Цели:
- Обобщить знания учащихся о значении воды для жизни человека, животных и растений.
- Закрепить понятие о круговороте воды в природе; повышать познавательную активность детей; прививать основы экологических знаний.
- Воспитывать привычку бережного отношения к природе.
Оборудование: Подвижная схема-таблица " Круговорот воды в природе", схема-раскраска "Путешествие речки Хрустальной", плакат "Пустыня и оазис", иллюстрации- загадки "Три вида состояния воды".
Ход урока
Организационный момент
Когда ты идёшь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно "почему" меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Пойдём-ка, дружок, по тропинке вдвоём
Ответы искать под зелёным шатром.
Сообщение темы и цели урока (Слайд 1).
Сегодня на уроке мы с вами отправимся в мир сказки. Где вы должны применить все свои знания и навыки, полученные на предыдущих уроках. И от ваших знаний будет зависеть наше путешествие.
Новый материал
Инсценированное стихотворение детьми:
Спросил на днях малыш сосед (Слайд 2).
У струйки, льющейся из крана:
- Откуда ты?
Вода в Ответ:
- Издалека, из океана.
Потом малыш гулял в лесу, (Слайд 3).
Росой искрилась вся поляна.
- Откуда ты?- спросил росу.
- Поверь, и я из океана!
На поле лёг туман седой. (Слайд 4).
Малыш спросил и у тумана:
- Откуда ты? Ты кто такой?
- И я, дружок, из океана!
-Ты, газировка, что шипишь? (Слайд 5).
И из бурлящего стакана
Донёсся шепот:
- Знай, малыш,
И я пришла из океана.
Удивительно, не так ли? (Слайд 6).
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке,
И в снежинке,
И в дождинке,
И в росинке
Нам откликнется всегда (Слайд 7).
Океанская вода.
- Почему везде встречается океанская вода, ведь мы не пьём солёную воду? (Это вся вода в МИРОВОМ океане, в его состав входит вся вода планеты, в том числе и пресная).
Путешествие Капельки. (Слайд 8.).
К нам в гости пришла жительница Мирового океана Капелька, и мы с ней отправимся в путешествие.
Как-то на рассвете открыла большие глаза Капля. (Слайд 9).
- Где я?- спросила Капелька.
Берега скрылись. Огромные волны раскачивали её.
- Ты, волна, моя морская,
Своенравная волна.
Как покоясь иль играя,
Чудной жизни ты полна?
Ты на солнце ли смеёшься,
Отражая неба свод.
Иль мятешься ты и бьёшься
В одичалой бездне вод.
(Слайд 10).
Да не испугалась она нисколько. Расхохоталась звонко и давай с волны на волну, как с горки, кататься. Селёдки носы из воды высунули:
- Кто здесь расшумелся?
Чайки крыльями замахали: (Слайд 11).
- Кто здесь расшумелся?
(Слайд 12).
А Капле и горя мало. Смеётся и заливается. Послышалась в дали песня протяжная. Это с богатым уловом рыбаки возвращались. Она - к лодке близко- близко подплыла. Любопытная! Всё то ей знать надобно. Одно из вёсел изловчилось, подхватило Каплю: " Не суй нос, куда не следует!". Подняло её высоко над водой.
(Слайд 13).
Увидела малышка на востоке огромный красный шар. Руки к нему протянула.
- Шарик воздушный хочу!
Волны запели хором:
- Солнце встало, день настал!
Побежали по морю алые полосы. Волны сделались зелёными, прозрачными, как трава весной. Капля во все глаза глядела. Вон камни на дне. Морские рыбёшки хороводы водят. Шёлковые водоросли колышутся. Теплым тепло стало. Рыбаки куртки скинули. Крикнули: " Суши вёсла!"
(Слайд 14).
Солнце весело улыбнулось серебристой Капле. Протянуло ей ладошку горячую:
- Давай знакомиться!
Она так и засверкала от радости. Погладило солнышко Капельку по голове. И стала она лёгкой- лёгкой. Оторвалась от весла и полетела. Превратилась в пар.
- Прощайте, друзья!
Но они были далеко и не слышали её. Сом на дне дремал. Утёнок с братом в прятки играли. Плотва деток кормила.
Первое задание (Слайд 15).
- Почему Капелька сумела полететь вверх?
Прежде чем отправиться в дальнейшее путешествие ответьте на вопрос. У Михаила Юрьевича Лермонтова есть такие строки:
"Тучки небесные, вечные странники!"
Правильно ли это? Объясните.
(Слайд 16).
Поднявшись вверх, Капелька увидела летевшего альбатроса. И спросила она его:
- Скажите без чего не прожить?
И альбатрос ответил:
- Выполните сначала такое задание
Второе задание (Слайд 17).
Среди картин выделите 3 состояния воды. Докажите.
(Слайд 18).
- Я, Морская птица. Размах моих крыльев достигает 3-х метров. Могу часами парить над бурными потоками океанского воздуха. Но если ветер внезапно стихает, то я волей или неволей, перестаю планировать и лечу, тяжело взмахивая крыльями. Нельзя прожить без ветра!
И полетела Капелька вверх. Долетела до тучки и увидела, что в тучке очень много её подружек, таких же Капелек. Только они все очень дружно держатся за ручки. А тучка тем временем всё становилась больше и больше. И стали они пролетать над горами, холодно стало Капельке и её подружкам. Подул сильный ветер. И крикнула Капелька, что было силы:
- Скажите, ветер, без чего не прожить?
(Слайд 19).
Третье задание.
Ответьте на вопрос.
- Где быстрее испаряется вода в лесу, в поле, в пустыне, в море? Объясните.
- Летаю я везде, вижу весь мир, треплю листву деревьев, подгоняю корабли на
море. Но не всегда и мне хорошо живётся. Думаю, что нужнее всего земля.
Физкультминутка
Ветер задувает,
Раскачал деревья.
Тучки побежали,
Подружек увидали.
Все они обнялись
И расхохотались.
Капли дружно полетели
И на стульчики все сели.
(Слайд 20).
- Что же дальше произошло?
Всё тяжелее и тяжелее стала Капелька, потянуло её вниз. Полетела она вместе со своими подружками и упала на землю. Там встретила она цветок. И спросила Капелька его:
- Скажите, без чего не прожить?
Четвёртое задание.
И ответил цветок:
- Решите кроссворд, и я вам отвечу. (Слайд 21).
- Летит без крыльев и поёт,
Прохожих задирает.
Одним проходу не даёт.
Других не подгоняет. (Ветер). - Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут. (Облака). - Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий.
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле. (Дождь). - Что за чудо- красота!
Расписные ворота
Показались на пути!
В них не въехать, не войти. (Радуга).
И сказал цветок:
- Расту я на земле. Радуюсь солнечному свету, долгожданному дождику. Радую всех своими яркими лепестками и ароматом. Но и мне живётся не легче. Я думаю нельзя прожить без воды.
(Слайд 22).
И пропиталась Капелька со своими подружками в землю. Встретила там крота. Спросила его она:
- Скажите, без чего не прожить?
Пятое задание.
Ответьте на вопрос: много рек впадает в моря и океаны. Почему они не переполняются?
И ответил крот:
- Я всю жизнь живу под землёй. Мои подземные ходы тянутся на сотни метров. Питаюсь червями, жуками и другими животными. И рою я так быстро, как рыба плавает в воде.
Умею колодцы рыть, но не умею жить без воды. Думаю, что нельзя прожить без воды.
(Слайд 23).
Попала Капелька в маленький ручеек вместе со своими подружками. Побежал ручеёк, встречая на своём пути другие ручейки. Наконец, попала Капелька в океан, вернулась домой.
(Слайд 24).
И увидела там старого, большого кита. Он прожил долгую жизнь. Спросила его Капелька:
- Без чего не прожить?
Ответьте на вопрос.
Шестое задание.
- Какие враги у воды?
И ответил кит:
- Я живу 189 лет, видел очень много интересного. Много путешествовал, встречал различных рыб на своём пути. Все они говорят, что без воды никто не может прожить.
Значит нельзя прожить без воды!
И тут вдруг посмотрела Капелька и увидела, что действительно без воды никто не может жить.
Седьмое задание.
У вас на столах лежат картинки. Разложите их так, как путешествовала Капелька.
(Работа в парах).
-Как называется это явление природы?
(Слайд 25).
Позвала Капелька мать - Воду. И сказала Вода:
- Да, без меня никто не может прожить! Но слишком не экономно люди тратят воду. Ведь из всей воды, которая есть на земле только 1 литр из 100, годен для питья. Чтобы орошать поля, напоить фабрики, заводы, электростанции нужна вода. Но больше всего на земле солёной воды!
Восьмое задание (Слайд 26).
- Как сохранить воду? Эту проблему мы должны решить с вами, ребята.
Когда Капелька путешествовала в ручейке, попала в город Всеравновск. Итак, не понравилось ей в этом городе.
- Почему? (Так как в воде плавал различный мусор).
(Работа со схемой-раскраской "Путешествие речки Хрустальной").
Раскрасьте воду в речке Хрустальной, которая протекает в городе Всеравновске. (Раскрашивают чёрной краской).
- С какими качествами характера проживают люди в этом городе?
- Как сохранить Хрустальную речку?
Раскрасьте речку таким цветом, чтобы вода была чистая.
(Раскрашивают синей краской).
(Слайд 27).
- Почему вода стала чистой?
- С какими качествами характера люди живут в этом городе?
- Значит, какие люди живут в городе Всеравновске?
Работа по учебнику.
Прочитайте вывод.
Итог урока. (Слайд 28).
- С чем познакомились на уроке?
- Какое природное явление постоянно происходит с водой? Объясните.
- О чём бы вы могли рассказать интересного с этого урока своим близким?
Домашнее задание. Составить сочинение о красоте воды.