Внеклассная работа "Что сердцу нашему дороже"

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 3


Цель: развитие интереса к Родине, семье, семейным ценностям.

Задачи:

  • дать понятия, что такое Родина и семья;
  • формирование чувства гордости за свою Родину, формирование убеждения о важности семьи, необходимости бережного отношения к семейным ценностям;
  • воспитание уважительного  отношения и  внимание  к пожилым людям, привитие желания активно оказывать им помощь.

(Звучит песня «Притяженье Земли»)

Ведущий:

– Добрый день уважаемые гости, коллеги, родители! Мы рады видеть вас у себя в гостях, в нашей большой  и дружной семье 3 класса Крюковской средней школы.

– Сегодня мы будем говорить об очень важных понятиях, дорогих и близких для сердца каждого человека о Родине и семье.

Ведущий:

(показывает слайды к стихотворению)

Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.

Или степь от маков красная.
Золотая целина …
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.

– Что же такое для человека Родина?

Дети:

– Родина – это страна, в которой живёшь.

– Дом, где родился.

– Берёзка у родного порога.

– Место, где жили наши предки.

Ведущий:

Понятие Родина многогранно.

– Передавая по кругу цветок, скажите, что для вас Родина, я начинаю… (поле, лес, берёзка, луг, пруд, мама, птицы)

– Наверное, всё это и есть родина. Родину любят, защищают от врагов, посвящают ей стихотворения.

Холмы, перелески,
Луга и поля – 
Родная, зелёная
Наша земля.  
Земля, где я сделал   
Свой первый шажок,    
Где вышел когда-то  
К развилке дорог. 
И понял, что это
Раздолье полей 
Частица великой
Отчизны моей.

                                  

Ведущий:

– Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия.    

– Почему мы её так называем? 

(слайд)

Дети:

Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней испокон веков жили отцы и деды наши.

Родиной мы зовём её потому, что в ней родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное.

– Матерью называем Родину потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила нас своими водами.

Ведущий:

– Как же надо относиться к Родине?

– У человека одна родная мать – одна у него и Родина. Русские люди всегда крепко любили  свою родину, воспевали её в песнях. Давайте и мы споём о своей Родине.

(Песня «Родина моя» София Ротару)

Поют дети вместе с учителем

– Мы с вами увидели необычайно красивые пейзажи нашей Родины, вы услышали интересные стихотворения о ней и спели яркую эмоциональную песню о Родине.

– Какие чувства вызывает у вас наша Родина?

– Как вы думаете, откуда произошло само слово родина и что оно обозначает?

– Какие слова близкие по значению бывают?

– Ребята заранее подготовили ответы  на эти вопросы, давайте их послушаем.

Ответы детей:

– Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством . Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода.

Близкие по значению слова:

Родина – это и отечество, страна, и место рождения человека

Родители – отец и мать, у которых рождаются дети.

Родня – это родственники.

Родословная – перечень поколений одного рода.

Ведущий:

– Каждый из вас делал родословную, познакомился со своими предками и видел несколько поколений своего рода.

– Ребята, все названные слова имеют корень – род–. А род – это семья; близкие, родные люди. Значит, родина и семья взаимосвязаны. Об этом даже стихотворение есть.

Что Родиной моей зовётся?
Себе я задаю вопрос.
Река, что за домами вьётся,
Иль куст кудрявых красных роз?

Вон та осенняя берёзка?
Или весенняя капель?
А может радуги полоска?
Или морозный зимний день?

Всё то, что с детства рядом было?
Но это станет всё пустяк.
Без маминой заботы милой,
И без друзей мне всё не так.

Так вот что Родиной зовётся !
Чтоб были рядышком всегда
Все, кто поддержит, улыбнётся,
Кому нужна и я сама!

Ведущий:

– А зачем человеку семья?

(ответы детей)

– Семья, как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца.

– А откуда произошло слово семья?

Слово «семья»  происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю даёт хороший  росток. Когда ваши  родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать, жить в согласии и заботиться друг о друге.

Семья крепнет, а семя превращается в крепкий росток. На нём зацветают и первые цветочки – сынки и дочки. В семье каждый ребёнок желанный. У родителей главная забота, чтобы дети  выросли хорошими людьми.

(слайды  о ростке)

– А чем крепка должна быть  семья?

Дети:

– Любовью и уважительным отношением друг к другу.

– Взаимопониманием и заботой друг о друге.

Ведущий:

– Любая семья крепка корнями, мы это видели в нашей родословной.

– А самый близкий и главный хранитель семейного очага – мама.

Давайте о ней скажем.

Стихи о маме:

Солнце золотое колесом скатилось
Ласковое солнце в маму превратилось
Миленькая мамочка улыбнись,
Своим сердцем ласковым
Ты ко мне прижмись!

Мама, как волшебница:
Если улыбается –
Каждое желание у меня сбывается.
Поцелует мама – плохое забывается.
Новый день, весёлый день
Сразу начинается.

– А давайте сыграем в игру «Цветик-семицветик».

(любимая, нежная, ласковая, добрая, понимающая, родная, близкая, дорогая, всепрощающая, строгая, красивая, милая, умная, классная, весёлая, сердечная, лучшая, необыкновенная, душевная, скромная)

(выходят и не уходят, для песни)

– О ком  так можно сказать?

– Давайте споём о ней песню.

(Песня «Мама» из кинофильма «Мама»)

Поют дети.

Ведущий:

Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках, –
Самая прекрасная из женщин
Женщина с ребёнком на руках.
От любой напасти заклиная , (слайды)
Ей-то уж добра не занимать.
Нет, не Богоматерь, а земная                     
Гордая, возвышенная Мать! 

(заповедь – слайд)

– Самые сложные обязанности в семье лежат на родителях. Их любовью и терпением достигается семейное счастье.

– Помни мудрую заповедь «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить».

– Что значит почитать родителей?

– Почитать родителей – значит в детстве – их слушаться, в молодости – с ними советоваться, в зрелом возрасте – о них заботиться.

– Если заповедь исполняется можно сказать, что выросли хорошие дети.

– А о ком ещё надо заботиться в семье, кроме мамы и папы?

– Мы не можем не вспомнить о самых добрых и преданных членах семьи бабушках и дедушках. От нашего отношения к ним зависит вся дальнейшая жизнь.

У бабушки нашей счастливые годы –
Бабуля ушла на заслуженный отдых.
Не надо теперь на работу ходить,
Пора отдыхать, за здоровьем следить.

Вот только в квартире она убирает.
Погладит, сготовит, потом постирает.
Когда же всё в доме сверкает, блестит
Тогда за здоровьем бабуля следит!

Как много внимания требуют внуки!
До ночи бабуля не ведает скуки,
Когда всех уложит, угомонит,
Тогда за здоровьем бабуля следит!

Родители внуков приходят с работы,
И бабушка их окружает заботой.
Какой-то усталый у бабушки вид,
А вроде на пенсии дома сидит.

– А есть ли время у бабушки следить за своим здоровьем?

– А почему?

– Бабушки отдают себя, свои душевные силы, сердце, тепло –  семье, детям и  внукам, порой жертвуя своими удобствами, здоровьем.  Поэтому отношение  к поколению бабушек и дедушек должно быть бережным и благодарным.

– Давайте приготовим бабушкам небольшой подарок, подарим им свою улыбку, а вместе с ней и своё доброе отношение. Ведь, когда внукам хорошо и бабушки счастливы.

– Но не всегда старым людям хорошо живётся.

– К сожалению, в жизни иногда бывает наоборот.

Промчались дни
И прошумели годы.
Всему на свете наступает срок.
Пришла усталость,
Начались потери.
Седая СТАРОСТЬ
Заступает на порог.

(слайды о доме престарелых)

– Есть у нас в России и дома престарелых, где живут пожилые люди, за которыми некому ухаживать. А бывает, что взрослые дети отдают в дом престарелых своих  стареньких родителей.

– Что можно сказать о таких детях?

– Эти люди совершили предательство. Они забыли свой долг перед родителями, которые вырастили их.

– А вы когда-нибудь видели глаза этих брошенных старых людей?! В них печаль, мольба о помощи, боль, жалость. И крик, крик души!

– А как важно для стариков, чтобы они жили в семье, где царят  любовь и уважение.

Легче всего обидеть мать.
Она обидой не ответит,
А только будет повторять:
«Не простудись, сегодня ветер»
Легче всего обидеть мать.

– Как же надо относиться к своим престарелым родителям?

– Как и у вас у, меня тоже есть родители!!! Я их  очень люблю,  безмерно уважаю и преклоняюсь перед ними.

– Мне очень хотелось рассказать вам о своём папе и не просто рассказать, а пригласить его к нам на праздник и познакомить с вами.

Но так случилось, что этим летом его не стало.

В красках постылого будня.
К горечи верных сердец
В самом начале июня
Умер любимый отец…

Нету его больше с нами,
Внуки и дети в слезах,
Умер. Оставив нам память
В добрых словах и делах.

Произошло всё в мгновенье
Чуда не произошло,
Даже слова утешенья
Не вызывают тепло.

Очень большая потеря –
Смерть дорогого отца,
Кто испытал в полной мере,
Тот нас поймёт до конца…

– Несмотря ни на что, я приготовила маленький рассказ о папе .

(Минусовка к песне  «Дорогие мои старики» И. Саруханов)

Звучит фоном во время рассказа.

(слайды о папе)

Папа родился в многодетной семье, где кроме пятерых детей, матери и отца, жила ещё бабушка. Очень рано у моего папы погиб отец и он стал за старшего. Пришлось идти на заработки, чтобы помочь маме содержать всю семью. Потом был морфлот, где он отслужил моряком 4 года, училище, техникум. Автобусы не ходили и чтобы попасть на учёбу он должен был пешком пройти  20 км . Нелегко ему жилось, но он был человеком ответственным, серьёзным,  трудолюбивым. Шли годы, все дети выросли,  он женился и с семьёй приехал в Крюково. Здесь он устроился на завод и проработал на нём 38 лет до 2008 года. Себя я помню рядом с папой, потому что он водил меня в сад, ходил на родительские собрания, делал со мной уроки.  Папа любил петь, много лет он пел в хоре и выступал на концертах.  Часто  посещал школу,  многие школьные мероприятия проходили с его участием.   А последний год, как вы знаете, он даже работал в школе. И все в посёлке относились к нему с большим уважением. А вот в его родной деревне, его маму считали самой счастливой, т.к. все пятеро детей выросли достойными людьми, они любили  свою мать, оберегали и во всём помогали. А также показывали нам, внукам, пример, как надо относиться к своим престарелым родителям.

Вот почему я так трепетно отношусь к памяти о моём отце, он навсегда останется в моём сердце.

Вывод:

– Надеюсь, что наш сегодняшний разговор заставит вас задуматься, как много значит доброе отношение к другому.

– Я обращаюсь ко всем мальчикам и девочкам : любите и цените свою Родину, своих родителей, своих бабушек и дедушек, будьте добрыми, чуткими к ним, не причиняйте боли своими поступками и словами.  Скоро и вы станете взрослыми и сильными, а ваши родители – слабыми и старенькими. Не совершайте предательства по отношению к ним . Берегите их!

– Наше мероприятие подошло к концу.

– Большое спасибо за участие всем детям, гостям, которые вместе с нами сопереживали и радовались.

(звучит песня «Дорогие мои старики»)

К работе прилагается презентация.

Используемая литература:

  1. Л.И. Гайдина, А. В. Кочергина «Группа продлённого дня 3-4 класс»
  2. Ресурсы интернета