказать нам, какой была погода в это время, а также наличие неблагоприятных экологических условий. Слои снега - это "Следы Зимы". По ним можно проследить приметы февраля. - Ребята, какие приметы февраля мы выделим? Д. Метель, вьюга, оттепели, осадки, :. |
Повторение пройденного материала с
целью усвоения нового. Проектная деятельность. Слайд №3
Слайд №4 (анимация) |
IV. Новый материал 1.Масленица Познакомить со старинным обычаем проводов зимы и встречи весны.
2. Физ.минутка
3. Групповая работа Выделить изменения в неживой и живой природе с наступлением весны. |
В феврале, как говорят, - зима с
весной встречаются. Издавна в конце зимы люди
праздновали весёлый праздник Масленицу. У неё
много других названий: Честная, Широкая, Весёлая,
Объедуха, Сырная неделя. - В прошлое воскресенье в нашем городе отмечался праздник - Масленица. - Давайте послушаем репортаж с места событий. Ученик. Масленица когда-то была языческим праздником в честь бога Солнца Ярилы (блин - символ солнца). Масленица отмечалась очень весело - катались с гор на санках, пели песни - звали Масленицу, штурмовали снежные городки. В конце праздника люди сжигали соломенное чучело масленицы, прощались с зимой. - А сейчас зовём всех вас - Масленица зиму провожает, холодную жизнь кончает! - Мы выделили приметы февраля. Февраль зиму кончает - весну :: (встречает, начинает). Ребята, а что встречает февраль? (Весну) А сейчас мы узнаем, какие изменения происходят в живой и неживой природе с приходом весны. - И ещё, почему весну в народе называют "утром года"? Поработаем в группах. Детям раздаются тексты, в которых нужно выделить главное. (Приложение 2) 1 гр. Изменения в неживой природе. 2 гр. Изменения в жизни птиц. 3 гр. Изменения в жизни растений. 4 гр. Изменения в жизни животных. |
Слайд № 5 Исторический экскурс.
Слайд №6, 7, 8
Охрана здоровья детей, снимается утомляемость, поддерживается эмоциональный настрой, развивается внимание.
Слайд №9 Проблемный вопрос Критерии дифференциации - уровень обучаемости, способ - степень помощи. Идёт активная познавательная деятельность учащихся, развитие способностей к анализу, синтезу, обобщению. Работа с текстом. Совместная деятельность сплачивает, даёт возможность каждому ребёнку |
||
4. Итог групповой работы |
- Помните, что работать вы должны
дружно, прислушиваясь к мнению каждого члена
группы. не забудьте выбрать человека, который
будет защищать группу. - Когда работа будет выполнена, дайте мне знать. На эту работу я вам даю 3 мин. Ответы детей. -Как изменилась неживая природа с наступлением весны? (Слайд №10, I ст.) - Какие изменения произошли в жизни птиц? - Как изменилась жизнь животных с приходом весны? - Что происходит с растениями с наступлением весны? - Какие изменения произошли в живой природе? (Слайд №10 , II ст.) Молодцы! Вы хорошо поработали. - Так почему же весна - утро года? Весну можно называть утром года за то, что весной пробуждаются от зимнего сна растения и животные. А ещё потому, что она является переходным временем от зимы с её длинными ночами и короткими днями (ночь года) к лету с длинными днями и короткими ночами (день года). |
почувствовать свою значимость в
коллективе, возможность реализации своего
потенциала. Объясняет выполненное задание ученик, которого выберут члены группы. Это воспитывает у ученика чувство ответственности, доверия, способствует повышению самооценки. Слайд № 9 |
||
V. Итог урока. | Подходит к концу наш урок. Мы
хорошо поработали на уроке. 1.Давайте соберём таблицу, в которой назовём основные признаки февраля и изменения марта. Я очень довольна вами и вашей работой на уроке. Мне было с вами интересно. 2. Выставление отметок за урок. 3. Домашнее задание. (Приложение 2) Урок закончен. Спасибо всем за хорошую работу. |
Вызвать у детей чувство
удовлетворённости результатами урока
Слайд № 11 Слайд №12 |